После выступления заместителя главы государственной Комиссии о модернизации, первого замглавы администрации президента России Владислава Суркова, поднявшего вопрос о месте размещения будущего российского аналога "Кремниевой долины", эта тема для российских регионов остается одной из главных интриг и вызывает различные комментарии. Известный казанский политолог профессор Мидхат Фарукшин кратко охарактеризовал для ИА REGNUM Новости свое видение проблемы, ответив на два вопроса: "Какое место в России наиболее подошло бы для размещения центра?" и "Соответствует ли критериям размещения этого города Татарстан?"

Я не такой специалист по вопросам организации науки, как Владислав Сурков. Но, на мой взгляд, такой город можно создать под Москвой, возможно, на базе Зеленограда или отдельно от него, с учетом того, что в Москве сосредоточены крупные научные силы в академических институтах, НИИ и вузах. Часть этих сил, наиболее продвинутых по меркам мировой науки, можно было бы использовать при создании подмосковного академгородка. Это удобно с многих точек зрения и не исключает привлечения высококвалифицированных научных кадров из других научных центров, в том числе, из Санкт-Петербурга. Второй центр мог бы быть организован на базе новосибирского академгородка с привлечением лучших сил из других регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Я также хотел бы заметить, пользуясь случаем, что проект "Силиконовой долины" в России, безусловно важен, но нельзя видеть в нем панацею. Модернизация должна произойти во всех областях. Мы еще плохо знаем общество, в котором живем. В этой связи я думаю, что следовало бы пойти на затраты по созданию Всероссийского Центра социально-экономических и политико-правовых наук, который занимался бы разработкой рекомендаций для принятия и осуществления важнейших политико-управленческих решений по заказам российского Правительства.

На одной из международных конференций в США, кажется, еще в 1994 году, я спрашивал покойного социолога Юрия Леваду, почему у нас есть Институт США и Канады, Институт Дальнего Востока, Институт Европы, Институт Востоковедения и т.п., но нет института, который изучал бы ситуацию в российских регионах, из которых, собственно, и состоит Российская Федерация? Тогда я не получил ответа на свой вопрос. Но сейчас время к нему вернуться. Мне кажется, что таким институтом вполне мог бы стать Институт региональной политики.

Что касается второго вопроса - подходит ли для будущей "Силиконовой долины" Татарстан, то, к сожалению, я должен ответить "нет", поскольку отсутствуют те предпосылки, о которых я сказал выше. Для развития науки нужны две вещи: свобода в самом широком смысле слова и деньги. Ни того, ни другого для развития науки при режиме Минтимера Шаймиева не было.

Не буду голословен. В республике без официальных объяснений причин, расформировали, а проще говоря, угробили Институт социально-экономических и правовых наук Академии Наук РТ. Прекратили финансирование по академической Программе основных научных направлений, заболтали идею о создании в Казани силами АН и КГУ Центра федерализма и регионалистики. Не думаю, что ситуация в естественных и точных науках лучше, и что здесь есть достижения мирового уровня. Достаточно вспомнить рассказы ученых об устарелом оборудовании, на котором они вынуждены работать.

Так что наша республика не готова разместить у себя будущий город-центр. Остается надеяться, что новый президент Татарстана - Рустам Минниханов сумеет исправить досадные ошибки своего предшественника. Однако для этого потребуется определенное время.