Закон об обращении с радиоактивными отходами стоило принять еще 10 лет назад: эксперты

Москва, 19 февраля 2010, 14:16 — REGNUM  "Для нашего янтарного края закон "Об обращении с радиоактивными отходами" особенно важен и актуален, - заявил вице-премьер правительства Калининградской области Юрий Шалимов, комментируя принятие Государственной думой РФ законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)". - В последних числах февраля заложен первый камень в строительство Балтийской АЭС. На общественных слушаниях, прошедших перед этим в области, где мог принять участие каждый желающий, прежде всего, волновали всех, конечно, вопросы безопасности. Хотя при выборе пункта размещения станции учитывались техногенные, природные, экологические факторы, были привлечены все научные силы не только страны и Калининградской области, но и Белоруссии, где имеются большие наработки в этом вопросе".

"Мы подняли все имеющиеся за всю историю региона наблюдения, чтобы учесть все тектонические, геологические факторы, уровень грунтовых вод, метеорологические условия. Были проведены инженерно-метеорологические и все необходимые в таких случаях изыскания. Доводы специалистов были убедительны: выброс в воздух радионуклидов будет в 40 раз меньше, чем выбросы из трубы существующих тепловых станций. Предельно допустимый уровень радиации на территории АЭС будет составлять 12-15 микрорентген, в России он составляет 20 микрорентген в час, в Норвегии, например, 80 микрорентген, - отметил он. - А вот как быть с отработанным топливом? Наши оппоненты критиковали нас за недостаточную, по их мнению, проработку именно этой проблемы. Мы отделены от материковой России двумя иностранными государствами - Литвой и Белоруссией, и нам надо четко знать: кто и как будет им заниматься. Теперь в предлагаемом законе четко расписаны все полномочия. То, что определены механизмы финансирования деятельности по обращению с вновь образующимся отработанным ядерным топливом, а услуги будут предоставляться по тарифам, устанавливаемым государством, снимает многие проблемы, которые стояли перед нами. Создана нормальная правовая база, которая поможет обеспечить безопасное обращение с отработанным ядерным топливом, которое теперь выделено в отдельный раздел и согласуется с Объединенной Конвенцией о безопасности обращения с РАО. Уже сейчас в Калининградской области не хватает энергетических мощностей для размещения серьезных производственных объектов, и потребность в них постоянно растет: регион активно развивается. С закрытием Игналинской АЭС в Литве эти перспективы еще больше сократились. Так что если сейчас не принять мер по обеспечению нашего региона электроэнергией, то мы можем оказаться в энергетической блокаде. Не только избежать этого, но и дать новый импульс развитию всех отраслей экономики поможет строительство АЭС на территории области. Как правило, наличие новых мощностей дает колоссальный всплеск притока инвестиций - у бизнеса появляется уверенность в перспективном развитии вложенных средств. И инвесторы уже проявляют интерес к будущей АЭС. О Литве мы уже упоминали. Польша согласно Киотского протокола, которым предусмотрено сократить уровень выбросов в атмосферу, к 2015 году тоже может превратиться в импортера электроэнергии. В Европе происходит реформа энергорынка. Таким образом, для Калининградской области есть возможность занять освобождающуюся нишу и стать экспортером энергоносителей. Теперь правительство края уверено, что все намеченное будет выполнено, тем более, если эта уверенность будет подкреплена таким своевременным и конкретным законодательным документом".

"То, что этот закон принимается, это, конечно, хорошо. Это шаг в правильном направлении для развития цивилизованного общества, - считает советник директора российского научного центра "Курчатовский институт" по научному развитию, д.ф.-м. н. Андрей Гагаринский. - Хотя, может быть, стоило бы его сделать и 10 лет назад. Меня, правда, беспокоит проблема обратимости процесса. Если мы определяем на сегодняшний день, что вот такие вещества являются радиоактивными отходами, например, продукты деления ядерных реакторов, и захораниваем их так, что потом достать нельзя. Вот это, я считаю, не совсем правильно. Потому что на другом уровне развития цивилизации редкоземельные элементы, которые содержатся в большом количестве в этих продуктах деления и в большей концентрации, чем в земной коре, могут оказаться для будущего человечества чрезвычайно ценными. И на эту тему уже есть работы, особое внимание этому вопросу уже уделяют японцы. Тот факт, что захороненные отходы могут стать необратимыми, принципиально важен, потому что тесно связан с вопросом обратимости принимаемых в законе о РАО технических решений. Считаю, что особое внимание надо уделять жидкостным захоронениям, которые в законе пока оказались под вопросом. Дело в том, что именно жидкостное захоронение при всей его безопасности и технологической приемлемости, увы, необратимое - его обратно уже не соберешь. Этот технологический вопрос нужно, я считаю, еще обсуждать. Обозначение вещества отходом - не на веки вечные. В этом смысле яркий пример - хвосты обогатительных производств. До 0,3% сокращали содержание урана-235 в этих хвостах, и считалось, что это уже отходы. Сейчас уже стало выгодно раскручивать их до 0, 15%. Через некоторое время уже будет экономически выгодно раскручивать дальше и эти 0,15%, допустим, до 0, 07%. Это уже обсуждается. Вот вам пример, когда вещество, которое, на первый взгляд вроде бы отход, на самом деле им не является и имеет большой потенциал. Это я еще не говорю об уране-238, который является сырьем для будущей атомной промышленности. А он находится как раз в хвостах промышленных производств, которые все экологи называют отходами. Думаю, что Росатом должен уделить внимание этому вопросу и всесторонне его обсудить, тем более что Росатом имеет возможность вносить изменения в закон".

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, 20 января Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)", внесенный правительством России. Задача рассматриваемого закона - внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.