В 2009 году в Архангельской области было создано ОАО "Управляющая компания "Энергия Белого моря". Данный проект реализуется в форме государственно-частного партнерства. В уставном капитале общества участвуют Правительство Архангельской области (51% акций) и ОАО "Роскоммунэнерго" (49% акций). Руководство области и предприятия призывают всех потенциальных инвесторов войти в компанию, чтобы совместно осуществлять комплексную модернизацию топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства региона. О том, для каких целей создано предприятие и как оно будет работать, рассказали корреспонденту ИА REGNUM Новости заместитель Губернатора Архангельской области Алексей Верещагин и генеральный директор ОАО "УК "Энергия Белого моря" Сергей Шабалин.

ИА REGNUM: Сергей Алексеевич, расскажите, что такое проект "Энергия Белого моря"?

Шабалин: В первую очередь, это комплексная система, которая повлияет на многие отрасли. Проект затронет большую энергетику, где требуется техническое перевооружение; затронет тепловые и электрические сети, которые находятся в критическом состоянии в целом по области. Проект подразумевает создание единой системы энергообеспечения Архангельской области, а также совместного консорциума с управляющими компаниями для осуществления контроля за качеством услуг и ресурсов, которые поставляют энергетики, в целях защиты интересов конечных потребителей. Как вы знаете, проект "Энергия Белого моря" был презентован на 2 июля 2009 года на Госсовете РФ.

ИА REGNUM: Чем этот проект так хорош?

Верещагин: Правительство РФ идет по пути реформирования ТЭК и ЖКХ. 2 февраля 2010 года утверждена концепция федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы". Министерство регионального развития РФ должно до 15 апреля 2010 года вынести проект исполнения этой программы на рассмотрение Правительства РФ. Но мы уже сейчас можем сказать, что наш проект "Энергия Белого моря" полностью синхронизируется с деталями федеральной целевой программы, которая принимается на уровне федерации. Именно те регионы, которые первыми разработают свои проекты, получат финансирование и смогут внедрить свои идеи в жизнь. У нас на территории области всё это уже есть и проект, и предприятия. Общая сумма финансирования федеральной программы составит 422 млрд. рублей. Мы заявляем программу на 124,8 млрд. рублей. Здесь также учтены и деньги инвестора (к проекту привлекли Чешский экспортный банк). Согласен, надо работать по принципу "стремись к большему". Отдельно отмечу, что финансовым поручителем проекта является ОАО "Роскоммунэнерго", бюджетные гарантии по обеспечению проекта не требуются, ни Правительство Архангельской области, ни областное Собрание депутатов таких обязательств не давали, на них возложена только контролирующая функция. 14 декабря 2009 года при Губернаторе Архангельской области состоялось подписание международного контракта на строительство на территории области когенерационных установок, способных одновременно производить тепловую и электрическую энергию. Также сторонами был подписан рамочный договор. Чешский экспортный банк готов профинансировать в рамках данного договора проекты на сумму в 1 млрд. евро, разработка проектов будет производиться совместно с Правительством Архангельской области. И теперь нам нужно создавать структуру, которая будет держателем имущества, которая будет привлекать инвестиции. А всю хозяйственную деятельность будут вести хозяйственные общества по видам деятельности. Кто-то войдет в партнерство имуществом, как город Архангельск, кто-то - финансовыми средствами.

ИА REGNUM: Почему "Роскоммунэнерго" готово работать в Архангельской области?

Шабалин: Потому что Правительство области готово поддержать инновационные энергетические инициативы и создать условия для реализации проекта на территории региона. Правительство готово к сотрудничеству и понимает, как много необходимо сделать для успешной реализации данного проекта. Совместная работа в данном направлении длится около года.

ИА REGNUM: Опишите, пожалуйста, основные принципы работы нового предприятия. Что вы предполагаете делать?

Шабалин: Нами разработан комплекс мероприятий, направленных на снижение потерь энергоресурсов в тепловых и электрических сетях, улучшение режимов поставки электрической и тепловой энергии, снижение издержек. Одним из важных направлений реализации проекта является установка индивидуальных тепловых пунктов, которые позволили бы фиксировать качество подаваемой энергии в дом и давали возможность в любое время года поставлять тепловую энергию жителям этого дома в том количестве, которое необходимо. Сейчас, как вы знаете, такой возможности у нас нет. Отопительный сезон в городе Архангельске начинается в соответствии с приказом мэра города. Кроме того, проектом предусмотрено создание автоматизированной системы учета, которая позволит получать информацию о каждом потребителе чуть ли не в ежедневном режиме, оптимизировать режимы потребления, проводить анализ объективной статистической информации об уровне и эффективности использования ресурсов, формировать мероприятия по ресурсоосбережению. Идеально было бы, если бы каждый потребитель мог выбирать, в какое время ему потреблять электроэнергию и по каким тарифам.

ИА REGNUM: Так ведь эта система уже существует - есть двухтарифные счетчики...

Шабалин: Да, но их использует небольшой процент жителей Архангельской области. Возможность приобретения учетов энергоресурсов есть не у всех. Именно поэтому мы и создаем новую систему. В нашем проекте предусмотрено создание объединенной диспетчерской службы, чтобы любой житель мог обратиться в эту службу и получить услугу практически моментально, а не тогда, когда управляющая компания сможет прислать специалиста. Далее у нас будет обеспечено формирование страховых запасов материалов и оборудования, которые необходимы для производства ремонтных работ. Все аварии типичны, чтобы их оперативно устранять, нужно иметь компанию, у которой есть квалифицированный персонал, соответствующие запасы материалов, оборудование, и которая по звонку диспетчерской службы могла бы устранить аварийную ситуацию в кратчайшие сроки. В основном аварии происходят в выходные дни и ночью, поэтому оперативность в решении этих проблем очень важна. Также мы планируем строительство мусороперерабатывающего завода. Все это будет происходить в рамках общей программы, которая называется "Комплексная инвестиционная программа по реализации мероприятий, направленных на стабилизацию экономического развития ТЭК и ЖКХ Архангельской области". Данная программа находится в стадии проекта. По каждому из пунктов программы мы должны провести более углубленные технико-экономические расчеты, с последующим представлением её на утверждение в Министерство регионального развития РФ. В нашей программе все проблемы четко очерчены, и как только мы будем их комплексно решать, появится результат - будет меняться качество услуг ЖКХ в регионе.

ИА REGNUM: Что мешает реализовывать все эти задачи в нынешней ситуации, без проекта "Энергия Белого моря"? Существуют компании, занимающиеся всеми этими вопросами, у каждой из них своя зона ответственности. Почему они не могут реализовать все то, что вы перечислили?

Шабалин: Я бы назвал это зоной коллективной безответственности.

Верещагин: У нас есть основные энергокомпании, мажоритарные акционеры которых находятся не в Архангельске: у МРСК "Северо-Запада" - в Москве, у ОАО "ТГК-2" - в Ярославле, у "Архэнергосбыта" - также за пределами региона. Каким образом можно объединить интересы этих трех компаний на уровне области? Пока никак. Правительство области не может влиять на их работу. Изначальная идея Губернатора была в том, чтобы в рамках действующего законодательства консолидировать интересы этих трех сфер - генерации энергии, транспортировки и продажи (сбыта) - в вертикально-интегрированной организации.

ИА REGNUM: Вы хотите сказать, что реформа по разъединению энергокомпаний имеет негативные последствия?

Верещагин: Мы не комментируем действия Чубайса. Мы создаем модель, в которой администрация области должна получить возможность управлять процессом предоставления услуг населению. Конечно, с учетом действующего законодательства. Во-первых, нам нужно было создать государственно-частное партнерство, чтобы привлечь инвестиции в рамках действующего законодательства. Появилось "Роскоммунэнерго", которое готово зайти на территорию Архангельской области с привлечением инвесторов. Поскольку, у нас в регионе уже был неудачный опыт (прим. ИА REGNUM Новости: речь идет о компании "Российские коммунальные системы", которая не проработала и трех лет в регионе), нашим обязательным условием стало получение контрольного пакета акций УК "Энергия Белого моря".

ИА REGNUM: Если я правильно понимаю, помимо "Роскоммунэнерго" вы планируете вовлечь в проект и местных энергетиков?

Верещагин: Да. Нужно понимать, что МРСК "Северо-Запада" - это полугосударственное предприятие, где акционерами являются российские и иностранные собственники, которое работает не в интересах нашего региона. Поэтому директор Архангельского филиала ничего не может решить без одобрения Московского руководства. А в тарифах на свои услуги для населения энергетики закладывают очень серьезную инвестиционную составляющую - более 3 млрд. рублей. Логика, конечно, в этом есть - сети поддерживать надо. Но почему-то никто не говорит, что это имущество нам не принадлежит, имущество принадлежит компании МРСК "Северо-Запада". Мы через тарифы вкладываем деньги в имущество, которое им приносит прибыль. Поэтому мы заявили, что в таких условиях жить не хотим. Мы готовы совместно работать, но в предприятии контрольный пакет должен быть у Архангельской области. Мы хотим привлечь МРСК "Северо-Запада" в создание этого предприятия, чтобы они своими сетями вошли в него. Мы вложим бесхозное и муниципальное, а они - свое, хорошее. Прибыль мы получаем вместе и направляем ее на ремонт сетей. Мы не хотим, чтобы крупные компании создавали за наш счет новые объекты имущества, например, строили новую подстанцию, а потом получали с нее доход. Мы ставим условие только одно - давайте работать вместе. Губернатор области отвечает перед жителями, поэтому мы не хотим увеличивать основные фонды МРСК "Северо-Запада" за счет населения области.

ИА REGNUM: Проект уже презентован?

Верещагин: Как раз сейчас настала потребность говорить о проекте. Мы провели презентацию в мэрии Архангельска, после чего было принято решение о том, что город войдет в предприятие своими сетями. Теперь мы осуществляем работу в данном направлении с муниципальными образованиями. Первые результаты уже есть: на 36 млн долларов подписан договор на строительство когенерационных установок в Котласе и Плесецке. Это будет строительство четырех станции когенерации на выработку тепла (газ) и дешевой электроэнергии. Проект должен окупиться за 7 лет. Мы хотим уже сегодня иметь возможность выработки дешевой электроэнергии. Это проект, который принесет прибыль, мы рассчитываем с его помощью расплачиваться с кредитами. Заметьте, отдавать кредиты мы собираемся не за счет областного бюджета, а за счет эффективной работы. И уже после этого мы начнем работу по всем остальным направлениям.

ИА REGNUM: Кто обяжет УК "Энергия Белого моря" направлять полученную прибыль на реконструкцию ветхих сетей?

Шабалин: Правительство области, которое является держателем 51% акций.

Верещагин: Компания "УК "Энергия Белого моря" имеет только интеллектуальный ресурс - квалифицированный управленческий персонал, в задачи которого входит осуществление эффективного руководства процессом реформирования и модернизации ТЭК и ЖКХ региона. Решения о направлении финансовой прибыли на модернизацию и реконструкцию энергокомплекса региона будут приниматься Правительством области, как основным акционером компании, при участии ОАО "Роскоммунэнерго" и "УК "Энергия Белого моря". Мы понимаем, что частный капитал хочет зарабатывать прибыль. Мы готовы делиться, но в пропорции: 51% - области, и 49% - владельцам остальных акций. Свою долю мы будем вкладывать в модернизацию оборудования. Первое, что я бы отметил, это то, мы идем в рамках государственной политики энергосбережения и энергоэффективности Правительства РФ. Думаю, что город Архангельск будет пилотным в этом проекте. Мы должны создать полную информационную базу о состоянии объектов ЖКХ. В Архангельске это будет немного проще сделать, в районах - посложнее. Сегодня котельные г. Архангельска приносят 110 млн. убытков в год. Да, это так. Что нужно сделать, чтобы они приносили прибыль? Нужно провести их модернизацию, и после определенного периода времени они начнут приносить стабильный доход. Мы предлагаем всем участникам проекта договориться, консолидировать усилия. С ОАО "ТГК-2" мы уже договорились, они согласовали концепцию реализации проекта в части создания на территории региона единого энергетического предприятия. А МРСК "Северо-Запада" говорит "нет" и предлагает создать новое предприятие, где контрольный пакет акций будет принадлежать им. А нужно ли это Архангельской области?

ИА REGNUM: А есть ли основания надеяться на то, что электроэнергетики согласятся и войдут?

Шабалин: Да, есть. Когда они увидят, что мы равны им, МРСК "Северо-Запада" будет легче принять данное решение. У нас на территории области около 55 сетевых предприятий, которые мы сейчас в рамках действующего законодательства объединяем в единый электросетевой комплекс, и это кардинально изменит ситуацию.

Верещагин: Правительство Архангельской области сориентировано на вложение в региональную коммунальную инфраструктуру прибыли, получаемой от реализации инвестиционных программ, заложенных в тарифы, оно максимально стремиться увеличивать активы именно там, где это нужно области. Все это делается в интересах жителей Архангельской области.

Шабалин: Вся деятельность УК "Энергия Белого моря" абсолютно прозрачна. В крупных сетевых компаниях, руководство которых находится в Москве, вы никогда не увидите, куда ушла прибыль. А здесь мы должны будем отчитываться перед Правительством области и депутатами Областного Собрания.

ИА REGNUM: Каковы сроки окупаемости проекта?

Шабалин: У нас есть комплексная программа, согласно которой мы работаем для того, чтобы навести порядок в ТЭК и ЖКХ на территории региона. Мы готовы работать со всеми, кто к нам придет: инвесторами или со-инвесторами. Через УК "Энергия Белого моря" мы можем обратиться к Правительству РФ для того, чтобы перспективу проекта оценили¸ увидели в нем комплексный подход в решении проблем ЖКХ и оказали поддержку в финансировании. ЖКХ и энергетика постоянно требуют внимания, как только остановишься, сразу образуется дыра в каком-нибудь месте. Я был бы очень рад, чтобы этот проект не останавливался никогда. В этом проекте мы сориентированы на те слабые места, где есть потери, аварии, неэффективность, дороговизна. Нам придется работать и в отдаленных районах, где в любом случае придется нести затраты, чтобы поддержать жизнедеятельность данных территорий. Эффект от оптимизации расходов, будет направляться в том числе и на их техническое перевооружение.

Верещагин: Через какой-то период времени вы не заметите, что у УК "Энергия Белого моря" появились свободные средства. Предприятия будут окупаемы, но каждая копейка будет вкладываться туда, где нужны инвестиции. Компания не будет зарабатывать, она будет реформировать ТЭК и ЖКХ Архангельской области. Решением Федеральных властей существующее сейчас субсидирование энергетики с 2012 года прекратится. Поэтому если ничего не делать, то тарифы либо вырастут в разы, а этого допустить мы не можем, либо нам придется запланировать на субсидирование треть своего бюджета. Реализация проекта "Энергия Белого Моря" в Архангельской области позволит обеспечить сдерживание роста тарифов на электрическую и тепловую энергию и надежное снабжение энергоресурсами промышленных и бюджетных предприятий и населения.