Юрий Николаевич, Донецк - когда-то благополучный шахтерский город, сейчас является высокодотационной территорией. Из чего складывается экономический потенциал вашего города?

Убыточным для городского бюджета по-прежнему остается одно из самых крупных предприятий Восточного Донбасса - "Гуковуголь". И, несмотря на то, что приватизация и смена собственника на "Гуковугле" идет второй год, кардинальных позитивных сдвигов на этом предприятии нет. Мы будем продолжать решать проблему "Гуковугля" совместно с областным министерством промышленности, энергетики и природных ресурсов. В стадии ликвидации находится еще одно убыточное предприятия - ЗАО "Донецкое". И хотим мы этого или нет, задолженность его продолжает расти. С начала года нам удалось практически только один раз получить налог на имущество - 1 млн. рублей, больше никаких налогов мы с этого предприятия не получили. Убыточным также является ЗАО "Донецкий экскаваторный завод". Сейчас у предприятия появился инвестор, он начал проводить маркетинговое исследование рынка, расширил ассортимент вцпускаемой продукции, так что в ближайшее время, мы надеемся, ситуация на предприятии стабилизируется. Наиболее стабильно работающее производство в Донецке - ЗАО "Донецкая мануфактура-М". В этом году инвестор планирует вложить в предприятие 153 млн. рублей.

Одна из особенностей коммунального хозяйства вашего города, как мне рассказывали, заключается в том, что часть питьевой воды в советское время вы получали с Украины, и в последние годы, после разрушения Советского Союза и прежних хозяйственных связей город испытывал трудности с обеспечением населения питьевой водой. Как вы решаете проблему этой зависимости от соседнего государства?

Действительно, половина нашего шахтерского города в прежние времена получала воду с территории Украины, которая тогда не была для нас сопредельным государством. После того, как Украина стала независимым государством, и находившиеся на ее территории водозаборные предприятия в силу разных причин, в том числе и экономических, отказались давать нам воду, в Донецке начались перебои с питьевой водой. Бывает так, что в половине города по 5-7 дней нет воды. Мы до сих пор в некоторые районы развозим питьевую воду водовозами. Чтобы решить проблему обеспечения населения питьевой водой, мы стали искать собственные источники. На глубине 50 метров пробурили 11 скважин, с этого началось строительство Малокаменского водовода. Для строительства водовода (общая стоимость проекта - более 70 млн. рублей) 65% средств выделил областной бюджет, 45% - федеральный бюджет. Еще в 1997 году мы добились, чтобы проект строительства водовода был включен в программу реструктуризации угольной промышленности, как наиболее важный и значимый в социальной плане. Чтобы подать воду с Малокаменского месторождения на вторую часть города, мы прокладываем магистральный водовод, строим насосные станции. Когда сдадим водовод в строй, будем брать с него 12 тыс. кубометров воды в сутки, плюс еще порядка 4-5 тысяч кубов планируем получать с Гундоро-Гуковского водовода чтобы обеспечить полностью потребность жителей в питьевой воде. Тем не менее, Малокаменский водозабор, который мы надеемся сдать уже в этом году, станет основным источником воды для обеспечения потребностей нашего города.

В ходе недавней проверки областной Контрольно-счетной палатой бюджета Донецка было выявлено нецелевое использование финансовых средств. Насколько эта мера была вынужденная: можно ли сказать, что деньги, выделенные на одну цель, гораздо нужнее были в другом месте?

Это проблема, на самом деле, глобальная. Сегодня действует областной закон о межбюджетных отношениях, где определены статьи расхода. И, конечно, мы должны исполнять бюджет в строгом соответствии с законом. На практике не всегда получается так, как должно быть, иногда появляются нарушения. Например, так получилось по отделу народного образования, когда мы должны были заплатить за теплоэнергоносители, а деньги у нас были только на заработную плату. До ее выплаты была еще неделя, и мы оплатили теплоэнергоносители из фонда заработной платы, а потом из собственных доходов выплатили заработную плату. Хотя, по закону, должно быть четкое обеспечение бюджета.

Какое направление городского хозяйства, в настоящее время является главным, и требует более пристального внимания с Вашей стороны и со стороны органов местного самоуправления?

Пожалуй, жилищно-коммунальное хозяйство. В эту отрасль сегодня направляется самое значительное бюджетное финансирование, а эффективность очень низкая. Потому-то больше всего жалоб от населения и поступает на то, что нет газа, света и прочих жилищно-коммунальных услуг. Мы даже хотели провести аудит ЖКХ города, обратились в фирму, но нам там назвали непосильную для бюджета цену - полтора миллиона рублей. И это при том, что они не могли дать ответы на все вопросы, которые мы ставили. Недавно прошедшая проверка Контрольно-счетной палаты бюджета Донецка была проведена бесплатно, и особое внимание контролеры уделили именно ЖКХ. Так что результаты проверки послужат подспорьем для приведения в порядок всего городского хозяйства.

Юрий Николаевич, какие социальные направления, на Ваш взгляд, сейчас нуждаются в дополнительном бюджетном финансировании?

Прежде всего, это социальная защита населения. К сожалению, не по всем ныне действующим федеральным законам мы получаем финансирование. А ведь большая часть ответственности за исполнение этих законов лежит именно на федеральном бюджете. Я имею в виду компенсацию затрат за жилищно-коммунальные услуги для отдельных категорий граждан. Взять, хотя бы федеральный закон о льготном угле для отдельных категорий граждан. В документе говорится, что мы, администрация, должны предоставлять льготу (продавать уголь за 60% стоимости) и тем, кто проработал в угольной отрасли определенное количество лет, и тем, кто и сегодня трудится на угольных предприятиях. Естественно, кто-то должен компенсировать коммунальным предприятиям разницу между льготной и реальной ценой. По закону, это должно делать государство. Однако этого не происходит. В результате коммунальные предприятия сейчас несут большие убытки. Так, за 5 лет задолженность коммунальных предприятий города составила коло 70 млн рублей, и, прежде всего, потому, что не исполняются федеральные законы.

Кроме этого, дополнительного финансирования сегодня требуют объекты ЖКХ, социальной инфраструктуры: школы, больницы, детские сады, на ремонт которых у нас, к сожалению, не хватает средств. Например, мы планировали в течение года проводить капитальный ремонт как минимум двух школ и двух детсадов, но, к сожалению, это у нас не получается. В лучшем случае, мы можем в год отремонтировать одну школу и один детский сад. Словом, возможностей, куда потратить бюджетные деньги, у нас много, а вот с резервами пополнения доходной части бюджета обстоит несколько сложнее. Как показала проверка Контрольно-счетной палаты, мы недорабатываем по сбору арендной платы за землю, по имуществу, у нас есть большое поле деятельности, для того, чтобы пополнить доходную часть бюджета.

Справка: Тарасенко Юрий Николаевич родился в 1957 году в городе Донецке Ростовской области. В 1980 году окончил Саратовскую школу милиции, по специальности техника по эксплуатации автомобильного транспорта. Затем заочно закончил Московскую Академию МВД СССР, получив специальность юрист-правовед. Трудовую деятельность начал механизатором совхоза "Луч" Каменского района. Затем перешел на службу в отделение внутренних дел. Работал милиционером-водителем, командиром взвода дорожно-постовой службы ГАИ, сотрудником Донецкого отдела по борьбе с хищениями, помощником начальника Донецкого ОВД. С 1995 года возглавлял межрайонный отдел по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Ростовской области. В 1997 году баллотировался в мэры Донецка, одержал победу на выборах. Женат, имеет двух дочерей.