Юрий Баранчик: Москва не будет участвовать в белорусских выборах 2010 года

Минск, 18 февраля 2010, 12:43 — REGNUM  

Почему 2010 год

Хотелось бы сразу ответить на вопрос, почему я считаю, что президентские выборы пройдут в Беларуси в этом году, а не в следующем. Так как последние выборы президента республики прошли в марте 2006 года, то, согласно белорусской Конституции, следующие выборы главы белорусского государства должны пройти не позднее января-февраля 2011 года. Однако, на мой взгляд, очевидно, что, когда а) с наступлением 2011 года ситуация с поставками беспошлинной нефти не изменится, и б) в начале 2011 года резко ухудшится социально-экономическая ситуация в связи с окончанием срока действия договора от 2006 года по поставкам и цене газа (понижающий коэффициент российским правительством будет отменен), и в таких условиях будут проводиться выборы, то, даже при условии тотального контроля над процессом подсчета голосов, это будет дело не из приятных. В связи с этим, скорее всего, власти применят довольно успешно опробованную в 2006 году схему переноса выборов на 2-3 месяца назад, в результате чего наиболее вероятным сроком проведения выборов белорусского президента станут ноябрь-декабрь 2010 года.

Старые песни о главном

Уже давно не секрет, что одним из основных мифов-страхов официального Минска при проведении любых республиканских избирательных компаний, в особенности, выборов президента страны, является так называемый фактор Кремля: мол, Кремль может вмешаться и выставить свою кандидатуру, в результате чего минский "Красный дом" будет иметь большие проблемы. Этот миф активно бытует как среди патриотической общественности и части прозападной оппозиции, так и среди белорусского чиновничества. Первые, в основном из-за своей политической наивности, думают, что рано или поздно, первые лица России ударят шапкой оземь и произнесут сакраментальное "Доколе!", результатом чего станет выдвижение и раскрутка Москвой пророссийской фигуры на выборах. Вторые, в основном из-за своей политической озлобленности, думают, что такой вариант, даже при всей его неудобоваримости для оппозиционного самосознания, будет лучше, чем нынешний, т.к. в этом случае новая белорусская власть будет вменяема хотя бы экономически, а это уже полдела. Третьи, в основном из-за своей политической трусости, думают приватизировать власть в стране чужими руками, не затратив при этом даже единицы собственной тепловой энергии.

Как ни странно, но ошибаются и первые, и вторые, и третьи: Кремль не будет участвовать в белорусских президентских выборах 2010 года. Причин такого решения много, но основных две. Во-первых, у Москвы есть (пусть и не афишируемая) системная стратегия развития отношений с постсоветским пространством (этой теме будет посвящена следующая публикация). Во-вторых, Москва не будет вкладывать деньги в политический проект на дотируемом и внешнем по отношению к нынешней территории российского государства пространстве. Второй вывод является достаточно болезненным для части националистически настроенной белоруской элиты, но это так, равно как и то, что белорусский язык является языком повседневного общения приблизительно для 2-3% населения республики.

Так как нынешнее белорусское руководство не пошло на реализацию исторически важного проекта политического объединения двух стран в Союзное государство, Россия решила отпустить республику в вольное экономическое плавание - хотите быть суверенными, пожалуйста, но только не за наш счет. В связи с этим, последние три года Россия осуществляет плавное снижение дотационного режима для белорусской экономики в основном за счет повышения цены на газ и снижения объема беспошлинной нефти, ограничив его исключительно объемом для внутриреспубликанского потребления.

В результате объем дотаций сократился с приблизительно 10-12 до 4-5 млрд долларов в год. В настоящее время бремя дотирования белорусской экономики с успехом перекладывается на плечи международных финансовых организаций, которые фактически начинают кредитовать республику в том размере, в котором Россия убирает свои дотации: в 2009 году (с учетом предстоящего последнего мартовского транша в 700 млн долл) МВФ и другие международные и страновые финансовые организации предоставили Беларуси кредитов на общую сумму около 4 млрд долларов, в 2010 году для поддержания экономики республики на плаву только по линии МВФ должно быть выделено не менее 5 млрд долларов. Как говорится, тенденция налицо.

Соответственно, вот что мы по факту имеем на начало 2010 года: без равных цен на российские энергоресурсы, с учетом структуры экономики, отсутствием собственных источников пополнения ЗВР и поддержания стабильного курса белорусского рубля, Беларусь является депрессивным и требующим регулярных дотаций со стороны внешних игроков регионом. Следовательно, так как Энергетическая стратегия России уже определена, с учетом выхода республики в 2011 году на среднеевропейские цены на газ и ввода в строй БТС-2 с отводом всей "лишней" нефти от Беларуси в направлении Усть-Луги, где строится НПЗ мощностью как раз в 21 млн тонн (в результате чего вся логика белорусской стороны об увеличении беспошлинного объема нефти до прежних размеров изначально оказывается ущербной, так как у России просто не будет тех объемов нефти, чтобы загрузить беспошлинно чужие нефтезаводы), оказывается, что Беларусь по-любому выпадает из дотационных схем Москвы. Из этого следует очень простой вывод: Россия не собирается более инвестировать в Беларусь и закапывать здесь миллиарды долларов впустую. Соответственно, Россия не будет здесь делать политические ставки, т.к. в этом случае надо будет возвращать Беларусь в дотационные механизмы.

Почему Россия этого делать не будет? И вот здесь мы возвращаемся к стратегии. Стратегия развития определена, все основополагающие решения приняты. И эту стратегию нельзя двигать туда-сюда как забуксовавшую машину. Россия сейчас тратит миллиарды долларов для того, чтобы обеспечить свою экономическую безопасность, диверсифицировав, в частности, маршруты поставок энергоресурсов на западном и восточном направлении. Соответственно, эти решения не будут меняться в зависимости от того, какой политик, например, в той же Беларуси придет к власти.

Очевидно, что в нынешней ситуации без поддержки России никто, кроме представителя власти, выиграть президентские выборы не сможет. А Россия никого поддерживать не будет, т.к. экономически она уже отрезала Беларусь от дотаций. Кто-то будет в восторге от такой схемы. Однако, ее реальные последствия на самом деле гораздо хуже, чем неприкрытое вмешательство России в политические процессы на территории Беларуси: ситуация в экономике с каждым годом будет становиться все тяжелее, в результате чего власть окажется один на один с обнищавшим народом с зарплатой около 300-400 долларов. При этом в соседней России уровень зарплат к 2012 году выйдет на уровень ориентировочно в 1200-1500 долларов, т.е. будет уже не в 2-2,5 раза больше, чем сейчас, а в 4-5. Поэтому, на самом деле, реальные действия России в отношении Беларуси гораздо жестче, чем в варианте ее игры на белорусском политическом поле.

То, что данная логика достаточно близко подходит к описанию реального положения дел, говорит рассмотрение отношений Беларуси и России в формате логики наоборот. То есть, если бы Россия делала серьезные вложения в белорусскую энергетическую инфраструктуру, вкладывалась в НПЗ, во все эти проекты "только для "Газпрома" и т.д., это говорило бы о том, что Россия хочет экономически сохранить эту территорию для себя. Следовательно, для всего этого хозяйства нужен политический контроль. А это тогда предполагает вхождение на политическое поле республики с целью определения правил игры на нем и получения, в конечном счете, контрольного пакета.

Так как подобной активности России в Беларуси мы не наблюдаем, а наоборот, наблюдаем процессы исключительно выталкивания республики из любых российских стратегических экономико-инфраструктурных проектов на северо-западном направлении, следовательно, Россия закрыла для себя и вопрос политической активности в республике. Теперь это исключительно проблема самого белорусского населения - как оно будет жить дальше и за кого голосовать. Вместе с тем, считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что для нынешней белорусской власти это решение Москвы на самом деле является гораздо более опасным и жестким, чем реализация любых политических проектов Кремля.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.02.17
Белый дом: США не позволят никому перехватить первенство в ядерной сфере
NB!
24.02.17
Трамп: Россия размещает крылатые ракеты в нарушение договора 1987 года
NB!
24.02.17
«Ростов» разгромил «Спарту» по сумме двух встреч и вышел в 1/8 финала ЛЕ
NB!
24.02.17
Трамп: США будут расширять свой ядерный арсенал
NB!
23.02.17
«Возможен ли в Сирии «русский мир»?»
NB!
23.02.17
The Independent: «Брексит» – дело русских хакеров
NB!
23.02.17
«Андерлехт» на 90-й минуте вырвал победу у «Зенита» по сумме двух матчей
NB!
23.02.17
Оборона Курильских островов — суверенное дело России
NB!
23.02.17
Пётр Кончаловский
NB!
23.02.17
Разведка США: рак мозга
NB!
23.02.17
Франция: семьянин пойдёт до конца
NB!
23.02.17
В Калининграде дан салют из пушек, штурмовавших Кёнигсберг
NB!
23.02.17
Путин заявил об огромном боевом потенциале ВС России
NB!
23.02.17
Баку обозначил дискурс независимости Нагорного Карабаха
NB!
23.02.17
Севастополь празднует третью годовщину Русской весны
NB!
23.02.17
Как великий актер Алексей Петренко стал «неправильным украинцем»
NB!
23.02.17
Внутренняя аморфность, направленная вовне
NB!
23.02.17
Люди, давайте все перестанем платить Киеву за газ! — обзор энергетики
NB!
23.02.17
Лукашенко на этот раз не поможет: европарламентарии не по зубам Баку
NB!
23.02.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Марина Бойко
NB!
23.02.17
WSJ: Белый дом вряд ли примет во внимание письмо Януковича
NB!
23.02.17
КНДР: За гибель Ким Чон Нама несет ответственность Малайзия