Политика: Преемник Смирнова станет "политическим смертником, прикованным к креслу президента, как к пулемету". Выборы: "Местные выборы - всего лишь проба сил перед более серьезной схваткой пропрезидентской группы и партии "Обновление". Приднестровье-Молдавия-Румыния: "Молдавия уже является частью Румынии, но не все это еще осознали". Общество: "Нам надо выйти из увлекательного "Аватара" геополитической борьбы России и Запада". Выборы на Украине: "Приднестровье должно предложить Януковичу и его спонсорам выгодные экономические проекты".

Политика: Преемник Смирнова станет "политическим смертником, прикованным к креслу президента, как к пулемету"

Новый, 2010 год президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов встретил, излучая оптимизм, пишет "Человек и его права". Наверное, для этого у него были основания? За 19 лет правления Смирнова ни одна из стратегических задач, стоявших перед Приднестровьем, не была решена. Что, впрочем, не удивительно, поскольку стратегии, по существу, тоже не было. Было беспомощное тыканье в закрытые двери. Было не слишком удачное маневрирование, исходя из сиюминутной ситуации - без плана, без четко заявленной конечной цели, по принципу "нам бы ночь простоять, да день продержаться". Чего же позитивного удалось достичь в итоге?

Куда проще перечислить то, что достигнуто не было, продолжает "Человек и его права". Заявленное стремление Приднестровья к независимости было безнадежно заболтано, а все шансы добиться признания - хотя бы частичного, промежуточного/временного - хоть какого-то - безнадежно упущены. Сегодня Приднестровье объективно находится гораздо дальше от получения международного признания, чем в 1990 году. Тогда некоторые шансы добиться его у нас все-таки были. Не состоялось Приднестровье и как государство, способное к самостоятельному экономическому существованию. Разбазарив государственную собственность, распродав ее за бесценок всяческим "своим", "нужным", особо приближенным, "поддерживающим республику" и прочим подобным "друзьям", команда Смирнова не сумела сохранить ни рабочие места, ни налоговую базу для наполнения бюджета. Не сложилось в Приднестровье и гражданское общество. Малейшие ростки гражданской инициативы безжалостно вытаптывались Министерством госбезопасности и администрацией президента. Их подменяли послушными клоунами, озвучивавшими инструкции, спущенные сверху в качестве "голоса народа". Высшей точкой этого позорного спектакля стал известный референдум 17 сентября 2006 года (по итогам проведённого 17 сентября 2006 года в ПМР референдума, более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM Новости), когда команда заезжих политтехнологов, сумела заставить приднестровцев проголосовать за фактический отказ от борьбы за независимость ПМР под предлогом грядущего, якобы, "объединения с Россией" - совершенно ненужного России и невозможного в принципе по целому ряду причин. Впрочем, президент Смирнов присоединяться к России и не собирался. Результаты референдума стали удобным предлогом для обращения за финансовой помощью, мало-помалу превратившейся в последнюю соломинку, не позволяющую нам рухнуть в состояние гуманитарной катастрофы.

Впрочем, назвать нынешнее состояние Приднестровья как-то иначе просто трудно, пишет "Человек и его права". За прошедшие 19 лет население региона уменьшилось на треть, причем уезжали, в первую очередь, молодые, квалифицированные, энергичные - способные заново начать строить свою жизнь на чужбине. Приднестровье мало-помалу превратилось в республику "дедов и внуков" - стариков и молодежи, граждане среднего, самого активного возраста, не видя для себя перспектив на месте, искали работу за пределами страны. Мало-помалу пришли в упадок даже наиболее благополучные предприятия Приднестровья. Некогда цветущий край все больше напоминает запущенное кладбище - но президент сохраняет оптимизм, улыбаясь загадочно, как сфинкс. В чем причина этой уверенности? Быть может, Игорь Николаевич владеет какой-то тайной? Или напротив - совершенно оторвался от реальности? Или - похоже, что именно так - держит на публике хорошую мину при скверной игре. Но только помилуйте, какая уж тут хорошая мина, если нам со всех сторон фактически объявлен мат? Тут уж не улыбаться надо - надо бить в набат, надо привлекать новые силы, способные найти выход из безнадежного тупика, в котором мы оказались через 19 лет безраздельного княжения первого и, как оказалось, несменяемого президента Приднестровья.

Однако ни о каких новых силах речь не идет, продолжает "Человек и его права". Социальные лифты в Приднестровье блокированы наглухо, а львиная доля усилий президента и его окружения все последние годы тратилась на то, чтобы не допустить появления на политическом поле фигур, способных составить конкуренцию Игорю Смирнову. В ход шли любые средства, усилий не жалели. Полное разрушение гражданского общества Приднестровья, насаждение пассивности и равнодушия, изгнание из политики и общественной деятельности множества ярких, талантливых, энергичных, и, что особенно важно - патриотичных фигур, стало, по сути, единственным успехом президента и его окружения, а также МГБ ПМР. Последней точкой должно было стать принятие новой конституции, разработанной в недрах президентской администрации, конституции, фактически превращавшей президента Смирнова в князя Игоря.

Но в этом месте план дал сбой. Президент уж очень перегнул палку - и его планы натолкнулись на противодействие Верховного совета. В ответ президент объявил ВС ПМР фактическую войну - и проиграл, был вынужден пойти на попятный. Конституционный референдум, запланированный на конец января нынешнего года, не состоялся, а проект конституции "по Смирнову" был похоронен в недрах согласительной комиссии (Осенью 2009 года Смирнов направил в Верховный совет республики законодательную инициативу о проведении референдума по принятию новой конституции. 18 ноября 2009 года депутаты ВС отклонили президентскую инициативу, заявив, что принятие предложенного проекта конституции может привести к установлению в Приднестровье авторитарного режима президента и международной изоляции республики. В итоге, с согласия ВС и президента было принято решение о создании комиссии по совместной выработке нового варианта конституции - прим. ИА REGNUM Новости).

Провал конституционной реформы был воспринят президентом очень тяжело - за 19 лет Смирнов привык к роли полновластного хозяина и непререкаемого авторитета, пишет "Человек и его права". Стало ясно, что президентская тактика нуждается в критическом пересмотре. Был произведен смотр сил, на которые мог бы опереться президент... а силы оказались фикцией. Все политические проекты, создававшиеся для поддержки Смирнова на поверку оказались провальны. Над карикатурными общественными организациями, "поддерживающими президента" и существующими исключительно на бумаге, в Приднестровье смеются уже. Уровень государственных СМИ напрочь, с первой же попытки, отбивает всякое желание их смотреть, слушать или читать. Но партии... две партии, созданные в поддержку несменяемого Смирнова: Республиканская партия ("партия отца") и Патриотическая партия ("партия сына") - под председательством Олега Смирнова. Оба проекта были подвергнуты ревизии и...слиты. Формально - слиты в единую партию, с неясным лидером. Фактически - просто слиты - партии оказались настолько бессильны, что не сумели даже провести нормальный объединительный съезд, ограничившись карикатурной тусовкой из...38 человек - напомним, речь идет о двух партиях, каждая их которых называла себя "самой массовой", "самой успешной", словом - самой-самой... Недаром на объединительном съезде не присутствовали ни его сын Олег, ни невестка Марина, руководившие ППП. Судя по всему, членов семьи было решено начать выводить в тень - чтобы не позорились и не засвечивались в заведомо провальных проектах. Это серьезный прецедент - по сути, первый шаг к уходу Смирнова и его окружения.

Ситуация и вправду такова, что президенту впору подумать о пристойном уходе, продолжает "Человек и его права". Казна пуста. Бюджет, и в особенности пенсионный фонд, переживают тяжелейший кризис. Между тем, голоса пенсионеров - это последний резерв президента и его команды. Выборы 2011 года грозят обернуться для Смирнова катастрофой. Однако не все так просто. Уход "с достоинством" и с минимальными материальными потерями предполагает появление преемника, промежуточной фигуры, по сути - политического смертника, прикованного к креслу президента, как к пулемету. Иными словами, президент должен уйти, но вместе с тем остаться еще на некоторое время, контролируя действия преемника, а тот, в свою очередь, должен будет взять на себя ответственность за развал всего и вся. Задача усложняется еще и тем, что эта фигура не должна раздражать новый ВС ПМР, в котором численность фракции "Обновления" будет, вероятно, еще больше чем в нынешнем. По некоторым сведениям компромиссная фигура может быть найдена в Таможенном комитете, через старшего сына Владимира. Игорь Смирнов довел исполнительную власть до полного к ней недоверия. Однако планы Смирнова могут пойти вразрез с планами России. Отказ президента признать газовые долги Приднестровья может иметь для него весьма ощутимые последствия.

Впрочем, последствия могут наступить не только для Игоря Смирнова, пишет "Человек и его права". Приднестровские пенсионеры "висят" на российских финансовых траншах - которые могут и прекратиться. А условием их дальнейшего поступления как раз и может стать поддержка "Обновлением" российского кандидата. Таковым, скорее всего, станет один из директоров предприятий с российским капиталом, а его куратором, вероятно, выступит Алишер Усманов, которому "Газпром" передал права на приднестровский газовый долг (по данным АО "Молдова-газ", задолженность Приднестровья за российский газ на 14 января 2010 года достигла $2,3 млрд. - прим. ИА REGNUM Новости). Такой поворот возможен, и если это случится, то выборы президента в 2011 году станут первыми, на которых развернется реальная борьба. Впрочем, проигрыш Смирнова в этом случае будет предрешен. Президент уже не может побеждать в открытом бою - ресурсы растрачены, популярность утрачена полностью, вменяемой команды нет. Единственной надеждой Смирнова станет в этом случае достижение приватных договоренностей в рамках схемы новый президент - старый президент в роли советника. Схема выглядит реальной - но за возможность уйти пристойно придется платить.

Президент Смирнов прошел большой путь. Он - и этого у него не отнять - часть истории Приднестровья. Было бы большой несправедливостью мазать черной краской всю его деятельность на посту президента - это неверно. Но... бывший производственник и опытный руководитель предприятия так и не стал успешным политиком. Уровень президента, как политика, оказался ниже минимальной планки - и благие намерения по большей части оказались неисполненными - либо обернулись своей противоположностью. У президента было время "политически подрасти", но ресурсы его роста оказались исчерпаны. Сегодня его время ушло... Эпоха Игоря Смирнова подходит к концу. Стоит ли кидать камни в спину уходящего лидера? Лучше, по возможности, избежать этого - хотя основания для упреков, бесспорно, есть, и их немало. Но... подобная перепалка будет явно не на пользу нашей республике и без того находящейся в сложном положении. Лучше всего было бы решить вопрос об уходе Смирнова полюбовно - но так, чтобы были соблюдены интересы Приднестровья. Хватит ли у Игоря Николаевича силы духа и чувства ответственности, чтобы достойно уйти? Хотелось бы, чтобы хватило... хотя, есть на сей счет большие сомнения. Сильны опасения, что уход Смирнова будет сопровождаться изрядными потрясениями и уродливыми скандалами, причем инициатором их станет уходящий президент, подводит итог издание.

Выборы: "Местные выборы - всего лишь проба сил перед более серьезной схваткой пропрезидентской группы и партии "Обновление"

До выборов в местные органы власти Приднестровья остается всего шесть недель, сообщает Первый республиканский телеканал. 15 февраля завершается процедура выдвижения кандидатов в депутаты городских, районных и сельских советов. Сегодня конкуренция на избирательных участках в районные и городские советы составляет от 2 до 8 человек на место, а вот в депутаты сельсовета идти не хотят - в некоторых поселках до сих пор есть округа, на которых не выдвинулся ни один человек. В Григориопольском районе 138 округов. Всего на 68 из них поданы заявки на участие в выборах в депутаты сельских советов. А на 30 депутатских мест в районный Совет претендует 65 человек. Подобная ситуация во всех регионах Приднестровья. В Парканах довольны уже тем, что на каждом участке есть по одному кандидату. Глава госадминистрации села Петр Николаев, он же председатель сельсовета говорит, что одна из причин - сложность решения проблем, связанная со слабым финансированием. За 5 лет его работы только раз бюджет села был выполнен. Кроме того, в Парканах в советское время все коммунальные проблемы решало более сотни управленцев колхоза-миллионера, а теперь этим занимаются всего 11 работников сельсовета.

При очень малом количестве желающих стать депутатом сельских советов, в депутаты районного и городского уровня средний конкурс составляет 3-4 человека на место. Много желающих и стать главой сельсовета - он автоматически попадает в состав райсовета, но при этом, в отличие от остальных депутатов, получает зарплату как глава госадминистрации села. Все остальные официально не получают никаких материальных преимуществ от своего депутатства. Исключение - депутаты 4-х созывов, то есть проработавшие в сессиях 20 лет. Им полагается чуть большая, чем обычно, пенсия. Может быть, кто-то работает в Советах ради этой прибавки. В этом году неприкосновенность вместе с депутатским мандатом будут получать по несколько измененным правилам. Теперь по избирательному кодексу регистрируют только тех кандидатов, которые не меньше 3 лет являются гражданами ПМР и проживают в округе. Кроме того, раньше был другой порог минимальный явки на выборах глав местный администраций - победитель должен был набрать не меньше 50% голосов. Теперь эта норма действует только в том случае, если в селе только один кандидат в председатели. В остальных случаях депутата выберут, если на участки придет больше четверти избирателей, заключает телеканал.

2010 год для ПМР - это год выборов в местные органы власти (28 марта) и в Верховный совет (в декабре), пишут "Профсоюзные вести". В настоящее время избирательная кампания по выборам депутатов местных советов набирает обороты. На некоторых, более проблемных округах, пока нет ни одного желающего побороться за депутатское кресло, на иных же, считающихся престижными и относительно обеспеченными, уже зарегистрировано и по 3 кандидата. Многие депутаты этого созыва намерены продолжить работу в своих округах и в будущем. Все мы знаем, что избирательный кодекс декларирует право на выдвижение по месту жительства (когда кандидата выдвигают избиратели - жители округа), выдвижение от трудовых коллективов, избирательных блоков и объединений, созданных общественными организациями (партиями) и самовыдвижение. Так вот, самым популярным способом пройти во власть у нас почему-то становится самовыдвижение. Например, в Бендерах, по данным избиркома, на 4 февраля зарегистрировано 35 кандидатов, из них 30 - самовыдвиженцы! 4-х человек выдвинули трудовые коллективы, 1-го - избиратели по месту жительства, а вот в графе напротив общественных организаций (партий) стоит жирный ноль. И это в республике, где так много говорится об общественной активности! Где функционируют десятки общественных организаций и около 10 партий - и это на 389 тыс. зарегистрированных избирателей! Где общественные организации и объединения умеют дружно, "все, как один", поднимать шум, устраивать пикеты, собирать подписи, когда нужно, к примеру, принять новую конституцию или заклеймить предполагаемых "врагов народа".

Почему же сейчас они притихли и занимаются только проведением своих представителей в члены территориальных избирательных комиссий? Ведь выборы - это реальный шанс заявить о себе, пройти во власть и самим непосредственно решать те или иные актуальные проблемы государства. Может, потому у нас тишина, что быть во власти и шуметь за нее - разные вещи? И потому что на посту городского или районного депутата придется реально работать, заниматься скучными рутинными хозяйственно-бытовыми вопросами, еще и нести за это ответственность?! Одно можно сказать наверняка, и для этого не нужно быть политологом: и на мартовских, и на декабрьских выборах основными конкурентами в борьбе за власть будут две политические группы - пропрезидентская ("Республика", Патриотическая партия Приднестровья, ОСТК и др.) и партия "Обновление". И грядущие выборы в местные советы - это всего лишь проба сил перед более серьезной схваткой, подводит итог издание.

Приднестровье-Молдавия-Румыния: "Молдавия уже является частью Румынии, но не все это еще осознали"

Визит президента Румынии Траяна Бэсеску в Молдавию показал даже школьникам, что в Бухаресте взяли курс на подготовку к включению всей бывшей Молдавской ССР в состав запрутской державы, пишет "Новая Газета". Победивший на недавних выборах лидер получил мандат на фактическое расширение границ Румынии. Первое тому доказательство - это провозглашённый им отказ подписать Договор о границе с Молдавией. Заявление президента Бэсеску о том, что Румыния некогда признала Молдавию в границах Советской Молдавии, - это отговорка. Её надо увязывать с ещё двумя шагами Бухареста. Первый шаг - это случившееся по глупости чиновников российского МИД несколько лет назад совместное осуждение Бухарестом и Москвой пакта Риббентропа-Молотова. Тем самым Румыния получила зацепку на новое присоединение к себе правобережья Днестра в перспективе. На правобережье находится и часть приднестровских территорий - Бендеры с несколькими сёлами, а также село Кременчуг, вообще включённое в состав Тирасполя. Второй шаг - это заявление президента Румынии во время визита в Кишинёв на телеканале PRO-TV о том, что Румыния напрасно вышла из переговоров по урегулированию приднестровского конфликта. По мнению Бэсеску, Румыния должна быть "адвокатом территориальной целостности Молдавии". Добавим к этому, что Румыния последовательно выступает против урегулирования конфликта на Днестре путём федерализации бывшей Молдавской ССР. Она же солидаризируется с нынешним правым руководством Молдавии, настаивающем на безоговорочном, не дожидаясь политического урегулирования, выводе российских войск из Приднестровья.

Визит Траяна Бэсеску закрепляет впечатление: перед нами чётко продуманная и систематизированная стратегия Бухареста. Вопреки дилетантскому подходу некоторых политиков ПМР, выступающих за ликвидацию независимости Молдавии и присоединение её к Румынии, нас в этом случае не оставят в покое. Судя по всему, после переизбрания Бэсеску в Бухаресте возобладала линия на интеграцию в состав Румынии всей бывшей МССР, включая ПМР (как Бендер, так и левобережья Днестра). Претензии к Украине лишь укрепляют это впечатление. А призывы Бухареста к выводу войск РФ наталкивают на мысль, что за Прутом не исключают военного вторжения в ПМР. Особенно если независимая Молдавия падёт, и мы получим общую границу с Румынией. Политика Траяна Бэсеску весьма реалистична. Он учитывает появление нового союзника - пришедшего к власти в Кишинёве правого руководства, и прежде всего - открытого униониста в лице действующего президента и спикера Гимпу. Властям ПМР после визита президента Румынии пора перестать тешить себя иллюзиями о "разводе с Молдавией по Днестру". Подобно тому как Третий Рейх не остановился в Судетских горах, так и Румыния, если она присоединит к себе Молдавию (пусть и в рамках "европейской интеграции") не остановится на Днестре. Наше положение начинает осложняться, заключает издание.

Визит румынского президента Траяна Бэсеску в Молдавию стал своего рода сверкой позиций двух берегов Прута, пишет информационное агентство "Ольвия-пресс". В том, что с приходом к власти в Молдавии прорумынских унионистских сил начнется сближение Кишинева и Бухареста, не сомневался никто. Заявления первых лиц молдавского государства о том, что молдавской нации не существует, и что Молдавия, как государство, была придумана советскими властями, стали четким сигналом Бухаресту, какую отныне политику будет проводить официальный Кишинев. То, что первый официальный визит после недавнего переизбрания на пост президента Румынии Траян Бэсеску совершил в Кишинев, говорит о многом. Для Румынии очень важно закрепить успех на молдавском направлении. Как ни крути, для прихода к власти в Молдавии прорумынской оппозиции Бухарест приложил свои усилия. Теперь Кишиневу и Бухаресту остается договориться о главном - возможности слияния двух берегов Прута.

Однако ни Кишинев, ни Бухарест не пойдут на объединение до тех пор, пока не будет разрешен молдавско-приднестровский вопрос, продолжает "Ольвия-пресс". Сегодня для них это первоочередная задача. Сегодня складываются самые благоприятные за последние двадцать лет условия для слияния двух берегов Прута, но неразрешенность молдавско-приднестровского вопроса существенно тормозит этот процесс. Мнение о том, что Кишинев ради вступления в Евросоюз откажется от притязаний на ПМР, которое раньше высказывали многие политологи в качестве одного из возможных вариантов дальнейшего развития ситуации в молдавско-приднестровских отношениях, оказалось неверным. Молдавия намерена и впредь добиваться реинтеграции, и первым шагом на этом пути, по ее мнению, является вывод российских войск, в том числе и миротворческих, с территории Приднестровья. Это же мнение разделяет и официальный Бухарест.

То, что происходит сегодня в Молдавии - это лишь закономерное продолжение того пути, на который она встала 20 лет назад, - пути объединения двух берегов Прута. Все эти годы эта идея жила и крепла благодаря непрекращающемуся обнищанию молдавского народа, неуемной жажде наживы властей, не задумывающихся о завтрашнем дне страны, не развивающих экономику, сельское хозяйство, не прививающих подрастающему поколению любовь к своей отчизне. Все это вылилось в то, что большая часть трудоспособного населения вынуждена была податься на заработки, плюнув на собственную, самую нищую все эти 20 лет страну в Европе. Молодое же поколение, проходя соответствующую обработку в учебных заведениях как Молдавии, так и Румынии, никаких сыновних чувств в отношении собственного государства не испытывает. Для большинства молодых людей будущее Молдавии - вступление в Евросоюз путем присоединение страны к Румынии. Сегодня в Молдавии складывается ситуация, когда одного и того же хотят и "верхи", и "низы", но, самое главное, того же хочет и предмет их вожделения - Румыния. Молдавия уже является частью Румынии, правда, пока не все это еще осознали до конца. Те, кто тешит себя иллюзиями, что молдавское государство выстоит в борьбе с румынофильским угаром и на этот раз, глубоко ошибается. Отсчет времени начался. До окончательного оформления брачного контракта осталось лишь поставить подписи, подводит итог агентство.

Общество: "Нам надо выйти из увлекательного "Аватара" геополитической борьбы России и Запада"

В последних числах января Министерство государственной безопасности ПМР пригласило на совещание представителей неправительственных организаций, а может и не пригласило, а вызвало по повестке, пишет "Человек и его права". Раскрыть глаза членам НПО на заокеанских и западноевропейских спонсоров был приглашен один из главных идеологов ПМР Илья Николаевич Галинский. Телезрителям он спел старую песню о том, что с помощью НПО западные спецслужбы стремятся ликвидировать военное присутствие России, а в конечном итоге совершить в ПМР "цветную революцию". Большей глупости невозможно придумать, даже если коллективно очень напрячься. Подрывной деятельности в детских дошкольных учреждениях гораздо больше, чем в НПО.

НПО занимаются проблемами семей, женщин, детей, национальных меньшинств, культуры, экологии. Да, есть в ПМР большая группа молодых людей, которая не может реализовать свои самые здоровые потребности - быть нужными людям. Есть авторитетные международные организации, которые способствуют деятельности этих НПО. Кем же быть нужно по отношению к нашему народу, чтобы противодействовать им? В ПМР действуют около 200 НПО. Часть из них пользуются грантами. Это же какой могучий потенциал. Его бы использовать здоровому государству.

В последние годы перед ПМР встали новые задачи, риски и угрозы, пишет "Новая газета". Республика должна была перейти от выживания к разработке стратегии долгосрочного развития. Судьба не только государства, но и всего приднестровского общества зависит сегодня от того, каким быть Приднестровью: современным, развитым или отсталым, непривлекательным как для союзников и партнёров, так и для своих граждан? Последнее самое опасное, потому что наши люди голосуют ногами. Из 752 тысяч человек населения на момент образования ПМР у нас, по официальным данным, разделяет с Родиной её тяготы 550-558 тысяч человек. Неофициально называют цифру от 400 до 420 тысяч... Вот уже несколько лет мы находимся в системном кризисе. Идёт борьба ветвей власти вокруг конституции, кипит постоянное соревнование с Молдавией - кто беднее, курс рубля определяется не в результате валютных торгов, а начальниками в высоких кабинетах. Имея большущий производственный потенциал, мы умудряемся не рухнуть лишь благодаря ежегодной российской помощи - гуманитарной, газовой, иной... Любому приднестровцу ясно, что справиться с катастрофой сама власть не в состоянии. Частью потому, что не успевает на всё реагировать, частью - потому что некоторые чиновники просто не умеют работать. Многие страны, вышедшие из кризиса, подобного нашему, опирались на общественную активность. Включался механизм саморегуляции общества: мелкий и средний бизнес удовлетворял спрос людей, общественные организации предлагали нестандартные решения, проводили экспертизу законов и подзаконных актов, политические партии выдвигали из своих рядов "щук", чтобы не дремали "караси" в правительстве и парламенте, газеты кусали виновников провалов. Сочетание общественной активности и сильной государственной власти приводило к успехам в борьбе с коррупцией, выдвигало тех, кто не пятится назад, а стремится вперёд.

У ПМР были очень даже неплохие для сотрудничества государства и общества стартовые условия, продолжает "Новая газета". Республика родилась в 1990 году в условиях однопартийного СССР после двухлетней подготовительной работы именно тогдашних НПО - неправительственных организаций. Естественно, тот период в истории ПМР (1990-1992) - самый успешный. И вот спустя почти 20 лет мы вновь заговорили об отношениях власти и общества. Разговор запоздал лет на 15. И мы уже не на гребне успеха, а в глубочайшем кризисе.

26 января МГБ ПМР провело заседание Общественного совета при участии администрации президента, а также с приглашением работников МИД, Минюста, Минпроса, пишет "Новая газета". Это однозначно позитивная инициатива, поскольку площадка для диалога власти с НПО и независимыми СМИ была предоставлена, а в самом разговоре есть объективная потребность. Разные подходы к отношениям НПО и властей прозвучали естественно: в ходе первого за много лет разговора делегированные на круглый стол чиновники были обязаны изложить существующую ведомственную позицию, а НПОшники - своё видение. А дальше надо искать точки соприкосновения. Эту задачу форум 26-го выполнил. Разговор начался. К сожалению, в программе "Наблюдатель" на "Первом Республиканском" 30 января этот момент был выхолощен, а упор был сделан на конфронтационных моментах. Итоги круглого стола были тем самым искажены.

Чтобы "не навредить", не будем детально полемизировать с теми, кто считает НПО агентами внешнего влияния, продолжает "Новая газета". Коснёмся лишь их ключевых тезисов для иллюстрации позиций самих общественников республики. Так, НПО и независимые СМИ были представлены одним из докладчиков элементами "сетевой войны" Молдавии и Запада против ПМР; составной частью геополитического противостояния России и Запада в бывшем СССР; базой для "цветных революций". Звучали такие фразы, как "5-я колонна", "разведывательно-диверсионная деятельность". Была упомянута куча фондов, которая якобы вкачивает в неправительственный сектор ПМР десятки, если не сотни миллионов долларов (где они, эти деньги?). Несерьёзность данных слов проиллюстрировал сам докладчик, который расшифровал, в чём подрывная деятельность, по его мнению, выражается. Оказывается, враги республики обучают НПОшников "контролировать выборы", создавать "фонд "Антикоррупция", "навязывать дискуссии в обществе", "поддерживать независимые СМИ". Если кто-то у нас полагает, что вскрытие гнёзд взяточников и открытое обсуждение того положения, в котором мы все оказались, а также недопущение подтасовок результатов выборов есть подрывная деятельность, то, я уверен, огромное большинство приднестровцев думает иначе.

Вместо совместной борьбы с этими язвами, которые калечат государство и развращают души сограждан, докладчик призвал "дискредитировать лидеров оппозиции и лидеров сетевых структур" (то есть НПО и независимых СМИ), "создавать собственные сетевые структуры" и "открывать лояльные СМИ". Приходится констатировать полную безответственность таких призывов, так как они направлены не на совместный вывод страны из кризиса, а на углубление раскола между властью и обществом. Возможно, именно за этими предложениями и стоят реальные противники приднестровской государственности. Ибо от обострения внутренних конфликтов в ПМР выиграют именно они.

Нельзя сказать, что наверху совсем не понимают ситуации. Создание Общественной палаты является попыткой привлечь хотя бы частично тех, кто не входит в исполнительные и законодательные структуры. Другой вопрос, как это воплотится на практике: или мы получим крепкий интеллектуальный костяк, могущий по-деловому подставить государству своё плечо, или узрим 32 хоровых певца, исполняющих арию коллективного "одобрямса". А между тем многие НПО за годы своей деятельности накопили наработки в таких сферах, как социология, правозащита, экология, юридическая помощь населению. Выполнение ими работ в рамках государственных заказов только сняло бы с плеч власти то, что порой мешает министрам, депутатам, мэрам, главам Советов обозреть всю панораму происходящего и сосредоточиться на принятии стратегических решений. Думается, нам всем, говоря о приднестровском обществе, надо выйти из увлекательного "Аватара" геополитической борьбы России и Запада. Теоретикам "сетевых войн", рисующим за чашкой кофе в кабинете "картины маслом" чудовищных заговоров, надо знать, что гранты НПО на деле сегодня получить нелегко. И даются они под выполнение сугубо конкретных задач. И требуют супербюрократизированных детальнейших отчётов. Плюс "шаг вправо, шаг влево...". Это означает, что если, к примеру, НПО экологов получит 3 тысячи долларов на серию мероприятий по охране Днестра, то использование такой организацией денег на политику (выборы, опросы, агитация, листовки и т.п.) будет означать полное прекращение сотрудничества с ней со стороны доноров. Её внесут в "чёрный список", и вряд ли другие доноры будут с ней работать. В этом году ПМР исполнится 20 лет. Сможем ли мы шагнуть в новое или навсегда останемся в старом? Объединение потенциалов государства и общества позволит нам сделать столь нужный шаг, заключает издание.

Выборы на Украине: "Приднестровье должно предложить Януковичу и его спонсорам выгодные экономические проекты"

Новым президентом Украины станет, если верить результатам голосования, Виктор Янукович, взявший реванш у "оранжевой" власти за отобранную в 2005 году власть, сообщает Первый республиканский телеканал. Виктор Янукович победил Тимошенко с отрывом всего в 3% голосов. Тимошенко поражение не признает, а сторонники Партии регионов уже неделю живут в палаточных городках в Киеве, защищая, как они выражаются, результаты выборов и победу своего кандидата. Во втором туре выборов президента Украины приняли участие больше приднестровцев, чем 17 января, однако, основная часть украинских граждан, проживающих в ПМР, своим конституционным правом так воспользоваться и не смогли. Причина все та же - всего два избирательных участка на Молдавию и Приднестровье, долгая дорога по снежным трассам в Кишинев и Бельцы. И все же свыше 1,5 тысяч приднестровцев свои голоса 7 февраля отдали, в большинстве - за Виктора Януковича. Ближайшие 5 лет Украина не будет жить при власти "оранжевых". Страна выбирала не просто президента, а курс, по которому пройдёт.

Политическое размежевание страны практически поровну сохранилось: ни один из кандидатов не смог добраться до 50% голосов избирателей и, тем более, перевалить этот барьер, пишет "Новая газета". Впрочем, для Юлии Тимошенко как для действующего главы правительства в стране, лишённой твёрдой власти и в условиях мирового экономического кризиса, это очень неплохой результат. Он получен во многом благодаря силе и обаянию её личности. В свою очередь, "золотая медаль" Виктора Януковича есть результат упорной работы его штаба; той самой свиты, которая делает короля. Между тем король, любящий "стихи Чехова" и приветствовавший во Львове "лучших геноцидов Украины" ("и генофондов тоже"), уже предложил Тимошенко уйти в отставку. Но ясно, что "газовая принцесса" будет держаться до последнего, бо "вона працуе; вона - Украина". Она уже объявила о непризнании итогов выборов.

Итоги голосования 7 февраля во многом предопределил слабый президент Виктор Ющенко, который не смог сделаться "хозяином" страны, продолжает "Новая газета". Хороший главный банкир, он так и не стал политическим лидером Украины - не сумел контролировать правительство, оказался бессилен перед анархизмом Верховной рады, не стал авторитетом для силовиков... Тень его слабости легла на сильную Тимошенко и, благодаря общему "оранжевому" цвету, начала тащить под воду. Тимошенко пока премьер, но если её "уйдут", она останется даже за бортом Рады. Тимошенко харизматична, но невостребованный харизматик рискует выдохнуться и сойти со сцены. Янукович, напротив, вовсе лишён харизмы, как и его антипод Ющенко, а потому рискует повторить его путь - ведь Украина не уменьшит в ближайшее время число своих проблем. Одна из внешнеполитических проблем Украины - молдавско-приднестровские отношения. Если в Киеве начнутся суды и различные долгосрочные акции вокруг результатов выборов, то ни "оранжевым", ни "бело-голубым" будет не до нас. Тем более что Янукович, Тимошенко и все прочие кандидаты, по сути, боролись за во многом представительскую должность. Другое дело, что команда Януковича постарается превратить кресло главы государства с помощью парламентского большинства в реальный трон. Если сможет его отстоять...

Для Януковича и его спонсоров Приднестровью бы следовало предложить выгодные экономические проекты, дабы выиграл бизнес, связанный с новым президентом Украины. Если заодно выиграет бизнес команды Тимошенко - тоже неплохо. Ведь в политике любовь покупается. Приход к власти Януковича вызовет явную тревогу у прорумынских кругов Кишинёва. Не воспользоваться этим - грех и вообще непрофессионализм для лидеров ПМР. Однако вряд ли следует ожидать резких изменений в украинской политике на приднестровском направлении. Благожелательность к России не подтолкнёт команду Януковича (и тем более Тимошенко) к обострению отношений с Западом в виде признания независимости ПМР или изгнания миссии EUBAM с границы (Деятельность миссии Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине была начата 30 ноября 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко за поддержкой в Евросоюз. Молдавская сторона, в частности, обвиняла Приднестровье в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений. В ходе своей работы миссия EUBAM не нашла подтверждений этим обвинениям - прим. ИА REGNUM Новости). Но зато задача недопущения контроля Кишинёва за импортом, ввозимым в Приднестровье, скорее всего, на 50% решена. Автомобили с приднестровскими номерами пока тоже будут, как и прежде, въезжать на Украину. Мы не знаем, сможет ли Тирасполь улучшить свои позиции в Киеве. Но для того, чтобы опасаться их ослабления, пока оснований нет, заключает издание.