Валерий Михайлович, как Вы оцениваете этапы реализации реформы ЖКХ как в Красноярском крае, так и по России?

Много времени упущено, для того чтобы наводить порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Что касается Красноярского края, то раньше он вообще не вводил систему субсидий, не пытался применять элементы конкуренции в отрасли ЖКХ, и поэтому сейчас у бюджета накопилась большая задолженность. К сожалению, на сегодняшний день никакой продуманной серьезной реформы ЖКХ нет. Если говорить о том, чтобы свести всю реформу только к повышению тарифов - много ума не надо. Это слишком просто и легко. Если у вас дырявое ведро, сколько вы туда не нальете воды, она вся утечет. Я не знаю пока ни одного решения, принятого по действительному изменению системы управления ЖКХ.

...В конечном счете, вопрос сводится не к тому, сколько "процентов" мы платим - 40, 70 или 90. Реформирование ЖКХ должно быть постепенным, тем более, что в отдельных регионах тарифы подняли, а систему субсидий еще не построили.

Как, по Вашему мнению, как к самой реформе относится население?

Сегодня в отсутствие квартирных приборов учета потребления воды и тепла население не в состоянии повлиять на собственное потребление коммунальных услуг, составляющих основную долю в расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим оно будет воспринимать переход на 100 % оплату жилищно-коммунальных услуг, как попытку государства переложить "на плечи населения" все бремя содержания крайне неэффективного и энергорасточительного ЖКХ. При этом идеологи такого подхода к решению проблем ЖКХ не понимают, что всю расточительность существующего ЖКХ не смогут компенсировать в принципе, даже самые богатые граждане нашей страны.

Изменит ли ситуацию повышение уровня оплаты населением услуг ЖКХ до 90%?

На мой взгляд, это тяжелое и болезненное решение, которое было принято ввиду не лучшего состояния бюджета, а точнее, от безысходности. Мы упустили время, "пропели лето красное", а теперь пожинаем плоды собственной неразворотливости. С другой стороны, если говорить об изменении процента оплаты услуг ЖКХ, то, во-первых, надо сразу оговорить, сколько это будет стоить в рублях. При 70%-ном тарифе можно платить 100 рублей, а при 90% - 50. По сути же, разговоры о процентах уводят от существа вопроса. Существует и другая проблема. В расходах на жилье главной составляющей выступает тариф на тепло, а это значит, что при установлении тарифа его необходимо связать с нашими доходами и создать условия для его оплаты. Ровно 2 года назад на Съезде депутатов всех уровней Красноярского края. Я предложил - устанавливать тариф на тепло один раз в год и раз в год его проверять. В Госдуме этот закон проходил полтора года, но его можно было принять и в прошлом году, чтобы в этом он уже действовал.

Как обстоят дела с законом о регулировании услуг естественных монополий, который напрямую связан с реформой ЖКХ?

Это второй тяжелый блок вопросов, которые проходят в Думе. Когда правительство внесло предложение о реформировании энергетики - прямая связь с ЖКХ - то в Госдуме уже год обсуждался вопрос о регулировании услуг естественных монополистов. Отмечу, что естественные монополии на 60% определяют инфляцию, они же в значительной степени определяют издержки предприятий и расходы населения на ЖКХ. Первый закон о регулировании тарифов на тепло и свет проходил Госдуму 1,5 года и был принят только в октябре. Его чисто бюрократически держали. Этот закон прошел только тогда, когда этот вопрос перевели в политическую плоскость, и когда наша группа "Народный депутат" отказалась голосовать по целому ряду других законов, по которым надо было голосовать. Закон с большим трудом был принят и Президент 10 января его подписал. Сейчас закон действует.

Что он дает в конечном итоге?

Это закон, который связывает тарифы на услуги естественных монополий и принимаемый на год бюджет. Сегодня в Красноярском крае нельзя изменить тарифы на тепло, неважно - для жилищно-коммунального хозяйства, для предприятия или для населения, не меняя бюджета края. Но менять бюджет - это всегда сложно, и поэтому в большинстве регионов тарифы фактически остаются на год. Правительство в прошлом году с этим согласилось и год не меняло тарифы, а в текущем году уже действует по закону. Этот закон - тяжелый, но очень важный, позволяет в первую очередь, бережно относиться к деньгам населения и предприятий. Я должен сразу сказать: даже пока он еще не начал работать, и энергетики, и железная дорога, и газовики уже были вынуждены представить в Правительство, (а теперь, я убежден, будут представлять и в администрацию края) расчеты из чего складываются их затраты. Я абсолютно убежден, что в них огромное количество резервов, которые будут найдены и постепенно будут "вытаскиваться". В конечном же счете закон по регулированию тарифов на тепло и свет направлен на то, чтобы в результате жилищно-коммунальной реформы не переложить все на плечи тех, кто платит за услуги ЖКХ. Если бы этого закона не было, тарифы на услуги коммунального хозяйства выросли бы еще, минимум, в 2 раза.

Как восприняли этот закон регионы?

Сразу скажу, сейчас на местах сложилась очень интересная ситуация: ряд территорий все-таки пытается повышать "тепловые" тарифы. Тут одно из двух: либо правительство не выполняет Закон, либо его не выполняют региональные энергетические комиссии. Это чисто судебный вопрос. Но повышать цены на свет, тепло без изменения местного бюджета, без согласования с Госдумой (а это почти невероятно) нельзя. Это решение принято.

Тяжело ли в Госдуме проходят законы по регулированию тарифов других монополий, например, газа, железнодорожных перевозок?

Два года назад я вносил закон о том, что через правительство надо регулировать тарифы не только на свет и тепло, но и на газ, нефть, ж/д перевозки. По газу, по железным дорогам закон в первом чтении был принят, во втором пока нет. Кто его блокирует, легко отследить по тому, как проходит голосование. Нет никакого сомнения, что закон о естественных монополиях выйдет в Госдуму на второе чтение. И тогда, в зависимости от того, кто как поднимет руку, будет видно, кто какую позицию занимает. Сейчас на центральном телевидении в поддержку управленческой идеологии о регулировании услуг естественных монополий в основном выступают те, кто блокировал этот закон. А теперь они доказывают, что этот закон правильный и собирают подписи против подъема цен на услуги естественных монополий. Это такой политический курьез. Но во втором чтении, я думаю, закон этот пройдет, и, скорее всего, все станет ясно.

Вернемся к разговору о реформе ЖКХ. Заложены ли для края субсидии в федеральном бюджете на этот год?

Да, федеральный бюджет впервые в этом году предусмотрел субсидии для Красноярского края в размере 150 миллионов рублей. Сразу скажу, что Госдума не приняла тот проект закона, представленный правительством, в котором была вырезана большая часть льгот, имеющихся у ветеранов, сельской интеллигенции, учителей и врачей. Но она приняла закон, по которому расписано, какой уровень бюджета отвечает за те или иные льготы, что определяет, из какого бюджета будут выделяться деньги. Закон еще не принят Советом федерации, еще не подписан президентом, но я думаю, что в этом виде он все-таки принят будет.