Церемония по вводу во временную эксплуатацию с открытием рабочего движения объекта культурного наследия федерального значения "Каменной мост, 1785" состоялась сегодня, 16 февраля, в Калуге, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости. В торжествах приняли участие: находящийся в регионе с рабочей поездкой председатель Государственной думы РФ Борис Грызлов, представители региональной и городской власти, общественности областного центра, журналисты.

Каменный мост XVIII века, соединяющий несколько крупных транспортных артерий Калуги - уникальный памятник городской архитектуры и важный транспортный узел Калуги. Реконструкция моста длилась около года. Мост был закрыт после того, как 10 апреля прошлого года здесь провалился грузовой спецтехнический автомобиль.

Каменный мост через глубокий и живописный Березуйский овраг в Калуге представляет значительный интерес не только как памятник архитектуры, но и как образец инженерного искусства. Он строился с 1777 года по проекту Петра Никитина, первого архитектора Калужского наместничества. Мост соединял центральную часть Калуги с Завершьем. В настоящее время находится в створе улиц Баженова и Пушкина. Длина Каменного моста оценивается от 110,52 до 122 метров. Большая глубина оврага заставила строителя прибегнуть к необычному решению. Мост имеет пятнадцать арочных пролетов полуциркульного очертания. Такое решение нередко заставляет сравнивать мост с древнеримскими акведуками, сходство с которыми особенно наглядно в центральной части, где высота моста достигает 22 метров, что заставило вывести арки в два этажа. Первоначально кирпичные опоры и своды поддерживали деревянное мостовое полотно. В 1840 году были установлены существующие перила. В середине XIX века была выполнена перекладка поперечных кирпичных сводов. В XX веке мост неоднократно ремонтировался. В начале XX века была устроена железобетонная многопролетная ребристая плита проезжей части. При реконструкции 1974-1975 годов вместо старого дорожного полотна с засыпкой была уложена монолитная плита усиления, устроены парапетные ограждения.

Авария с обрушением части дорожного полотна, произошедшая весной 2009 года, затронула общее состояние моста, который интенсивно эксплуатировался, в том числе для проезда большегрузного автотранспорта, обеспечивая больше двухсот лет функционирование областного центра. Для устранения аварийной ситуации на объекте к проведена большая работа. По данным экспертов, изношенность конструкций Каменного моста составляет около 80%. При строительстве нового пролетного строения было уложено 680 куб.м бетона. Строительной компанией применены новые технологии по усилению несущих конструкций кирпичных столбов, установке буро-инъекционных свай и крепежных элементов, металлических связей и затяжек. В ходе работ было установлено 1250 погонных метров буро-инъекционных свай и 16,8 тонн металлических тяжей и затяжек. Отреставрировано 850 куб.м кирпичной кладки, воссоздано и установлено 15,6 тонн чугунного ограждения.

Между тем, ремонтно-реставрационные работы на мосту продолжатся и в том числе по перекладке белокаменного карниза и лицевой кладки фасадов моста в специально оборудованном укрытии. На 2010 год намечено выполнение ремонтно-реставрационных работ в полном объеме и проведение восстановительных работ по территории памятника. Весь комплекс, вместе с обустроенной территорий Березуйского оврага планируется сдать к следующему Дню города.