На территории Амурской области только 16% организаций, имеющих запасы нефти, разработали и ввели в действие планы по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов. Как 16 февраля сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-службе амурского правительства, в цифрах это 23 объекта экономики из 142.

Кроме того, большую озабоченность областных властей вызывает недостаток аварийно-спасательных формирований, аттестованных на ликвидацию локальных разливов нефти.

Как было отмечено на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, в конце 2009 года с запуском первой очереди магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" в Амурской области значительно возрос риск разлива нефти и нефтепродуктов. Ежегодно по железной дороге, пролегающей по территории Приамурья, от города Тайшет Иркутской области к конечной точке трубопровода спецморнефтепорта в Козьмино будет перевозиться до 15 млн тонн нефти. За неполных два месяца эксплуатации нефтепровода уже произошли две аварии, связанных с разливом нефти. Одна из них - недалеко от амурского поселка Невер Сковородинского района. Участвующие в совещании эксперты отметили, что только по счастливой случайности экологии региона тогда не был нанесен существенный ущерб.

В соответствии с федеральным законодательством, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, должны разработать планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти. Кроме того, в их обязанности входит создание спасательных формирований, аттестованных в МЧС России на право проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при разливе нефтепродуктов. Именно поэтому на заседание в правительство области были приглашены представители крупнейших компаний и учреждений Приамурья, таких как ОАО "Амурнефтепродукт", ООО "Востокнефтепровод", Бурейской и Зейской ГЭС, Читинской дирекции Забайкальской железной дороги, аэропорта Благовещенск. Руководители организаций отчитались перед членами комиссии о принимаемых мерах по защите территорий и населения от последствий возможных разливов нефти.

Как отметили в пресс-службе, наиболее актуальным на сегодняшний день стал доклад замгендиректора ООО "Востокнефтепровод" Александра Пузикова - организации, эксплуатирующей трубопровод ВСТО. По его словам, принимаемые ими меры не имеют аналогов как в России, так и в мире: "Компания сознательно пошла на удорожание проекта, чтобы в разы увеличить несущую способность трубопровода и тем самым предотвратить возможные технологические риски. Толщина стенки трубопровода увеличена в два раза. Единая система управления предусмотривает 12 степеней защиты, в том числе систему контроля утечки нефти и локализации внештатной ситуации".

Члены комиссии рекомендовали руководству компании в кратчайшие сроки завершить подготовку, оснащение и аттестацию собственных аварийно-спасательных формирований. Пока они не пройдут аттестацию, компании необходимо будет принять внутренний документ о порядке локализации и ликвидации разливов нефти на объектах магистрального нефтепровода. Информацию об этом на имя председателя КЧС и ПБ Виктор Капканщикова поручено направить не позже 15 марта 2010 года.

Помимо разработки планов и организации аварийно-спасательных формирований руководителям организаций был вынесен и ряд других предписаний. К примеру, ЗАО "Торговый порт Благовещенск " поручено до 15 июня провести проверку технического состояния боновых заграждений и сорбирующих материалов, а также закупить новые средства сбора и ликвидации нефти на водной поверхности.

Ряд поручений касается деятельности глав городов и районов Приамурья. В частности, в протоколе заседания комиссии прописано проведение в феврале-марте заседаний комиссий на эту тему на муниципальном уровне. Управлению МЧС России по Амурской области рекомендовано оказывать руководителям организаций и главам территорий методическую помощь. В случае ненадлежащего исполнения нормативных правовых актов МЧС вправе обратиться в органы прокуратуры.