Санкт-Петербургская пассажирская станция. А. Петцольт. 1851 г.

1842 год. 13 февраля (1 февраля ст.ст.) Николай I подписал указ о строительстве железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва.

Портрет П.П.Мельникова. Неизвестный автор. 19 век

Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой. Рисунок середины 19 века

Проектируемая линия была разделена на два строительных участка: Петербург-Бологое (Северная дирекция) во главе с П.П.Мельниковым и Бологое-Москва (Южная дирекция) во главе с Н.О.Крафтом. Обе дирекции представляли собой самостоятельные строительные управления.

Работы начались 1 августа 1842 года. Руководство строительством Петербурго-Московской дороги было возложено на Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Строительная комиссия упразднялась, а в составе ведомства путей сообщения появился Департамент железных дорог и при нем временная техническая комиссия для руководства проектированием и строительством магистрали Петербург-Москва".

История в лицах

"Санкт-Петербургские ведомости", 1 ноября 1851 года: 

1-е ноября останется днем, навсегда памятным для России: в этот день происходило... открытие для публики железной дороги, соединяющей две наши столицы - голову и сердце России

Цитируется по: Зензинов Н.А. От Петербург - Московской до Байкало-Амурской магистрали. М., 1986

Мир в это время

В 1842 году состоялась премьера одного из лучших произведений Джузеппе Верди - оперы "Набукко"

Джузеппе Верди. Э.Каржа. 1876 год

Опера имела успех - не только в Милане, но и в Турине, Генуе и Неаполе, где вскоре была поставлена. Но эти годы оказываются для Верди трагическими: он теряет одного за другим дочь, сына и любимую жену. "Я был один! Один!.. - писал Верди. - И среди этих ужасных мук я должен был закончить комическую оперу". Неудивительно, что "Король на час" не удался композитору. Спектакль был освистан. Крушение личной жизни и провал оперы сразили Верди. Он не хотел больше писать.

Но однажды зимним вечером, бесцельно бродя по улицам Милана, Верди встретил Мерелли. Разговорившись с композитором, Мерелли привел его в театр и почти насильно вручил ему рукописное либретто для новой оперы "Навуходоносор". "Вот либретто Солера! - сказал Мерелли. - Подумай, что можно сделать из такого чудесного материала. Возьми и прочти его... и можешь вернуть обратно..."

Хотя либретто определенно понравилось Верди, он вернул его Мерелли. Но тот и слышать не хотел об отказе и, сунув композитору в карман либретто, бесцеремонно вытолкал его из кабинета и закрылся на ключ.

"Что было делать? - вспоминал Верди. - Вернулся я домой с "Набукко" в кармане. Сегодня - одна строфа, завтра - другая; здесь - одна нота, там - целая фраза - так мало-помалу возникла вся опера".

Но, конечно, эти слова не надо понимать буквально: оперы не так легко создаются. Лишь благодаря огромному, напряженному труду и творческому воодушевлению Верди смог осенью

1841 года окончить большую партитуру "Навуходоносора". Премьера "Навуходоносора" состоялась 9 марта 1842 года в "Ла Скала" - с участием лучших певиц и певцов. По свидетельству современников, в театре давно не было слышно таких бурных и восторженных оваций. В финале действия публика поднялась с мест и горячо приветствовала композитора. Сперва он даже счел это за злую насмешку, ведь только полтора года назад здесь же его так безжалостно освистали за "Мнимого Станислава". И вдруг - такой грандиозный, ошеломляющий успех! До конца 1842 года опера была исполнена 65 раз (!) - исключительное явление в истории "Ла Скала".

Причина триумфального успеха заключалась, прежде всего, в том, что Верди в "Навуходоносоре", несмотря на его библейский сюжет, сумел выразить самые заветные думы и чаяния соотечественников-патриотов.

После постановки "Навуходоносора" суровый, нелюдимый Верди изменился и стал бывать в обществе передовой миланской интеллигенции. Это общество постоянно собиралось в доме горячей патриотки Италии - Кларины Маффеи. С нею у Верди на долгие годы завязались дружеские отношения, запечатленные в переписке, продолжавшейся до ее смерти. Муж Кларины - Андреа Маффеи - был поэтом и переводчиком. На его стихи Верди сочинил два романса, а впоследствии на его же либретто - оперу "Разбойники" по драме Шиллера. Связь композитора с обществом Маффеи оказала большое влияние на окончательное формирование его политических и творческих идеалов".

Цитируется по: Самин Д.К. 100 великих композиторов. М.: Вече, 2008

Материал предоставлен АНО "Руниверс"