Виген Акопян: Янукович и газовый транзит - победа на руинах

Анкара, 12 февраля 2010, 12:36 — REGNUM  

Лидер украинской Партии регионов Виктор Янукович, одержавший малоубедительную победу на президентских выборах (за него проголосовали менее половины населения страны), в своем первом обширном интервью, данном американской телекомпании CNN, обрисовал главный приоритет своих взаимоотношений с Россией. По его словам, таковым приоритетом станет "стабилизация энергетических поставок".

Ранее во время визита в одну из областей Украины Янукович заявил, что намерен внести предложение "о создании газотранспортного консорциума для эксплуатации существующей газотранспортной системы, реконструкции ее с целью увеличения объемов прокачки газа". Накануне заместитель председателя возглавляемой Януковичем Партии регионов Борис Колесников подтвердил - Янукович может инициировать пересмотр газовых соглашений с Россией для получения "более выгодных условий и тарифов". "Я думаю, Виктор Федорович будет инициировать этот вопрос на более выгодных условиях и тарифах", - сказал он. По словам Колесникова, новый президент Украины "хочет увеличить" прокачку российского газа через ГТС Украины со 120 млрд. кубометров до 200 млрд. кубометров, что позволит удвоить доходы от транзита. Сделать это планируется за счет модернизации сети.

На какие средства, в какие сроки и на каких условиях будет модернизироваться украинская ГТС, Колесников не уточнил, между тем именно эти параметры являются определяющими для Москвы в переговорах по закупочным ценам и условиям транзита. С этой точки зрения Януковичу предстоит для начала вежливо объяснить Европе, что декларация по модернизации украинской ГТС, подписанная Юлией Тимошенко в Брюсселе и названная премьером РФ Владимиром Путиным "непродуманным и непрофессиональным документом", бесследно ушла в анналы истории. Путин тогда прямо заявил, что считает несерьезным обсуждение вопроса увеличения прокачки газа через территорию Украины без России, являющейся основным поставщиком голубого топлива.

Между тем, отказ от декларации между Тимошенко и Брюсселем - шаг политический, поскольку и сам документ носил подчеркнуто двусторонний и подчеркнуто политический характер. Фактически, он определял право Европы закупать газ непосредственно на российско-украинской границе, то есть вводил ГТС Украины в зону привилегированного контроля европейского потребителя. В самом тексте декларации официально указана истинная причина ее подписания. "Принимая во внимание намерение Украины - вступить в энергетическое сообщество ЕС и, в частности, разрешить закупку газа на Украине либо на ее западных или восточных границах...", - говорится в преамбуле документа. Действующий премьер-министр Украины Тимошенко назвала подписание совместной декларации между Украиной и ЕС по модернизации ГТС - "защитой фундаментального интереса Украины в энергетической сфере на много десятилетий вперед". И вот именно эту защиту придется в сжатые сроки ломать Януковичу для того, чтобы выстроить ее же, однако в несколько иной логике.

Источники газеты "Коммерсант-Украина" раскрывают планы Януковича: "вступив в должность президента Украины, Виктор Янукович намерен воссоздать консорциум по управлению газотранспортной системой (ГТС) страны - "Газпрому", "Нафтогазу Украины" и европейским потребителям предложат по 33,3% в консорциуме". По мнению Януковича, газотранспортный консорциум должен объединить интересы потребителей в Европе, поставщиков газа из России и стран Средней Азии, а также Украины как транзитного государства.

Ранее НАК "Нафтогаз Украины" сообщал, что для модернизации ГТС необходимо инвестировать $2,57 млрд. Если "Газпрому" будет предложено в консорциуме 33,3%, значит, от российской монополии в Киеве ждут не менее $772 млн. инвестиций. Между тем в "Газпроме" не торопятся приветствовать инициативы нового украинского лидера. "Комментировать идею консорциума можно будет только после изучения предложений по существу",- пояснил официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов. А заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев, выступая 11 февраля в Лондоне, заявил, что российский холдинг готов рассмотреть предложения об инвестициях в ГТС Украины, но пока их не поступало. В то же время, по его словам, "Газпром" не откажется от строительства газопроводов в обход Украины - Nord Stream (Северный поток) и South Stream (Южный поток), а "заключенное в январе 2009 года соглашение изменений не претерпит".

Итак, "Газпром" не торопится. Оно и понятно. Как это ни парадоксально, но наступательная политика украинских властей в газовом вопросе в годы правления Ющенко-Тимошенко заставила Россию решать данную проблему на стратегическом уровне, а стратегия, как известно, не подлежит одномоментному пересмотру, даже если победил Янукович. И сегодня для России договор с Януковичем по инвестированию украинской ГТС - временная полумера. Политическая элита Украины, в которую входит и сам Янукович, нанесла серьезнейший удар по собственной энергетической безопасности, зародив в Москве зерна сомнения по поводу чистоты ведения газового бизнеса. ГТС Украины были использованы как политический ресурс и сегодня нет никаких гарантий, что следующие власти Украины не разыграют эту карту вновь и вновь. Запуск проектов Северный и Южный поток - вынужденная мера России, шаг к достижению полной независимости от политического потенциала украинской ГТС в долгосрочной перспективе.

Точно такой же временной полумерой подключение РФ к модернизации украинской ГТС станет и для Януковича. Пока украинские руководители разыгрывали политический ресурс хозяйствующего субъекта ГТС, у Украины появился мощный стратегический конкурент в лице Турции.

Соглашение, достигнутое между Россией и Турцией по поводу прокладки Южного потока через турецкие территориальные воды, а также усилия Турции по отводу среднеазиатского, иранского и иракского газа через NABUCCO, в долгосрочной перспективе лишат ГТС Украины не только политического, но и сугубо экономического содержания. Той же цели послужит возможное увеличение транзита газа через Турцию посредством трубопроводов "Голубой поток - 1" и "Голубой поток - 2". Последний проект предназначен для доставки около 20 млрд. кубометров российского газа в Восточное Средиземноморье транзитом через Турцию.

По аналогичной логике продвигается и стратегия диверсификации маршрутов поставки нефти в Европу. Российская компания "Транснефть" создает холдинг для проектов трубопроводов Бургас - Александруполис и Самсун - Джейхан, в который намерены подключиться Chevron и казахский "Казмунайгаз". Турция намерена убедить компании, занимающиеся транспортировкой нефти, отказаться от танкеров в пользу нового нефтепровода Самсун-Джейхан. Данный трубопровод соединит акватории Черного и Средиземного морей, минуя проливы Босфор и Дарданеллы. В частности, польская пресса озабоченно сообщает, что России этот проект даст еще одну возможность диверсифицировать поставки сырья в Европу и найти альтернативу трубопроводу "Дружба", который проходит, в том числе, по украинской территории.

Таким образом, перед новоизбранным президентом Украины стоят две задачи, в том числе, краткосрочная - модернизации ГТС Украины, и долгосрочная стратегическая - повышения конкурентных преимуществ украинской сети перед мощным транзитным каналом, выстраиваемым Турцией. Достижение первой сулит Украине в перспективе ближайших 10 лет модернизированную, но перманентно загруженную газовую магистраль. Естественно, в такой ситуации Киев полностью лишается всякой инициативы в определении объемов и тарифов закупаемого и транзитируемого газа. Решение второй задачи потребует от Януковича колоссальных усилий по восстановлению доверия украинского газового бизнеса перед Россией. Однако даже это уже не является главным. Януковичу предстоит ожесточенная конкуренция с Турцией по скорости и качеству обслуживания транзита. Более того, Украине предстоит также восстановить свое реноме непосредственно перед поставщиками газа - государствами Средней Азии, которые также успели ощутить финансовые последствия политизации украинской ГТС.

Может быть, осознавая всю сложность этой геополитической задачи, Янукович решил не "лезть в пекло поперек батьки" и остановиться на золотой середине, а именно, обеспечить модернизацию украинской ГТС усилиями всех заинтересованных сторон и прощупать возможность участия Украины в неминуемой прокладке конкурентных Украине же газопроводов. Напомним, 19 января в городе Черновцы Янукович заявил, что в случае своей победы на президентских выборах он внесет предложение об участии Украины в международном консорциуме по строительству Северного потока - прямого конкурента украинской ГТС по поставкам газа в Европу. По мнению Януковича, помощь в создании конкурентного газопровода "даст возможность получить дополнительные доходы в государственный бюджет". На следующий день, во время визита в Харьковскую область, Янукович заявил об участии Украины в международном консорциуме по строительству и Южного потока.

Впрочем, эти идеи нового украинского президента, показавшиеся Юлии Тимошенко абсолютно абсурдными, приобретают смысл после того, как полностью осознается стратегический тупик, в который завели Украину западные "газовые" стратеги. Настаивая на диверсификации поставок газа в Европу, они добились своей цели. Диверсификация состоялась. И Украина, выступающая в авангарде этой борьбы, потеряла фактическую монополию.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.