В ожидании новых предложений

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта от России Николай Грибков положительно оценил состоявшиеся в Мадриде встречи сопредседателей МГ ОБСЕ с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана, пишет газета "Айоц Ашхар". В то же время Николай Грибков отметил, что сроки визита сопредседателей в зону конфликта еще не определены. В процессе согласования сроков участвуют как сами страны-члены Минской группы (Россия, США и Франция), так и Армения, Азербайджан и Нагорный Карабах, что затрудняет определение удобных для всех сроков. О том же сообщает и бакинская "525-я газета".

Состояние здоровья президента Азербайджана Гейдара Алиева было не единственной причиной, послужившей переносу намеченного в мае 2003 визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион нагорно-карабахского конфликта, заявил российский сопредседатель МГ Николай Грибков. Коснувшись проведенных на прошлой неделе в Мадриде встреч с главами МИД Армении и Азербайджана, Н. Грибков лишь назвал их "положительными и конструктивными". "К сожалению, я не могу сказать более, принимая во внимание конфиденциальность переговорного процесса", - сказал российский дипломат. (PanARMENIAN.Net).

В своем интервью агентству "Медиамакс" Николай Грибков не назвал остальных причин очередной отсрочки визита. Очевидно, пишет "Аравот", сопредседатели ждут завершения внутриполитических процессов в Армении и Азербайджане. С другой стороны, примечательно, что еще год назад и в армянских, и в азербайджанских СМИ проскользнула информация о том, что между посредниками и руководителями Армении и Азербайджана достигнута определенная договоренность относительно дальнейшего сценария переговоров. Согласно этой договоренности, Кочарян и Алиев дают согласие на предложенную сопредседателями некоторую компромиссную модель, взамен чего страны, включенные в Минскую группу, закрывают глаза на грубое воспроизводство власти в Ереване и Баку. Ясно одно, пишет "Аравот": сопредседатели приедут не с пустыми руками, и, по словам главы МИД Азербайджана Вилаята Гулиева, привезут с собой "новые модели" урегулирования. Газета обращает внимание то, что Гулиев, в отличие от принятой в штыки идеи "общего государства", эти модели расценил, как "заслуживающие рассмотрения", а официальный Ереван хранит молчание. Как бы то ни было, в обращение вводится новый вариант урегулирования, который, без сомнения, мало чем будет отличаться от предыдущих. Образно говоря, пишет "Аравот", в чередующихся предложениях сопредседателей ничего не меняется - меняются лишь обстоятельства, при которых вносятся эти предложения.

Того же мнения придерживается и бакинская "Зеркало". Газета считает, что ситуация может подвести азербайджанские власти к модели "компромисс в обмен на преемственность правящей верхушки". "Зеркало" утверждает, что Алиев-старший не захочет оставить карабахскую проблему в наследство своему преемнику. Курс на реализацию преемственности власти может стать той внутренней мотивацией, которая способна подтолкнуть правящую элиту Азербайджана на уступки в карабахском вопросе и масштаб уступок будет зависеть от характера ситуации внутри страны - максимальные уступки в случае цейтнота, вызванного желанием президента форсировать реализацию плана передачи власти преемнику. При этом газета уверена, что своими силами, без вмешательства третьей стороны, Азербайджан и Армения не только не смогут решить карабахский конфликт мирным путем, но и обсуждать смежные с этой проблемой темы в конструктивной обстановке.

Агентство "Де-Факто" освещает программы победивших в парламентских выборах шести партий Армении в части урегулирования карабахского конфликта. Наиболее четкая и определенная позиция, по мнению "Де-Факто", у Республиканской партии Армении (РПА), набравшей большинство голосов и партии "Дашнакцутюн", занявшей четвертое место. В программе РПА сказано: "НКР не должна находиться в подчинении Азербайджана. Должна быть обеспечена безопасность граждан НКР, Армения и НКР должны иметь общую границу. Важный гарант карабахского вопроса мирным и справедливым путем - развитие и внутренняя стабильность РА". "Дашнакцутюн" считает, что одной из главных задач РА и всего армянского народа является упрочение правового статуса НКР и усиление его безопасности. Карабахский вопрос должен быть решен путем мирных переговоров, при этом целью переговоров должно быть фактическое и юридическое признание независимости НКР. По мнению авторов программы оппозиционного блока "Справедливость", обязательным условием считается участие в переговорах Арцаха. Взаимные уступки не будут касаться территорий Армении. На какие уступки пойдет Азербайджан, а на какие - Армения, будет решаться в ходе переговоров. Урегулирование проблемы Арцаха связано у "Справедливости" с вопросом региональной безопасности. "Оринац Еркир" отдает предпочтение пакетному решению карабахского вопроса и созданию наиболее эффективного механизма сотрудничества Армении, Диаспоры и Карабаха. Примечательно то, что у этой партии, равно как и у Объединенной рабочей партии (ОТП) нет отдельного раздела программы по Карабаху, вопрос рассматривается в области внешней политики наряду с другими региональными проблемами. У ОТП так и сказано: "определить национальные приоритеты, в том числе пути законного и справедливого решения карабахского вопроса". "Национальное единение", занявшее пятое место, заявляет: "Сохраняя приверженность мирному и справедливому решению карабахской проблемы, способствовать повышению эффективности переговорного процесса, обеспечивая результативное присутствие в нем арцахской стороны". Между тем, разрешение карабахской проблемы, замешанной на замороженном конфликте, не так просто, как может выглядеть в предвыборных программах. По мнению аналитиков "Де-Факто", сегодня уже недостаточны в качестве действенного механизма те стандарты ООН, которыми поначалу руководствовались заинтересованные в решении проблемы стороны и международные посредники. И в этой связи урегулирование карабахской проблемы должно, скорее всего, получить новое качество.

Свою точку зрения представляет бакинская "Эхо". Проправительственная РПА, чья платформа должна лечь в основу политики официальных властей Армении, требует не только "независимости" Карабаха, но и аннексии оккупированных азербайджанских районов - именно так с "дипломатического" языка на общепринятый переводятся "благозвучные" лозунги об "общей границе" и "гарантиях безопасности". Весьма близкая к президентским структурам АРФД полагает, что на переговорах следует обсуждать исключительно вопрос "признания независимости" НКР и т.д. По сравнению с ними ведущие оппозиционные группировки - "Справедливость" и "Национальное единение" - занимают чуть более мягкую позицию, по крайней мере, "карабахские" разделы их программы не содержат подобных экстремистских требований, тем не менее, они выступают за признание армянской общины Карабаха "третьей стороной" конфликта, против чего, как известно, категорически выступают в Баку. "Эхо" пишет, что несмотря на то, что в сегодняшней схеме карабахского урегулирования "нет "ниши" ни для политических партий, ни для депутатов парламента", тем не менее, программы партий "как минимум отражают настроения армянского общества и политической элиты.... И вряд ли за девять лет безрезультатных переговоров посредники, даже при условии ротации, так и не уяснили для себя, что позиции сторон тут диаметрально противоположны". Впрочем, не исключено, заключает газета, что в ближайшее время геополитические подвижки в регионе, рост внимания к Южному Кавказу со стороны США и их союзников приведут к изменению "языка и логики" переговорного процесса. И можно только догадываться, какой окажется реакция на эти перемены и в Баку, и в Ереване.

В Баку лелеют надежду на то, что проамериканская политика и размещение в стране натовской военной базы позволит решить карабахскую проблему, пишет степанакертская "Азат Арцах". Более того, в Баку убеждены: после нанесения ударов по Ирану, американские или турецкие войска займутся Карабахом. Присутствие военных баз, по мнению бакинских аналитиков, позволит сохранить внутриполитическую стабильность в стране и в том случае, если Гейдар Алиев уйдет от власти. Параллельно, сообщает газета, в Баку вновь заговорили о пантюркистской солидарности от берегов Адриатики и вплоть до Тихого океана. Предполагается, что после вытеснения из региона России, ее роль перейдет к Турции. Потому, как считают в Баку, Россия должна всячески закрепить свое присутствие в Армении, являющейся ее единственной опорой в регионе.

Нагорный Карабах не откажется от своей независимости. Об этом заявил президент НКР Аркадий Гукасян в ходе встречи с делегацией писателей Армении 6 июня. Как сообщает агентство АРКА, Гукасян представил собеседникам ход переговоров по урегулированию карабахского конфликта. Он рассказал также о социально-экономическом развитии Карабаха, программах по благоустройству республики. Гукасян подчеркнул, что для восстановления экономики Нагорного Карабаха очень важно привлечение иностранных инвестиций. "Победивший в войне Арцах должен достичь и экономических побед", - сказал он. Это, по словам Гукасяна, "первостепенный вопрос, стоящий перед республикой, и его необходимо решить с честью".

Как сообщает бакинская газета "Зеркало", в Азербайджане создана следственная группа из 150 человек, которая будет заниматься расследованием преступлений, совершенных гражданами Азербайджана армянской национальности. В поле ее зрения попадут деяния нынешнего президента Армении Роберта Кочаряна и главы так называемой НКР Аркадия Гукасяна, пишет газета.

Газета "Эхо" обращается к заявлению главы МИД Приднестровья Валерия Лицкая, прозвучавшему в Тирасполе на организованном Парламентской ассамблеей ОБСЕ семинаре по "федерализму". Лицкай заявил, пишет газета, что Карабах не пойдет на создание федерации с Азербайджаном и вообще не будет согласен на автономию, и, что, в отличие от других конфликтных точек на пространстве СНГ, у них "царят достаточно стабильный мир и согласие в области безопасности". "Мы уже несколько лет работаем как сторона, - сказал министр, - но когда мы встречались с представителем Карабаха, то там этого не увидели. Карабах не допускают за стол переговоров до сих пор. Это очень осложняет переговорный процесс". По утверждению Лицкая, продолжает "Эхо", "заслуга договоренности о федеральном государстве принадлежит посредникам от ОБСЕ и, скорее всего, похожая модель будет предложена ими сепаратистам НК, поскольку ОБСЕ обычно действует по шаблонной схеме". По мнению политолога Расима Мусабекова, пишет газета, для Азербайджана этот вариант абсолютно неприемлем по двум причинам. Во-первых, "НКР" управляется из Еревана, а Азербайджан не может согласиться с тем, что при принятии внутренних решений фактическое право голоса имела бы и Армения. Вторая проблема заключается в масштабах: "Если взять за основу численность населения за 1989 год, 120 тысяч армян не могут навязывать свою волю 8-миллионному азербайджанскому народу, и принимать с ним на равных решения, касающиеся судьбы страны". При этом политолог не исключает, что "чего-то подобного от этих сопредседателей ожидать можно". Еще в 1998 году впервые модель общего государства была предложена МГ ОБСЕ Азербайджану, - говорит глава Организации освобождения Карабаха Акиф Наги. "Армения тогда дала согласие на этот вариант, но официальный Баку его не принял". В последнее время появляются сведения, что, кроме Молдовы, и Грузия согласилась на вариант федерализации своих отношений с абхазскими сепаратистами. "Есть мнение, что сопредседатели готовятся предложить похожую модель и Азербайджану. Но здесь есть существенные расхождения - наши события в корне отличаются от того, что было в Молдове и Грузии. У нас нет и речи о том, что какие-то внутренние силы в НК создали свое государственное образование. Мы имеем факт оккупации своих земель соседней страной и его армией, поэтому и отношение к нашему случаю должно быть другим", считает глава ООК. "У меня есть информация о том, что в рамках договора прокладки трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан были согласованы некие варианты насчет Карабаха. Поэтому не исключено, что приезд сопредседателей откладывался несколько раз по причине их боязни высказать свои "федеративные" предложения азербайджанскому обществу. Но "общее государство" - это не для нас, мы такого не примем", - заявил Наги.

Директор Мюнхенского института армянских проблем Эдуард Оганесян в своем интервью "Де-Факто" заявил, что во всех случаях "нам надо раз и навсегда признать - без России карабахскую проблему Армении самостоятельно не решить. Без России Турция начнет вмешиваться в наши дела, что уже делается со стороны мирового сообщества. Карабахская проблема постепенно выходит за пределы армянских возможностей и нам остается надеяться, чтобы наше руководство - старое или новое - осознало: ради Карабаха необходима пророссийская ориентация. Всякие варианты, которые предлагает Запад в отношении урегулирования карабахского конфликта, нас не устраивают - никто из них не решит карабахскую проблему проармянски. Значит, единственная страна, которая заинтересована, скажем откровенно, не за наши красивые глаза, а для собственной выгоды - это Россия. Будет наша армия сильна или нет, будет хорошо вооружена или нет - все зависит от России".

Военно-воздушные силы Азербайджана провели широкомасштабные показательные учения, удостоверив свою готовность к боевым действиям. Как заявил принимавший учения министр обороны Азербайджана Сафар Абиев, "азербайджанские ВВС доказали, что могут в любой момент нанести сокрушительный удар по врагу". Всего в ходе маневров в небо было поднято 14 военных самолетов различного назначения, также были задействованы наземные силы противовоздушной обороны, передает "Де-Факто".

На вопросы агентства "Де-Факто" отвечает лидер Христианско-Демократического союза Армении Хосров Арутюнян:

"Вам не кажется, что сегодня в политическом обществе Армении вокруг НК создалась несколько странная ситуация. Создается впечатление, что в Армении практически все политические силы как бы отстранились как от самого Карабаха, так и от проблемы НК. В отличие от первого периода карабахского движения сегодня ни одна партия всерьез не занимается Карабахом в плане содействия его экономическому развитию, становлению общественных, политических институтов. Уж не говоря о том, что наши партии самоустранились от проблемы урегулирования.

В армянской действительности, особенно после 1998-1999 гг., произошли события, которые в какой-то степени оттеснили проблему НК на второй план. То есть внутриполитическая жизнь начала функционировать, ориентируясь на другие цели: целый отряд политических деятелей поставили своей единственной целью отстранение Кочаряна от власти и начали спекулировать имеющимися проблемами социального и иного характера. С другой стороны, если проследить развитие карабахского урегулирования с 1999 г., то можно заметить, что если до 1998 г. Армения настаивала на том, что конфликт имеет место не между Арменией и Азербайджаном, а между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, и в силу такого понимания НК являлся одним из основных действующих лиц в переговорном процессе по политическому урегулированию, то, начиная с 1999 г., посредники переложили всю ответственность за нахождение решения на лидеров двух государств. В конечном итоге постепенно конфликт из карабахско-азербайджанского трансформировался в армяно-азербайджанский со всеми вытекающими из этого последствиями, одним из которых стала постановка вопроса Мегри. Конечно, по большому счету, любая подобного рода проблема, в том числе и карабахская, может быть разрешена только тогда, когда заинтересованные в этом регионе крупные сверхдержавы смогут найти общий язык. До того, что бы мы ни предпринимали, ничего не изменится. В ноябре 1999 г. тогдашний советник президента США Стивен Сестанович очень откровенно высказался по этому поводу - зачем нам ломать копья, зачем нам искать решение, пусть они сами его найдут. В итоге НК оказался за рамками переговорного процесса. Вовлечь его снова будет очень сложно. Впрочем, посредники, в частности, Николай Грибков, говорят сегодня, что на каком-то этапе карабахцы примут участие в переговорах. Но при этом упоминаются также представители так называемой азербайджанской общины НК. То есть мы, по сути, вернулись в 1992 г., к мартовской резолюции ОБСЕ. И это тогда, когда после победы в войне нам удалось отойти от этого подхода и убедить мир в том, что конфликт имеет место между НК и Азербайджаном. Мы на всех уровнях убеждали мир в том, что за стол переговоров должны сесть Гукасян и Алиев. Именно такая позиция привела к тому, что 15 декабря 1998 г. Аркадий Гукасян как президент НКР выступил в политической комиссии Совета Европы. К сожалению, сейчас мы отошли от этого формата, что порождает определенные проблемы и сложности.

Посредники намерены активизировать процесс урегулирования после предстоящих осенью этого года президентских выборов в Азербайджане. К какому развитию событий, на Ваш взгляд, нам надо быть готовыми?

Здесь несколько составляющих. С одной стороны, представители международного сообщества откровенно дают понять, что конфликт должен быть разрешен. С другой стороны, никто практически не сомневается в том, что в Азербайджане произойдет смена политической власти. Там власть сменится, здесь же осталась прежняя власть, имеющая определенный опыт в переговорах. За счет чьих интересов должен быть разрешен конфликт? Новая власть в Азербайджане не сможет пойти на уступки, сославшись на то, что общественность ее не поймет и не примет. По всей видимости, к уступкам будут склонять нас. Уязвимость властей в плане легитимности может сыграть на руку тем, кто будет оказывать на нас такое давление. На мой взгляд, Армении за все эти годы так и не удалось сформулировать свою четкую, с точки зрения приемлемости для международного сообщества позицию по вопросу НК. Что я имею в виду? Моя позиция, возможно, не бесспорна, но я считаю, что нашей основной задачей в урегулировании проблемы НК должно быть достижение любой ценой стабильного мирного безопасного развития Карабаха. Такая формулировка для каждой стороны конфликта неоспорима. Следовательно, должны рассматриваться вопросы гарантий. А кто может быть гарантом такого развития НК, если не динамично развивающаяся, конкурентоспособная и демократичная Армения? Армения, имеющая постоянное влияние в регионе, способная своим геополитическим потенциалом повлиять на развитие в региональных вопросах... Других гарантий, как бы их ни расписывали на бумаге, нет. Мы должны были воспользоваться карабахским конфликтом и постепенно наращивать свое присутствие в регионе. К сожалению, мы упустили эту возможность. Все основные транснациональные магистрали прокладываются в обход Армении. Вы представляете, чтобы какой-либо вопрос регионального характера можно было рассмотреть без непосредственного участия или без согласия Грузии или Азербайджана? А без участия Армении это вполне возможно.

И что Вы можете предложить?

Нам следует исходить из реалий, в которых мы находимся. К сожалению, Армения по своему географическому положению не может влиять ни на кого, тогда как все могут на нее очень сильно влиять. То есть перспектива нашего динамичного развития все время будет зависеть от политической воли наших соседей. Следовательно, для того, чтобы сформировать стабильно развивающийся регион, в чем заинтересованы также сверхдержавы, нужно уже сегодня заложить какие-то основы региональной безопасности. Она может быть реализована лишь в том случае, если все государства региона будут взаимоувязаны и заинтересованы в общем нормальном развитии. Только в этом случае можно ожидать нормального развития региона на длительную перспективу. Нам следовало бы с самого начала поставить вопрос о том, что разрешение карабахского конфликта непосредственно связано с наращиванием регионального геополитического потенциала Армении, то есть с наличием у последней адекватных ее существованию возможностей. К примеру, с прохождением через ее территорию какой-либо транснациональной магистрали. К сожалению, мы упустили эту возможность, упускаем ее и сегодня. Уже идут разговоры о строительстве газопровода Баку-Тбилиси-Карс или -Эрзерум. Иран думает о строительстве газопровода через Турцию и, насколько мне известно, они уже двигаются в этом направлении. Россия свой газ по Черному морю доставляет в Турцию. То есть каждое государство решает свои вопросы. Нам же нужно самим понять наши цели и задачи. Перспектива оказаться на обочине региона нас, естественно, устраивать не может. В этом случае говорить о динамично развивающемся армянском государстве вряд ли будет возможно. Мы изначально должны были понять, что так или иначе конфликт должен быть разрешен, и это разрешение будет иметь свою цену. Поэтому мы должны были задаться вопросом: а что мы будем иметь в результате - такое, что ощутимо увеличило бы наш геополитический потенциал и позволило бы со временем расширить географию нашего политического и духовного влияния не только в регионе. Вот вопросы, которые надо решать, но которые почему-то не только не решаются, но даже не обсуждаются. ("Де-Факто").

Степанакерт

Осенью 2002 года, во время пресс-конференции президент НКР Аркадий Гукасян сообщил о том, что Католикос Всех Армян дал обещание приступить к строительству в Степанакерте церкви. По словам пастыря Арцахской епархии ААЦ, архиепископа Паргева Мартиросяна, в настоящее время вносятся последние уточнения в смету расходов, а также изменения в проект сооружения. "Так что, работа в этом направлении идет", - заметил глава Арцахской епархии, пишет "Азат Арцах".

Президент Нагорно-Карабахской Республики Аркадий Гукасян принял делегацию писателей Армении во главе с председателем правления Союза писателей РА Левоном Ананяном, прибывшую в Нагорный Карабах для участия в мурацановских днях, передает "Де-факто". Аркадий Гукасян отметил важность подобных встреч для развития двусторонних отношений и укрепления культурных связей. Коснувшись нынешнего этапа переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта и перспектив решения проблемы, Аркадий Гукасян заявил, что Нагорно-Карабахская Республика не откажется от своей независимости. Члены делегации выразили удовлетворение заметными позитивными сдвигами в Нагорном Карабахе и представили главе НКР ряд предложений по стимулированию развития культуры и искусства республики. Председатель правления Союза писателей РА Левон Ананян вручил Аркадию Гукасяну диплом имени Фритьофа Нансена и памятную медаль, которой президент НКР удостоен за широкую общественно-политическую деятельность, приверженность гуманитарным и общечеловеческим принципам и поддержку интеллигенции.

12 июня президент НКР Аркадий Гукасян удовлетворил прошение о помиловании, подписав соответствующий указ. Как сообщили агентству "Ноян Тапан" из Главного управления информации при президенте НКР, согласно указу, осужденному по делу 22 марта 2000 года (покушение на президента НКР) Давиду Гуляну пожаловано частичное помилование, и часть срока, назначенного в виде лишения свободы, заменена условным испытательным сроком в 2 года, учитывая обстоятельство чистосердечного раскаяния за совершенное преступление, первую судимость и положительную характеристику с места несения наказания.

По инициативе руководства Союза родственников без вести пропавших воинов НКР в офисе этой общественной организации состоялась встреча с министром иностранных дел республики Ашотом Гуляном. В ходе беседы особое внимание было уделено деятельности организации по поиску без вести пропавших. Как отметил Ашот Гулян, наблюдающаяся сейчас определенная пассивность в этой сфере обусловлена предвыборной ситуацией в Азербайджане. По его словам, из соображений политической конъюнктуры официальный Баку все более ужесточает свою позицию, политизирует любой связанный с Нагорным Карабахом вопрос, в том числе и гуманитарного характера. Министр высказался за необходимость активизации поисковой работы, подчеркнув важность консолидации усилий соответствующих государственных органов и общественных организаций, разработки соответствующих программ, установления контактов с зарубежными структурами. ("Де-Факто").

Газета "Азат Арцах" сообщает, что на днях в распоряжение мэрии Степанакерта будут переданы многоквартирные новостройки по улице Месропа Маштоца. Строительство домов продолжалось чуть больше года. Возведение их началось в марте 2002 года и завершилось на днях. Как и было предусмотрено проектом, был сооружен комплекс зданий, куда входят здания ОРАГС, шахматной школы и 50-квартирных жилых домов. В строительство комплекса были вложены как внебюджетные, так и бюджетные средства: как сообщил начальник отдела капитального строительства Александр Мамунц, 362.462.600 драмов были предоставлены благотворительницей из Спюрка Луиз Симон Манукян, 95.483.100 драмов - выделены из госбюджета. "Давно в нашем городе не выполнялись строительные работы таких больших объемов. И следует отметить, что этот комплекс в корне отличается от выполненных нами ранее работ", - отметил Мамунц. По его словам, это обусловлено использованием дорогостоящего и качественного стройматериала. "Благодаря сооруженному во дворе огромному бассейну эти дома будут иметь круглосуточное водоснабжение. Для строительства санузлов были использованы дорогостоящий стройматериал и принадлежности. В домах будет действовать и лифт". Как проинформировал А.Мамунц, здесь в будущем планируется и сооружение игровой площадки, предусмотрена территория под автогаражи. Еще в ходе строительства домов было заявлено, что упомянутые квартиры будут распределены в соответствии с очередью среди семей погибших и инвалидов Арцахской войны, а также наиболее нуждающихся семей.

Неправительственая организация Центр Гражданских Инициатив (ЦГИ), с разрешения властей Нагорно-Карабахской Республики провела мониторинг ИТУ-1 (Шушинская тюрьма) и СИЗО МВД НКР. В результате проведенного мониторинга ЦГИ пришел к выводу, что в целом морально-психологическое и физическое состояние лиц, содержащихся под стражей, соблюдение их прав, санитарно-гигиенические условия камер (общежитий), организация медицинского обслуживания, питания, досуга и т. д. находится на должном уровне. Соответсвующий отчет ЦГИ направлен для ознакомления ряду международных организаций, госструктурам и лицам, занимающимся данной проблематикой, что явилось первой попыткой представить международной общественности ситуацию в системе пенитенциарных учреждений Нагорного Карабаха. ("Де-Факто").

Экспертная комиссия, сформированная министерством образования, культуры и спорта НКР, зарегистрировала в Степанакерте свыше 120 жилых и административных сооружений, представляющих историко-архитектурную ценность, пишет "Азат Арцах". Сейчас на уровне министерства идет обсуждение вопроса утверждения списка этих сооружений для представления на рассмотрение правительства с целью внесения их в государственный реестр исторических памятников. В случае, если данным сооружениям будет предоставлен статус исторических памятников, то согласно действующему законодательству снос их и изменение внешнего облика будут запрещены. По словам директора карабахского туристического агентства "Аспар" Сергея Шахвердяна, в дальнейшем эти памятники будут использованы с целью развития туризма. Он сообщил, что экспертная комиссия выступает за сохранение исторических памятников не только Степанакерта, но и других городов республики, и прежде всего Шуши.

Завершилось строительство водопровода в селе Мехмана Нагорно-Карабахской республики. Как сообщается в поступившем в "Де-Факто" пресс-релизе официального представительства НКР в США, проект был осуществлен при помощи семьи Егиян из Нью-Гемпшира. Уникальный в своей простоте, надежности и эффективности и легкий в эксплуатации проект стоил всего $5,000. "Мы благодарим семейство Егиян за их патриотизм и финансовую поддержку этого проекта. Теперь жители Мехманы могут рассчитывать на надежный источник чистой воды", - отметил представитель НКР в США Вардан Барсегян. Проект был разработан инженером Ара Егияном после посещения им деревни в 2000 году. "Когда я увидел вместо водопровода открытый ров, в который сливалось все, что угодно и эту воду пили женщины и дети, я понял что этим людям необходимо нормальное водоснабжение", - сказал автор проекта. Большую помощь в реализации проекта, по словам Ара Егияна, ему оказали власти НКР, предоставившие необходимые данные для осуществления проекта. Мехмана - небольшая деревня в НКР, в которой живут армяне и греки. 200 лет тому назад здесь добывали медь, свинец и золото. Во время войны деревня была оккупирована Азербайджаном и сильно разрушена. ("Азат Арцах").