"Принятие этого закона для Кировской области является актуальным и своевременным, - заявил начальник управления конвенциальных проблем администрации правительства Кировской области Михаил Манин, комментируя принятие Государственной думой РФ законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)". - В настоящее время на территории кирово-чепецкого отделения ФГУП "РосРАО" размещено около 440 тыс. тонн радиоактивных отходов, которые образовались в период деятельности Кирово-Чепецкого химического комбината им Б.П. Константинова".

"В законопроекте особенно значимыми представляются два основных положения: создание национального оператора, который будет заниматься обращением с отработанными радиоактивными отходами, и, что очень важно, у радиоактивных отходов появляется хозяин, который несет за них постоянную ответственность, не перекладывая ее на региональные власти. Также закон создает механизмы устойчивого финансирования деятельности по обращению с радиоактивными отходами. Предложение Кировской области о поддержке данного закона направлено в комитет Государственной думы по природным ресурсам", - пояснил Манин.

"Наш закон об обращении с ядерными отходами определяет общенациональную политику в этой области, - рассказал директор по коммуникациям и внешним связям отдела по обращению с мирными радиоактивными отходами Министерства энергетики США Аллен Бенсон. - Почему такая политика необходима? А она действительно необходима, потому что каждый раз, когда производим какие-то действия в сфере захоронения радиоактивных материалов, мы можем сослаться на закон, на национальное законодательство по этому вопросу, поскольку именно оно является основанием для наших действий. Во-вторых, необходимо определиться: каким образом определять место захоронения, если нет законодательной базы для этого? Если планируется захоронить отходы навсегда, должны быть неизменные геологические условия - так того требует наш закон. Также часто обращают внимание на наличие полезных ископаемых, например, нефти, иногда учитывается плотность населения. Кроме того, необходимо принимать во внимание вопрос наличия водных ресурсов. Вода в данном случае является ключевым фактором. Радиоактивные материалы необходимо хранить вне пределов досягаемости воды, чтобы радионуклиды не попадали в открытую среду. То есть, существует целый комплекс причин, по которым необходимо принять решение в рамках национального законодательства".

"Мы храним отдельно высокоактивные отходы и низкоактивные трансурановые отходы. Для трансурановых отходов, которые представляют собой загрязненную породу, у нас есть хранилище в соляных формациях. Высокоактивные отходы и стержни с отработанным ядерным топливом мы храним в ненасыщенных твердых породах, так чтобы их можно было достать. Загрязненное оборудование и сырье, которое мы не планируем возвращать, мы храним в соляных формациях. Повторюсь, очень важно включить в закон основания того, что вы планируете делать и почему. Когда в парламенте пройдут слушания, появятся вопросы о том, зачем это делается, каково влияние на людей, и закон на них ответит. Это необходимо сделать, чтобы обеспечить безопасность. Закон нужен, потому что он дает основания для того, чтобы показать, насколько это безопасно, он определяет механизм обеспечения безопасности", - уверен эксперт.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, 20 января Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)", внесенный правительством России. Задача рассматриваемого закона - внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.