6 - 7 июня 2003 года в Калининграде состоялась конференция "Повышение инвестиционного привлекательности Калининградской области". В ней принял участие заместитель Министра экономического развития и торговли РФ Мухамед Циканов, представители федеральных и региональных органов власти, а также профессионального сообщества.

В своем выступлении замминистра затронул вопросы социально-экономического развития и проблемы улучшения инвестиционного климата области. По словам замминистра, одним из ключевых документов, в котором заложены приоритеты, основные направления, цели и задачи федеральной политики в отношении Калининградской области, является "Основные направления и принципы в отношении Калининградской области". Он должен быть доработан и направлен в Правительство до конца июня 2003 года.

Другой важнейший документ, который необходимо принять в ближайшее время, - новая редакция Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Минэкономразвития России подготовило проект концепции закона, который в настоящее время проходит согласование в заинтересованных министерствах, и затем будет направлен в Правительство РФ.

Основные принципы концепции содержат особую схему управления, систему таможенного регулирования и налогообложения. Она предусматривает льготы инвестиционного характера, упрощенную схему регистрации предприятий и прохождения граждан через границу. Главным экономическим инструментом федеральной политики в отношении Калининградской области является Федеральная целевая программа развития Калининградской области до 2010 года.

Особая экономическая зона в Калининградской области представляет собой правовой режим ведения хозяйственной, в том числе инвестиционной деятельности. Правовой статус территории как неотъемлемой части государственной территории Российской Федерации остается неизменным. Специальный правовой режим ведения хозяйственной деятельности в Калининградской области не распространяется на объекты, имеющие оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации (в том числе объекты на территории военных баз, воинских частей, а также объекты нефтегазодобывающих отраслей промышленности на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации).

Перечень этих объектов и территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Органом управления Особой экономической зоной в Калининградской области должна быть Дирекция Особой экономической зоны в Калининградской области, создаваемая Правительством РФ в форме федерального государственного учреждения.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Минэкономразвития России, в ОЭЗ Калининградской области устанавливается режим налогообложения, предусматривающий в рамках действующего законодательства предоставление особых условий налогообложения и налоговых льгот участникам ОЭЗ как отдельной категории налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом РФ и федеральным законом LОб Особой экономической зоне в Калининградской области.

Это касается формирования налогооблагаемой базы налога на добавленную стоимость при реализации товаров, произведенных участниками ОЭЗ, товаров, освобожденных от уплаты НДС при таможенном оформлении.

С этой целью предлагается уточнить методику исчисления НДС при реализации импортных товаров, ввозимых на территорию области для конечного потребления, что создаст для организаций малого и среднего бизнеса стимулы к легализации бизнеса, прекращению массовой практики работы по посредническим и агентским договорам с номинальными иностранными компаниями.

"С одной стороны, мы рассматриваем Калининградскую область как "окно в Европу", с другой - как площадку для отработки механизмов реализации общероссийских реформ", - сказал М. Циканов.