А.Н. Ордин-Нащокин. Неизвестный русский художник. Конец ХVII века. Москва, Государственный исторический музей

1667 год. 9 февраля (30 января ст.ст.) между Россией и Польшей было заключено Андрусовское перемирие.

Карта Польши в 16-17 вв.

"Андрусовское перемирие 1667 между Россией и Речью Посполитой на 13,5 лет; завершило русско-польскую войну 1654-67 гг. за Украину и Белоруссию. Подписано 30 января А. Л. Ордын-Нащокиным (Россия) и Ю. Глебовичем (Польша) в деревне Андрусове близ Смоленска. Польша возвратила России Смоленское и Черниговское воеводства и признала воссоединение с Россией Левобережной Украины. Правобережная Украина и Белоруссия остались под властью Польши. Киев должен был остаться за Россией лишь до 1669, но Россия удержала его за собой, что было оформлено "Вечным миром" 1686 года. Запорожская Сечь объявлялась под совместным управлением России и Польши. Заключённое в условиях тяжёлой внутренней и внешней обстановки для России Андрусовское перемирие явилось важным этапом в борьбе за воссоединение украинского и белорусских народов с Россией"

Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977

"Афанасий Лаврентьевич был сын очень скромного псковского помещика; в Псковском и в ближнем Торопецком уездах ютилось целое фамильное гнездо Нащокиных, которое шло от одного видного служилого человека при московском дворе XVI в. Из этого гнезда, захудавшего после своего родоначальника, вышел и наш Афанасий Лаврентьевич. Он стал известен еще при царе Михаиле: его не раз назначали в посольские комиссии для размежевания границ со Швецией. В начале Алексеева царствования Ордин-Нащокин уже считался на родине видным дельцом и усердным слугой московского правительства. Вот почему во время псковского бунта 1650 г. мятежники намеревались убить его. При усмирении этого бунта московскими полками Ордин-Нащокин показал много усердия и уменья. С тех пор он пошел в гору. Когда в 1654 г. открылась война с Польшей, ему поручен был чрезвычайно трудный пост: с малыми военными силами он должен был сторожить московскую границу со стороны Литвы и Ливонии. Он отлично исполнил возложенное на него поручение. В 1656 г. началась война со Швецией, и сам царь двинулся в поход под Ригу. Когда московские войска взяли один из ливонских городов на Двине, Кокенгаузен (старинный русский Кукейнос, когда-то принадлежавший полоцким князьям), Нащокин был назначен воеводой этого и других новозавоеванных городов. На этой должности Ордин-Нащокин делает очень важные военные и дипломатические дела: сторожит границу, завоевывает ливонские городки, ведет переписку с польскими властями; ни одно важное дипломатическое дело не делается без его участия. В 1658 г. его усилиями заключено было Валиесарское перемирие со Швецией, условия которого превзошли ожидания самого царя Алексея. В 1665 г. Ордин-Нащокин сидел воеводой в родном своем Пскове. Наконец, он сослужил самую важную и тяжелую службу московскому правительству: после утомительных восьмимесячных переговоров с польскими уполномоченными он заключил в январе 1667 г. в Андрусове перемирие с Польшей, положившее конец опустошительной для обеих сторон тринадцатилетней войне. В этих переговорах Нащокин показал много дипломатической сообразительности и уменья ладить с иноземцами и вытягал у поляков не только Смоленскую и Северскую землю и восточную Малороссию, но и из западной Киев с округом. Заключение Андрусовского перемирия поставило Афанасия очень высоко в московском правительстве, составило ему громкую дипломатическую известность. Делая все эти дела, Нащокин быстро поднимался по чиновной лестнице. Городовой дворянин по отечеству, по происхождению, по заключении упомянутого перемирия он был пожалован в бояре и назначен главным управителем Посольского приказа с громким титулом "царской большой печати и государственных великих посольских дел сберегателя", т. е. стал государственным канцлером".

Цитируется по: Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. Том 3. Курс русской истории. Ч.3. М.: Мысль, 1988. с. 315-316

История в лицах

Из письма Алексея Михайловича А.Н.Ордин-Нащокину:

Мы отправили окольничего князя Великого-Гагина в Вязьму с двумя полками рейтар и с четырьмя приказами стрельцов и с 33 пушками, из Вязьмы им велено идти в Смоленск не для крови, но для того, чтоб литовские войска отступили. Если польские войска из Смоленского уезда выйдут и комиссары будут к вам сходительнее прежнего, то тебе, от бога избранному и верному доброхоту нашему, уступать Динабург с Запорожьем, кроме берега здешней стороны против Запорожья, потому что по вашему договору комиссары уступают все черкасские города здешней стороны, а за Киев стоят; если же никакими способами Киева удержать будет нельзя, комиссары сходительны не будут, рати из Смоленского уезда не выведут, а захотят крови, то Киев уступить, но прежде настойте о выводе и задержании войск, чтоб отдавать было волею, а не по нужде. Смотреть накрепко, не своею ли службою хотят комиссары удержать Киев, но нарочно ли вам говорят, что указ им прислан с сейма; а нам подлинно известно, что сейм разорвался без всякого дела. Стойте всеми силами, чтоб нам в титлах по-прежнему киевским писаться

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 11, глава 3. М.: Мысль, 1989

Мир в это время

В 1667 году Деволюционная война между Францией и Испанией за территории в Нидерландах.

Портрет Людовика XIV. Шарль Ле Брюн. 1668 год

Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.

Материал предоставлен АНО "Руниверс"