Хорошо, что первым ОБСЕ возглавил Казахстан, а не Россия: Казахстан за неделю

Астана, 7 февраля 2010, 12:59 — REGNUM  

Отношения Казахстана и ОБСЕ - похоже, эта тема не потеряет актуальности в ближайшие несколько месяцев. При этом, очевидно, далеко не все в стране, да и за ее пределами, представляют себе большинство геополитических рисков, неизбежно сопровождающих новый статус республики. В определенном смысле Астана рассматривается теперь как полноценный участник многих уравнений. Однако неизменным остается вопрос - насколько сумеют вписаться в новую международную роль казахстанские стратеги? Смогут ли они вести собственную игру или республика так и останется на задворках континентальной политики? В этом смысле примечателен азарт, с каковым посланники от страны по ключевым вопросам разного уровня важности ринулись в бой. Порой - потуги политических переговорщиков ставят в тупик даже опытных наблюдателей. Это, например, касается миротворческих усилий страны в Приднестровье. И в этом смысле очень важно, что у экспертного сообщества Казахстана понимание анекдотичности ситуации есть - в приватных досужих обсуждениях один из них даже отреагировал на новость скучающим "а почему сразу Тирасполь? Вон, у ирландцев тоже проблемы". Головокружение от фарта должно пройти довольно быстро. А вот эффективный результат от председательства в ОБСЕ возможен только при условии, если дипломатический пул будет четко и объективно представлять себе пределы своих возможностей. В этом смысле - болезненные щелчки по носу вроде публикаций в западной прессе информации о продаже Казахстаном урана Ирану - должны пойти во благо. Если, конечно, у казахстанской власти все в порядке с географией.

"Хватит Америке с Британией рулить и думать за всю планету"

Игра уже началась. Казахстан - фигурант многих публикаций в западной прессе. Почти все они негативны - за исключением тех, что пишет для ключевых западных и российских газет глава государства Нурсултан Назарбаев и его команда. Астана обменялась со странами-членами ОБСЕ, если можно так выразиться, информационными ударами. Каков смысл и цели этой словесной перепалки - пока не вполне ясно. Но раз известная басня Крылова о том, что "...знать она сильна..." не пришла на ум никому в казахстанской прессе, значит, полемика действительно имеет колоссальное геополитическое значение?

Аналитический журнал "Центр Азии" скрупулезно изучил информационную риторику последних месяцев - и получилась занимательная картина: Казахстан вынужден держать удар во враждебном по отношению к себе геополитическом пространстве.

"В принципе, начало председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году проходит в достаточно спокойной обстановке. Однако похоже, что легко в этом году нам не будет. И дело здесь не в самом Казахстане и не в той уважаемой организации, которую мы будем в этом году возглавлять, как, впрочем, и не в нашем соответствии или нет принципам демократии. Скорее речь идет о борьбе интересов на геополитическом поле к востоку от Бреста.

Как раз накануне начала нашего председательства мы столкнулись с весьма неприятной ситуацией, когда 30 декабря прошлого года информационное агентство Associated Press распространило информацию о том, что Казахстан якобы собирался поставить Ирану 1350 тонн урана за 450 млн. долларов. С учетом общей накаленности вопроса об иранской ядерной программе это был крайне тяжелый удар по нашим интересам. Очень маловероятно, что такие договоренности вообще могли иметь место. Уран невозможно продать просто так, чтобы никто не заметил, да и Казахстану явно не к чему подставляться накануне своего вступления в должность председателя ОБСЕ. Тогда, очевидно, речь идет об атаке на Казахстан и почти наверняка это связано как с ОБСЕ, так и с особенно тесными в последнее время отношениями Астаны с Москвой. Можно представить, каков должен быть уровень организации такой информационной атаки".

"Астана перешла в информационное наступление в середине января, - продолжает издание. - Согласно заявлению министра иностранных дел Каната Саудабаева, 11 января указом президента была создана комиссия по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения. Понятно, что подтекст этого решения связан как раз с непроверенной историей про якобы планируемые поставки нашего урана в Иран. 14 января президент Нурсултан Назарбаев выступил с обращением к членам Постоянного Совета ОБСЕ. В этот же день во влиятельной американской газете Washington Times была опубликована его статья с очень характерным заголовком "Стагнирующей ОБСЕ необходим саммит" и подзаголовком "Необходимо не допустить ослабления критически важной организации Востока и Запада". И статья и выступление очень показательны по своей сути.

С одной стороны, президент четко дал понять, что Казахстан не поддастся давлению. Особенно характерно упоминание о том, что Астана рассматривает задачи ОБСЕ в их комплексе. "В отношении приоритетов председательства могу отметить, что Казахстан будет стремиться акцентировать свое внимание на достижении оптимального баланса всех трех "корзин" ОБСЕ (военно-политическая, экономико-экологическая и гуманитарная)". Соответственно не имеет смысла говорить исключительно о соответствии кого бы то ни было демократическим требованиям западных участников ОБСЕ, в данном случае вопросы безопасности - не менее важный аспект работы организации. С другой стороны, статья в Washington Times выдержана в духе многовекторности. Президент отметил, что "Казахстан относится к председательству с воодушевлением не только потому, что оно представляет возможность укрепить ОБСЕ, но также и потому, что оно позволит еще более укрепить наше содержательное партнерство с США и другими ключевыми участниками Организации". Со своей стороны, президент предложил провести саммит ОБСЕ в Астане. Напомним, что предыдущий прошел в Стамбуле в 1999 году.

США отреагировали 21 января, когда посол в Казахстане Ричард Хоуглэнд, напомнив о необходимости "самым серьезным образом отнестись к исполнению обязательств в области человеческого измерения, которое является ключевым приоритетом деятельности Организации", тем не менее поддержал идею сотрудничества с Казахстаном на основе всех трех составляющих - "безопасности, экономики и человеческом измерении". Одновременно бывший американский посол в Казахстане Уильям Кортни в The New York Times написал весьма любопытную статью, где отметил, что "в Афганистане, Центральной Азии и на Северном Кавказе на карту поставлены весьма серьезные интересы Запада в области безопасности. Уровень угроз, исходящий оттуда, все растет, и высшим приоритетом для Запада должна быть работа по противостоянию этим угрозам, в том числе в рамках ОБСЕ - с помощью Казахстана". Так что первый раунд негласной, но ожесточенной борьбы интересов в целом остался за Казахстаном, но впереди, похоже, еще много борьбы, так что год будет очень непростой".

Интересно, кстати, что именно на этой неделе так совпало, что казахстанская пресса консолидировано выдвинула ряд тезисов по взаимодействию внутри ОБСЕ. Но произошло это именно в сетевом пространстве - то есть, выброс предназначен как минимум, для думающих людей. Старую идею о Казахстане, как связующем мосте между Азией и Европой, выдвинул ресурс Dialog, отметивший ослабление влияния США.

"В своей статье, опубликованной в газете "Известия", Нурсултан Назарбаев, намекнул, что сегодня на первый план выходят среднеразмерные государства, чья роль нуждается в признании мировыми лидерами. По сути, это означает буквально следующее: "Хватит Америке с Британией рулить и думать за всю планету. У нас (всей планеты) свои головы на плечах есть". Именно в этом и заключается будущая роль государств, не дотягивающих до мировых экономических лидеров, однако желающих наравне с ними участвовать в судьбах планеты. И решение принимать строго на консенсусной основе, а не наглым силовым продавливанием узких интересов тех же Штатов, как это произошло, например, со знаменитым Советом безопасности ООН, который не смог запретить Вашингтону вероломно вторгнуться в Ирак, уничтожать мирное население, вешать и показывать в интернете казнь Саддама Хусейна, который, между прочим, был признанным лидером своего народа. Подобные действия Америки чуть не стали причиной раскола в ООН и, по сути, мировой войны. Поэтому сегодня задача менее амбициозных и менее мощных в финансовом и военном аспекте государств - фактически накинуть намордник и посадить на цепь этого глобального "пса демократии". США стали в 21 веке тем же, чем был в веке 20 СССР - то есть реальной и вящей угрозой всему миру".

"Логично и в ОБСЕ продолжать именно эту миротворческую миссию, принятую в связи с нашим добровольным отказом от ядерного оружия, активную борьбу за сокращение этих смертоносных игрушек в мире, - продолжает издание. - Тем более, что Европа, долгое время игравшая в поддавки с Америкой, в настоящий момент переживает свой не самый лучший момент - тяжелый процесс притирки многочисленных этнических групп, подселившихся к традиционным обитателям европейской ойкумены: мы, конечно, говорим об исламском мире, который давно уже обосновался на некогда исключительно христианских улицах. И вот с этим исламским миром христианская Европа уживается очень трудно. А между тем, именно исламский Восток и Азия, особенно Центральная Азия, являют ныне котел могучей пассионарности. Эта энергия, направленная в мирное русло, может быть использована в мирных, прогрессивных целях. Но пока что, увы, она кровью уходит в горячий песок Ближнего Востока, погибает на европейских улицах от голода и в преступных разборках, бездарно расходуется неумелыми руководителями государств.

Европе нужна эта пассионарность, нужна эта здоровая энергия. Слишком закисла старая кровь европейца, погрязшего в грехе мужеложества, отравленного наркотиками, замордованного финансовыми фобиями и социальными страхами. Вырождение европейцев неочевидно лишь слепому. И Азия, этот кипящий котел страстей и желаний, стремлений и мечтаний, вполне может выплеснуть в Европу часть этой энергии. И выплеснет, но весь вопрос в том, как это будет происходить? В виде нового крестового похода? Или в рамках континентального сотрудничества, культурного и гуманитарного обмена, когда все равны, и никто не считает себя хоть в чем-то равнее. Хотя бы по причине белизны кожи и иного разреза глаз.

Казахстан должен показать Европе Азию, способную мирно вмещать в себя людей разных цветов кожи и вероисповедания, Азию, которая не идет путем межнациональной и межэтнической конфронтации, Азию, которая с максимальной пользой для себя использует все это человеческое многообразие. Казахстан идет именно этим путем, и Казахстан - это часть Азии. Возможно, даже лучшая ее часть, но утверждать это, с нашей стороны, конечно, нескромно. И в этом смысле Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, можно сказать, повезло". Тему продолжает сайт Better.kz, "выстреливший" материалом, написанным едва ли не по тому же самому лекалу. Казахстан в статье выглядит едва ли не центром современной цивилизации. "Уже сегодня можно говорить, что уровень европейских народов определяется иной ментальностью и иными историческими, антропологическими и другими условиями, в которых жил и развивался "белый человек". Те, у кого эти различия вызывают непреодолимые комплексы национальной или даже расовой неполноценности, еще вчера с пеной у рта доказывали, что выбор Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2010 году - огромная ошибка, совершенная европейцами, поддавшимися обаянию азиатской нефти и газа. При этом они, эти "борцы за свободу", "либерасты", как, уже не смущаясь, называют таких "критиков" в соседней России, не видят или не делают выводов из увиденного в просвещенной Европе. Они не видят бунтов алжирцев на улицах Парижа, они не видят "крестового похода" мусульманского мира на Запад, не видят непонимания и даже ужаса в глазах "белого человека", у которого под боком, в его собственных городах, возникла новая общность, коренным, ментальным образом отличающаяся от общности традиционных европейцев. Они не понимают, что этот ужас вызван отнюдь не размышлениями о той цивилизационной пропасти, в которую по вине, кстати говоря, европейских крестоносцев, был однажды ввергнут просвещенный Восток. Они не понимают, что этот ужас вызван осознанием начала глобального ответа Европы за грехи Средневековья, за создание и активное поддержание напряженности на Ближнем Востоке, за искусственное образование под названием "Израиль", которое и стало причиной этой напряженности, причиной бегства мусульман из опасного региона, причиной их отсталости и необразованности, так как все силы и средства уходили только на борьбу с Израилем и поддерживающим его Западом".

"Так что Казахстан для Европы, Центральная Азия и Россия для ОБСЕ могут стать счастливым билетом, связным звеном между Востоком и Западом. - Пишет автор издания. - Очень хорошо, что первым заступил на этот пост именно Казахстан, а не Россия, где модель межнациональной стабильности пока не доведена до ума, отсюда и проблема "бритоголовых". В нашем же государстве, невзирая на отдельные попытки раскочегарить печку межэтнических разборок, модель толерантности, согласия между гражданами, модель стабильности стала одним из предметов вящей гордости за свою страну. И следует гордиться этим в мире, раздираемом именно межэтническими, межконфессиональными разногласиями, сохранять и совершенствовать именно эту модель.

Но и не просто гордиться, не делать из этого только казахстанский эксклюзив, поделиться своими наработками с государствами-членами ОБСЕ - это миссия Казахстана на 2010 год. Предложенная Нурсултаном Назарбаевым идея провести в этом году в Астане саммит глав государств-членов ОБСЕ была с восторгом одобрена Россией, Францией, Италией, Испанией, Австрией, Турцией, Сербией, Словенией, Белоруссией...

Это значит, что время, действительно, пришло. И Казахстан, уже подавший миру пример того, как надо поступать с ядерным оружием ради сохранения мира и жизни на планете, может второй раз сыграть ключевую роль в мировых процессах, направленных на сближение народов, наций и рас, на устранение любых угроз, способных привести к Третьей мировой войне".

Тем временем, демократические ценности страны, вставшей во главе ОБСЕ, всерьез обсуждаются на Западе. И даже тот факт, что Казахстан всерьез рассматривается, как площадка для экспорта стабильности в Афганистан - не меняет сути дела. Во всяком случае, таким образом ситуация видится журналистам сайта радио "Азатлык".

"Известно, что Запад поддержал Казахстан как председателя ОБСЕ в надежде на то, что это станет своего рода катализатором для проведения реформ в самой стране, и для того, чтобы Казахстан стал некой моделью для всех стран Центральной Азии. Сенатор Бен Кардин сказал, что выбор Казахстана представляет собой уникальный вызов и возможности. Также он выразил надежду на то, что председательство страны в ОБСЕ сможет вдохновить ее соседей по региону в полномерном участии в этой организации.

В свою очередь, Канат Саудабаев заявил, что Казахстан имеет ряд новых целей для проведения реформ, и привел в качестве примера проект законодательства по укреплению прав человека, который вскоре будет рассмотрен в парламенте страны. Одним из главных шагов во время председательства Казахстана в ОБСЕ будет организация саммита на высшем уровне с участием глав государств - участников ОБСЕ. Также Канат Саудабаев сказал, что расширение участия ОБСЕ в Афганистане, особенно в гуманитарных проектах, будет началом повестки дня нового председателя этой организации. "Я думаю, что главным результатом саммита на высшем уровне должно быть развитие. Мы должны создать единую политическую волю лидеров стран ОБСЕ для того, чтобы сконцентрировать их усилия на социально-экономической реабилитации Афганистана и создании основы для мирной жизни. Потому что НАТО уже берет на себя заботу о военных аспектах", - сказал Канат Саудабаев. Также он добавил, что близость Афганистана к Центральной Азии означает, что эта страна занимает особое место в списке приоритетов казахстанской стороны. "Настало время для значительного расширения человеческого измерения наших общих усилий в этой стране", - сказал Канат Саудабаев.

Между тем, самым очевидным образом планы Запада в отношении Казахстана видятся в переводах материалов западной прессы, которые готовит сайт Inosmikz.com - и, что примечательно, в них нет места созданию и экспорту цивилизационных ценностей. Есть только прагматика и понимание роли Казахстана в пищевой цепочке.

"Американская газета The Wall Street Journal опубликовала материал Уильяма Лайонса под названием NABUCCO at Center of Gas Politics (NABUCCO в центре газовой политики). А вот иранский "Press TV" в своем репортаже "NABUCCO не экономичен без участия Ирана", обращаясь к той же теме, ссылается на высказывание турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что Иран должен быть включен в проект, "когда обстоятельства позволят". В нем также говорится о том, что в ходе прошлогоднего майского энергетического саммита Туркменистан, Казахстан и Узбекистан отозвали свою поддержку этому трубопроводному проекту. Но в поддерживающих эту проектную затею странах Европы не теряют надежд на то, что удастся вовлечь в нее казахстанскую сторону.

Вот как характеризует ситуацию с отношением Казахстана к этому проекту Костас Геропулос в опубликованной в издании New Europe статье под названием "Казахстан - лишь часть по решению вопроса NABUCCO": "Казахстан не готов поставлять газ NABUCCO на этом этапе, но Астана готова рассмотреть поддержку газового трубопровода в Австрию, так как бывшая советская республика разрабатывает свои газовые ресурсы, и если проект окажется экономически оправданным", - сказали 13 января New Europe высокопоставленные казахские официальные лица. Но вместе с тем Казахстан явно не горит желанием подписываться на этот проект. Что побывавшему в прошлом году в казахстанской столице с целью продвижения проекта NABUCCO Миреку Тополанеку, премьер-министру Чехии, дал понять наш премьер-министр Карим Масимов.

В переданной из казахстанской столицы Астаны публикации "United Press International" (UPI) под названием "Баку проявляет интерес к NABUCCO" сообщалось о готовности Азербайджана подключиться к следующему в Европу газопроводу NABUCCO, если того пожелают региональные потребители. При этом делалась ссылка на соответствующее высказывание азербайджанского посланника в Казахстане. Говорилось еще, что NABUCCO, мол, спроектирован таким образом, чтобы иметь способность переправлять ежегодно 1,1 триллиона кубических футов природного газа для европейских потребителей от поставщиков с района Каспия и со Среднего Востока. Трубопровод должен пойти из Каспийского региона через Турцию в Австрию, по маршруту через Болгарию, Румынию и Венгрию.

Политическая воля для продвижения проекта имеется, но ему не хватает фирменных обязательств от потенциальных газовых поставщиков. В своем опубликованном в том же издании New Europe интервью азербайджанский посланник в Казахстане Лятиф Гандилов сказал, что Баку может охватить этот проект, если будет существовать потребитель. Похоже, у NABUCCO есть проблемы с наличием готовых принять соответствующие обязательства не только поставщиков, но и потребителей. Лятиф Гандилов к сказанному добавил то, что Баку может поставлять для NABUCCO до 350 млрд. кубических футов газа "с возможным ростом в будущем". Проектная мощность этого газопровода должен составить, напомним, 1,1 триллиона кубических футов или 31,11 млрд. кубометров. Азербайджан же изъявляет готовность покрывать менее трети этого объема. Следовательно, нужны для признания целесообразности этого проекта еще и другие поставщики. В частности - из Каспийского же региона. Собственно, в числе этих самых потенциальных других, если не считать Россию и Иран, которые по понятным причинам вряд ли могут считаться подходящими партнерами для этого проекта, остаются лишь Туркменистан и Казахстан".

Еще более конкретно высказываются журналисты ресурса в другом обзоре: "Йэн Матиас в издании Mayer's Special Situations отмечает следующее: "Казахстан является одним из крупнейших призов в "большой игре" за контроль над природными ресурсами. Многие из крупнейших в мире нефтяных компаний сейчас активны в Казахстане. Сегодня Казахстану принадлежит около 3 процентов мировых нефтяных запасов. Огромные пространства остается не разведанными".

Далее речь шла о том, что "Китай желал бы расширить свои нефтяные поставки из Казахстана". То, что Поднебесной приходится сильно полагаться на поставки нефти, транспортируемой через Ормузский и Малаккский (на выходе из Индийского океана) проливы, контролируемые 7-флотом США, делает уязвимой энергетическую стратегию Пекина. Получая свою нефть по сухопутному или наземному пути, Китай оказался бы менее чувствительным к возможным нефтяным блокадам. Но большой интерес по отношению к Казахстану имеет и Россия. И это, мол, делает положение вещей куда более сложным...

По сути, подобная точка зрения высказывается со стороны западных наблюдателей не впервые. Среди них превалирует мнение о том, что потенциально наиболее сильными конкурентами в "большой игре" за контроль над Центральной Азией являются Россия и Китай. Так, считающееся "теневым ЦРУ" агентство Stratfor в своей публикации "China: Central Asian Rumbles" от 31 августа 2007 года утверждало, что "Россия пробуждается перед лицом опасности и начинает предпринимать контрмеры, развертывая сцену для обширного китайско-российского конфликта в Центральной Азии". Побудило его авторов к приходу к такому выводу начавшееся тогда еще и завершенное в прошлом году строительство газопровода из Туркменистана в Китай по территории Узбекистана и Казахстана. "Только один из них - Россия или Китай - может располагать природным газом Центральной Азии, и кто бы ни контролировал этот газ, он в конечном итоге будет контролировать регион", - такое заключение вывели они тогда из рассматривавшейся ситуации.

Но сами китайцы видят своими главными геостратегическими конкурентами в Центральной Азии вовсе не россиян, а американцев. Вот что писал в своей публикации "La Chine s'inquiete d'une poussee americaine en Asie Centrale" по этому поводу почти восемь лет тому назад, 27 сентября 2001 года, Фредерик Бобен, корреспондент французской газеты "Le Monde" в Пекине: "Если верить некоторым китайским аналитикам, американская стратегия предполагает отторжение от Китая его западных окраин - Тибета и Синьцзяна - с целью возведения барьера в виде "мини-государств", отрезающего его от углеводородных богатств Центральной Азии".

Примерно такая же точка зрения излагалась позднее, по следам прошлогодних событий в Урумчи, в опубликованной 16 июля 2009 года большой аналитической статье "Is Washington playing a deeper game with China?" из "China Daily". Примечательно уже одно только само его название: "Играет ли Вашингтон углубленную игру с Китаем?". В Пекине полагают, что вовсе не россияне, а именно американцы готовы всячески препятствовать усилиям китайцев по получению доступа к нефтегазовым богатствам центрально-азиатских государств, и прежде всего - Казахстана.

"Дженнифер Лопес и Бритни Спирс на праздновании 30-летия Алии Назарбаевой"

Послание президента Казахстана с некоторым опозданием обсуждается на страницах казахстанских СМИ. Впрочем, системный документ, по которому страна будет развиваться в ближайший год, пресса будет осмысливать еще довольно долго. Важнее другое: несмотря на активную внешнеполитическую деятельность, Назарбаев дал понять всем - и народу страны, и истеблишменту, и интеллигенции, что вопросы внутренней политики никоим образом не выходят из-под контроля власти. Причем выступил глава государства, что примечательно, сразу в трех качествах: как президент страны - с посланием, как лидер правящей партии - на политсовете НДП "Нур Отан" и как значимая общественная фигура - на встрече с представителями интеллигенции в Алма-Ате. При этом очень жестко Назарбаев прошелся по чиновникам, призвав последних работать эффективнее.

Официальная "Казахстанская правда" - пожалуй, единственная газета, в которой буква и дух нынешнего послания президента Казахстана к народу будет сохраняться до следующего программного выступления главы государства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что встреча с интеллигенцией в южной столице Казахстана выглядит в этой газете всего лишь продолжением логики послания.

"Это первое мероприятие с участием общественности, в котором принял участие глава государства после обнародования ежегодного Послания. Как подчеркнул Нурсултан Абишевич, время для встречи выбрано не случайно, ведь ключевые задачи, обозначенные в программном документе, требуют объединения усилий всех казахстанцев. И здесь неоценима роль интеллигенции. В ходе встречи Нурсултан Абишевич выступил с обращением ко всей интеллигенции страны".

"В целом повод для встречи с интеллигенцией был более чем радостный. - продолжает издание. - Глава государства Нурсултан Назарбаев присудил большой группе деятелей культуры и искусства Президентскую и Государственную стипендии 2009 года. В церемонии вручения стипендий приняли участие заместитель руководителя Администрации Президента Маулен Ашимбаев, министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед, председатель Союза писателей Казахстана Нурлан Оразалин, представители ряда государственных органов".

Между тем, есть в этой встрече важный идеологический подтекст. Совсем недавно именно Алма-Ату лихорадило: выступления национал-патриотов по поводу Доктрины национального единства - необычайно жесткие, снова подстегнувшие языковую и межнациональную полемику внутри страны требовали как минимум, внимания власти к проблематике. А если учесть, что костяк бунтовщиков составляли как раз представители творческой интеллигенции, средоточие которых и являет собой бывшая столица Казахстана - встреча президента с наиболее активными представителями казахской интеллигенции выглядит попыткой наладить диалог. И в этом смысле президент - не только как опытный политик, но как казах, понимающий специфику национального поля, сделал очередной ход конем, раздав государственные стипендии, объявив о новых субсидиях в культуру, и (что важнее всего!), просто обратив государево внимание на местных агашек (влиятельных старейшин - ИА REGNUM Новости) одним ударом разрубил проблемный гордиев узел. А специфика такова, что теперь, даже если самые радикальные национал-патриоты все еще недовольны - ситуация снова поменялась коренным образом. Теперь радикалы - снова в меньшинстве. А знаковые фигуры казахстанской культуры, согретые президентским вниманием, теперь попросту перестанут слышать ультранационалистические призывы.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что почти вся казахстанская пресса упустила этот момент из виду, акцентировав внимание на других аспектах деятельности президента. Оппозиционная "Республика", к примеру, полностью концентрировалась на послании президента, не став, правда, анализировать этот документ систематически.

Выделим для читателей отдельные высказывания Назарбаева, которые не то чтобы удивили, а, скорее, вызвали недоумение: как можно быть настолько далеким от реалий нынешней казахстанской действительности, чтобы на голубом глазу и без запинки произносить то, что мы собрали ниже?

Цитируем: "И мы стали жить так, как планировали, и достигли следующих результатов. Еще в 2008 году в сравнении с 2000 годом, на два года раньше запланированного, мы удвоили объем ВВП республики и эффективно выполнили социальные обязательства государства". Удвоить, возможно, и удвоили, но в основном за счет роста добычи и экспорта казахстанского сырья, а вот со вторым тезисом Назарбаева вряд ли согласятся пенсионеры, ну разве что те, кто имеет пенсии за особые заслуги и получили их благодаря личной заботе Нурсултана Абишевича.

А с утверждениями "во всех областях улучшается медицинское обслуживание казахстанцев" может и наверняка захочет поспорить куда более широкий круг граждан РК - проблемы в этом секторе одни из самых вопиющих, беспросветных и забалтываемых.

Следующее открытие Нурсултана Абишевича критике не поддается, как образец ненаучной фантастики, - в него можно только верить или не верить. Вот оно: "Мы защитили финансовую систему страны, спасли системообразующие банки. Мы не оставили в беде малый и средний бизнес. Добились небывалого роста "казахстанского содержания" в госзакупках национальных и транснациональных компаний. Беспрецедентную помощь оказали агропромышленному комплексу". Ну а про это достижение мы просто промолчим: "За 2009 год рост экономики составил 1,1%, в промышленности - 1,7%. Мы оказались в "группе прорыва" стран с положительными темпами роста". Такое ощущение, что приписки валовых показателей снова в моде, как это было в последние годы СССР. Далее еще одна сказка для личного потребления главы государства: "Уровень безработицы составил 6,3%, а это ниже, чем в докризисные времена. Благодаря эффективно реализованной Стратегии занятости в стране было создано свыше 400 тысяч рабочих мест".

"Что касается "Стратегического плана 2020 - казахстанского пути к лидерству", то по своему размаху и замаху он не слишком отличается от программы построения коммунизма в СССР к 1980 году. - продолжает издание. - Посчитайте, во сколько обойдется одно рабочее место, используя эту цитату Нурсултана Назарбаева: "Сегодня речь идет о реализации 162 проектов с общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге, а это - более 40% от ВВП страны, которые позволят нам напрямую создать свыше 200 тысяч новых рабочих мест только в ближайшие три года". Посчитали? Прикинули? Прослезились? Зато замах ин­ду­стриально-инно­ва­ционный, а не простой!

Ну а за следующий пассаж из текста послания можно уволить какого-нибудь спичрайтера из администрации главы государства. Почему? Да потому, что в доме повешенного не говорят о веревке, а тут такое написано пером, что не вырубить топором: "Конечно, как говорится, "там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже". А казахстанцы намерены жить лучше и не позволят мешать осуществлению своих планов". Эти бы слова, сказанные в прошлую пятницу Нурсултаном Назарбаевым, да ему в ухо!

И неплохо, если бы он еще объяснил, зачем Казахстан, имея в совокупности в Национальном фонде и золотовалютных резервах $50 миллиардов, привлекает из Китая, Южной Кореи, Объединенных Арабских Эмиратов, а также французских, итальянских, российских компаний инвестиции в размере $20 миллиардов? Потому что не верит правительству? Эту нашу догадку, кстати, подтверждает тот факт, что глава государства ограничил ежегодные гарантированные трансферты из Нацфонда в госбюджет фиксированной суммой $8 миллиардов".

Кстати, именно "Республика" отмечает практически никем из СМИ не замеченную деталь пребывания Нурсултана Назарбаева в Алма-Ате.

"Дженнифер Лопес и Бритни Спирс на казахстанской земле не частые гости, поэтому стоит начать обзор событий минувшей недели с празднования 30-летия Алии Назарбаевой. Официальная его часть состоялась в среду в Ball Room пятизвездочного отеля Rixos с участием отца именинницы - Нурсултана Абишевича. Судя по всему, прошло это великосветское мероприятие на высшем уровне - как по составу приглашенных гостей, так и завезенных в качестве эксклюзивного подарка звезд мирового кино и эстрады. И поскольку стоимость их выступлений на корпоративных мероприятиях зашкаливает за миллион долларов у каждой плюс затраты на перелет и прочие мелкие расходы, кто-то сильно потратился. Ну что же, как говорится, каждому свое - у кого-то денег на хлеб детям не хватает, а кому-то бриллианты мелкие и непрозрачные".

В другом, более традиционном ключе осмысливают послание президента авторы портала "Контур", отметившие, в частности, что "людям, которые все же хотят понять послание президента, следует начинать изучать его с пункта 3 - "Стратегический план 2020 - казахстанский путь к лидерству". Подадим пример. Итак, сразу же под заголовком данного раздела размещены основные задачи, для решения которых и предназначен Стратегический план 2020:

"1. Подготовить экономику к посткризисному развитию;

2. Добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры;

3. Активно инвестировать в будущее ради повышения конкурентоспособности человеческого капитала;

4. Обеспечить казахстанцев качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами;

5. Укрепить межнациональное согласие, повысить национальную безопасность, дальше развивать международные отношения".

Вдумчивые размышления позволяют понять, что ничего такого оторванного от современных реалий в этих задачах нет. Итак, принята установка на то, что кризис в нашей стране таки завершился. Пришла пора посткризисного развития. Возможно, и это тоже смущает многих, ведь вокруг свидетельства того, что кризис все же продолжается. Но смущаться не надо - во многом это психологическая установка, своеобразная точка опора для массового сознания: дно достигнуто, падение закончилось, пора делать поступательные движения, направленные вверх, в развитие. Даже если на самом деле это не так, дальнейшие задачи можно назвать не только действиями по развитию страны после кризиса, но и алгоритмом нового этапа преодоления коллапса в экономике, которое (преодоление) и перейдет в развитие. И даже по времени эти два этапа (преодоление и развитие) - до 2020 года - можно условно распределить на две пятилетки.

Форсированная индустриализация и развитие инфраструктуры - это то, о чем мы говорили выше. Нам нужны города и дороги, новые предприятия и новые рынки и сферы занятости. Нам нужно расселиться по стране, оживить ее своим присутствием. Развитие человеческого капитала - повышение личностных качеств каждого гражданина нашей страны, степени образованности, профессионализма членов казахстанского общества. К этому добавляется следующая задача - обеспечение бытовых условий жизни казахстанцев, путь к повседневному комфорту, который является отдушиной после трудовых напряженных будней".

Показательна, кстати, постановка функционера партии "Нур Отан" Ерлана Карина, с которой он выступил в еженедельнике "Время". Карин пришел в политику, именно как политолог - и поэтому на проблематику того же послания он может смотреть глубже многих чиновников от власти. Поэтому и проблемы он ставит не виртуальные, обвиняя, по сути, вслед за президентом чиновников в излишнем пиаре прошлого послания и рассматривая проблематику через призму практика.

"Без понимания сущности этих проблем, как мне кажется, будет трудно использовать кризис как момент для перехода в новое качество политических, экономических, социальных отношений и процессов. Только с помощью PR, политтехнологий и просто голой пропаганды задачу очередного рывка не решить. Нужно признать, что одна из главных причин, по которой мы оказались не вполне готовы отразить влияние мирового финансового кризиса, - это недостаточно высокое качество человеческого капитала во всех отраслях: и в политике, и в экономике, и в финансах. Поэтому если мы всерьез нацелены на системные перемены, то должны учитывать, что реальная модернизация - это не просто диверсификация экономики и активное внедрение инноваций. Это прежде всего подготовка новых людей, которые должны будут построить умную экономику, умное государство. А это, в свою очередь, означает, что одним из главных условий эффективной реализации новой стратегии, предложенной президентом в его Послании, должна стать реализация программы социальной и политической модернизации. Именно об этом говорил президент в своем Послании, специально подчеркнув, что "в новом десятилетии мы продолжим совершенствовать нашу политическую систему, подкрепив успех своих экономических планов последовательной политической модернизацией".

О кадровом потенциале страны - и газета Central Asia Monitor. Журналисты издания побеседовали с автором сборника "Кто есть кто в Казахстане" Данияром Ашимбаевым, который в очередной раз рассказал о собственных взглядах на казахстанский истеблишмент.

Данияр, как менялся в Казахстане подход при назначении на руководящие должности?

Некоторое время назад у нас существовала социальная пирамида, которая в принципе давала возможность относительно свободного карьерного роста. У Назарбаева папа не был президентом. Человек из обычной рабочей семьи поднялся до секретаря обкома, а потом пошел дальше. Среди депутатов 12-го созыва, которые в первый и последний раз избирались в ходе свободных выборов, по аналогичному принципу во власть пришли, например, Марат Оспанов, Ермухамет Ертысбаев, Петр Своик. В обычных условиях им пришлось бы расти лет двадцать.

Возможность свободного перемещения снизу вверх или сверху вниз была в период политической либерализации - в годы перестройки и ранние годы независимости. По мере укрепления вертикали власти такие примеры случаются нечасто: можно расти, но в пределах своей социальной группы. У многих нынешних заместителей областных акимов в свое время родители были заместителями председателя облисполкома, у акимов районов тем же районом когда-то руководили отцы. При этом человек растет в рамках одного района, области или отрасли, но двигаться выше своего этажа пирамиды ему тяжело. На областном уровне тоже сидит сложившаяся элита, имеющая свое молодое поколение, которое, в свою очередь, не может продвинуться на республиканский уровень. Если раньше на выборах в мажилис и сенат прерогатива отдавалась местным элитам, то теперь этот поток стал практически централизован. Депутаты утверждаются по единому списку, кандидатов от "Нур Отана" подбирает администрация президента. В результате в парламент проходят кандидаты, отобранные не столько в регионах, сколько центром. Сейчас из регионов в центр обычно попадают в команде крупного чиновника. Практически любой крупный политик возит с собой большую команду.

При кадровых перестановках обычно обращаешь внимание на перемещения одних и тех же персон. Можно ли говорить об обновлении управленческой элиты?

Мы привыкли замечать одни и те же лица в правительстве: Саудабаев, Токаев, Есимов... Запоминаем их перемещения, а на других памяти не хватает. Но за двадцать лет страна изменилась, поменялись люди. Просто приходят те, кого мы не привыкли считать элитой. Ведь к элите мы относим тех, кто, по нашим наблюдениям, находился в ней всегда. На самом деле новых менеджеров много. Допустим, некоторые нынешние акимы в "обойме" лет двадцать, они достаточно молодые, умные, но за "новую" элиту их почему-то мало кто принимает.

Пройдемся по членам правительства. Того же Масимова еще лет семь назад мало кто не знал. Министр внутренних дел Серик Баймагамбетов не новый человек в структуре власти, но его мало кто запомнил. Малознакомы большинству министр индустрии и торговли Асет Исекешев, министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев. Мухтар Кул-Мухаммед министром стал только в 2001 году, Жансеит Туймебаев возглавил Минобразования только в 2007 году. Нургали Ашимов на республиканский уровень попал недавно. Болат Жамишев серьезной политической фигурой стал в последние годы. Многие не знали о существовании Бахыта Султанова, пока он не стал министром. Министра юстиции Рашида Тусупбекова до назначения председателем Верховного суда знали только юристы. От рядового специалиста до министра труда доросла Гульшара Абдыкаликова. Где вы тут видите "старую гвардию"? Новые люди появляются, прорастают. Персонально, количественно элита обновляется, другое дело - качество и степень влияния "новичков" на процесс принятия решений. Посмотрите на администрацию президента. Кадров старой школы там практически не осталось. Власть, в частности, администрация, во многом растеряла авторитет, который был у нее, когда там сидели "большие дяди" с цэковским опытом: они контролировали ситуацию, могли указать место зарвавшемуся придурку, принять превентивные меры, развести по разным углам конфликтующие стороны - то есть умели управлять страной и контролировать ситуацию. Сегодня же в АП работают молодые ребята, которые стартовали на наших глазах.

С неожиданной стороны взглянули на послание авторы "Новой газеты Казахстан" - по их мнению, именно на оглашении этого документа президент объявил о том, что он уже решил проблему следующих президентских выборов.

"Президент выступил с очередным Посланием. Несомненно, это знаковое событие. В нем определяются приоритеты развития страны на ближайший период. Никакой другой документ в нашем государстве не имеет такого политического веса. Конечно, не хотелось бы уподобляться нашему премьеру, который на заседании правительства не нашел ничего лучшего, как сказать своим подчиненным: "Я прошу всех очень ответственно к этим вопросам отнестись. Это не обычное, особое Послание. Нам всем глава государства столько всего хорошего сделал. Поэтому нам нужно мобилизоваться и ответить ему тем же". А как же быть тем, кому глава государства ничего хорошего не сделал? Или для нашего чиновничества именно это обстоятельство - главный стимул в работе? А я наивный думал, что совсем другие ценности подвигают наших чиновников честно служить своему Отечеству.

Но в чем-то премьер все-таки прав: нынешнее послание действительно особенное - оно предъюбилейное. Летом нашему президенту исполнится 70. Думаю, что все планы и действия нашей власти в этот период будут подчинены этой дате. Именно юбилей будет определять генеральную линию поведения Ак Орды до и после 6 июля. Поэтому Послание, несмотря на свою, казалось бы, тематическую отстраненность, не прямо, а косвенно тоже фактически было посвящено этой дате.

Свидетельство тому - чересчур парадный штиль, однозначно (и потому не вызывающая доверия) положительная картинка прошлого и планов громадье на будущее. Признаем, что это было и раньше, но сейчас все выражено более выпукло и масштабно. Отброшены формальности. В мире бушует кризис, развитые и устойчивые экономики переживают не самые лучшие времена, а нам хоть бы хны! И все это ради того, чтобы не раздражать юбиляра и не портить ему предпраздничное настроение. Именно личностный подход заставил власть определять в Послании основной вектор развития страны не на год или два, а на целое десятилетие! Помимо безапелляционного сигнала ("я буду править вами до 2020 года!") такой посыл позволяет решать и некоторые попутные задачи. Например, не нужно отчитываться за предыдущий год. А через год-два не нужно будет искать виновных в возможных провалах и недостатках. Как говорят казахи, "құдай да тыныш, құдағи да тыныш" ("все спокойны: и Бог, и сватья"). Это также сигнал и противоборствующим кланам, которые в последнее время активизировались в борьбе за место под постназарбаевским солнцем".

"Страну фактически отсекли от собственных ресурсов"

Деловая газета "Курсив" фиксирует внимание на экономических аспектах послания, отмечая: "Правительство встретило одно из главных политических событий года во всеоружии. Так, еще до озвучивания Послания стало известно, что уже запланировано заседание Кабинета министров, посвященное реализации поручений главы государства, на котором министры выразили одобрение идей Послания и пообещали немедленно приступить к выполнению поставленных задач.

По словам главы Министерства экономики Бахыта Султанова, его ведомство намерено сократить частоту плановых проверок частных предпринимателей, в частности, в налоговой и таможенной сферах проверки сократятся в 3-5 раз, а в сфере санэпиднадзора, ветеринарии и фитоконтроля - в 2. Также государство, по его словам, обеспечит участие в строительстве бизнес-инфраструктуры в конкретных проектах, ряд системных мер, в том числе субсидированных ставок по кредитам. В свою очередь, лидер партии "Ак Жол" Алихан Байменов считает, что для улучшения бизнес-климата в стране необходим комплексный и честный подход, важно снижение доли государственного участия в экономике. Как прокомментировал он "Къ", "государственное участие повышает коррупциогенность экономики, снижает уровень ее прозрачности, государственные закупки в том виде, в каком они существуют сейчас, искажают реальные рыночные цены на 30-40 % в сторону увеличения. Ведь национальные компании нередко проводят закупки из афилированных структур, тем самым вытесняя частный бизнес. Возьмем, к примеру, КТЖ. Для благоустройства территории эта компания содержит отдельную структуру внутри себя. Хотя это дело частных предпринимателей. Если привлекать частников, то это обойдется существенно дешевле".

"Повышение производительности труда Нусултан Назарбаев также обозначил как важнейший фактор для дальнейшего экономического развития страны, причем рост эффективности должен быть осуществлен во всех секторах экономики. - Продолжает газета. - Так, по его словам, "в Казахстане, если смотреть в целом по экономике один работник в год производит товаров на $17 тыс. В развитых странах этот показатель превышает $90 тыс. Ситуация в сельском хозяйстве обстоит еще хуже - там производительность труда составляет $3 тыс. в год с человека, в то время как в развитых странах этот показатель составляет от $50 до $70 тыс. Вывод очень простой - нам надо исправлять ситуацию, повышать производительность труда для инноваций. Однако, глава государства отметил: "Повышать ее можно разными путями. Вот сейчас сразу начнут сокращать рабочих и меньшим количеством производить эту продукцию... Это тоже метод, но не это главное, - призвав казахстанский бизнес внедрять инновации в производство. Каждая компания, каждый завод, каждая фабрика должны отчитаться, что подняли производительность труда за месяц, за квартал, за год на столько-то".

В свою очередь, "Бизнес и власть" отмечает: "Природная рента должна служить на благо всего народа", - сказал премьер-министр Казахстана и поручил Минфину и Минэнерго проработать вопрос применения налогообложения ко всем сырьевым компаниям. Мнения экспертов о том, сопоставимы ли интересы страны с угрозой для ее инвестиционных рейтингов, разделились. Сегодня все контракты Казахстана, заключенные с иностранными инвесторами, работают по налоговому законодательству на момент их подписания и находятся в "зоне неприкосновенности". Провозгласив в первые годы независимости такой принцип неизменности положений контрактов, подписанных на льготных условиях, Казахстан сумел привлечь миллиарды долларов инвестиций в экономику. Однако теперь, по заявлению Президента, решено постепенно отказываться от таких принципов неприкосновенности, "чтобы все работали по тем же изменениям в налоговом законодательстве, которые произойдут в будущем". Это также касается сырьевых компаний, работающих на основе Соглашения о разделе продукции (СРП).

Подобные изменения налоговой системы, как отмечает в беседе с "&" независимый аналитик Алексей Галанин, не являются распространенной практикой. Однако, по мнению эксперта, в этой ситуации важным фактором стали именно те изначальные льготы в налоговой системе, по которым работали сырьевые компании. "Коэффициенты налоговой нагрузки в Казахстане местами в два-три раза уступали аналогичным показателям для ряда стран, и такая ситуация не могла продолжаться долго", - поясняет специалист, считая ужесточение государственного регулирования вполне последовательным. Между тем некоторые эксперты с гораздо меньшим энтузиазмом отнеслись к идее причесать всех сырьевиков под одну гребенку. Так, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев и вовсе счел ее популистской. Политолог опасается, что на фоне снизившегося инвестиционного рейтинга страны такое решение может спровоцировать еще большие проблемы в отношениях с иностранными компаниями.

"Я понимаю, что перед правительством сейчас стоит такая большая проблема, как дефицит бюджета и нехватка ресурсов, но ведь нужно думать и о будущем, - рассуждает собеседник "&". - Продолжает издание. - Когда кризис закончится и экономика страны начнет активно развиваться, эти постоянные изменения в правилах игры дадут о себе знать - неизбежно возникнут проблемы с инвесторами". Г-н Сатпаев, хотя и признает тот факт, что нынешние контракты с иностранными компаниями невыгодны для Казахстана, считает, что попытка правительства в какой-то степени улучшить текущую ситуацию может стать угрозой инвестиционной привлекательности страны в будущем.

Г-н Галанин в свою очередь такое утверждение опровергает, полагая, что ужесточение налогообложения не сказывается негативно на отношении инвесторов, а применение единого подхода, на его взгляд, является необходимым шагом, даже если интересы отдельных игроков окажутся ущемлены. "В 90-е годы Казахстан вел неправильную политику в отношении разработки недр, и очень большая доля участия отдавалась иностранцам, - говорит аналитик. - Страну фактически отсекли от собственных ресурсов, а ее роль в управлении природными богатствами стала незначительной, что неправильно". Подтверждением этих слов может служить ситуация с Карачаганакским газоконденсатным месторождением (КГМ), доли владения которым распределены между компаниями BG Kazakhstan и Eni - по 32,5%, Chevron -20% и "ЛУКОЙЛ" - 15%. Между тем в конце прошлого года премьер-министр Казахстана заявил о том, что государство хочет войти в проект освоения КГМ, однако конкретных договоренностей пока не достигнуто".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail