Одной из мер повышения безопасности работы всего транспортного комплекса, и в частности, пассажирских автомобильных перевозок, должно стать принятие законопроекта "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам". Это позволит не допустить на маршруты недобросовестных перевозчиков, повысит безопасность работы всего транспортного комплекса, заявил заместитель министра транспорта РФ Николай Лямов.

"Существующая система личного страхования пассажиров не обеспечивает соразмерного и гарантированного возмещения вреда, причиненного пассажирам при осуществлении перевозки, - говорит Лямов. - Страхование ответственности перевозчика станет эффективной заменой личному страхованию пассажиров". Он отметил, что законодательство о страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами имеется во многих странах мира, в том числе и у транспортных партнеров России по СНГ (Казахстан, Белоруссия и Молдавия).

Для практической реализации законопроекта требуется соблюдение ряда условий, в частности, своевременное принятие подзаконных актов, предусмотренных законопроектом. До введения в действие положений законопроекта, связанных с возложением на перевозчиков обязанности страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами требуется также полная реализация положений законопроекта, направленных на создание системы гарантирования выплат страхового возмещения. "Произойдет выравнивание размеров компенсаций за ущерб жизни и здоровью вне зависимости от вида транспорта, которым пользуется пассажир, - говорит Николай Лямов. - Страховая премия по обязательному страхованию будет зависеть от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок, технического состояния парка транспортных средств и других факторов, влияющих на степень риска".

Доля затрат на обязательное страхование в структуре затрат перевозчика, обеспечивающего приемлемый уровень безопасности, не будет высокой. Поэтому, считает замминистра, безопасность на транспорте повысится, поскольку перевозчики будут заинтересованы направлять средства на мероприятия по снижению аварийности и повышению уровня безопасности перевозок пассажиров.

"Если проводить аналогии с принятыми в 2007 году изменениями в Воздушный кодекс, в соответствии с которыми страховые суммы увеличились со 100 тыс. рублей до 2 млн рублей, то можно сделать вывод о возможности и других перевозчиков страховать свою ответственность на аналогичную сумму, предусмотренную законопроектом, - говорит Лямов. - После принятия закона перевозчики, не застраховавшие ответственность перед пассажирами, не будут иметь права на осуществление перевозок пассажиров".

По мнению замминистра, необходимо предусмотреть ответственность перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров без лицензии. Так, например, владелец автобуса (ООО "Глобус"), попавшего в аварию на 275 км федеральной автодороги Астрахань-Махачкала 4 февраля, не имел лицензионной карточки, дающей право на перевозку пассажиров. По данным Управтодорнадзора по Республике Дагестан, лицензия была аннулирована в январе 2010 года. Однако после этого, автобус совершил несколько коммерческих рейсов в Москву.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, в ночь на 4 февраля в Дагестане на автодороге Махачкала-Астрахань столкнулись пассажирский автобус Neoplan, следовавший рейсом Махачкала-Москва, и грузовой "КамАЗ". Автобус с 19 пассажирами выехал на полосу встречного движения и совершил лобовое столкновение с едущим навстречу грузовиком. В результате, по данным МЧС России, 6 человек погибли, 15 - получили ранения.