Кризисный 2009 год серьезно отразился на состоянии пригородных перевозок, осуществляемых ОАО "РЖД", отметил на пресс-конференции 5 февраля начальник отдела пригородных пассажирских перевозок ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Гришин. В 2009 году падение пассажиропотока РЖД упало на 12% по сравнению с 2008 годом, что, естественно, вызвало снижение доходов компании. "В ряде регионов падение составляло 25-30%, - констатировал Гришин. В итоге на сегодняшний момент убыток РЖД от пригородных перевозок составляет 27,7 млрд. рублей. Положение усугубляется тем, что с 1 января 2011 года пригородные пассажирские перевозки не будут дотироваться внутри компании за счет грузовых перевозок, и если 27,7 млрд. рублей будет покрыто за счет грузовых перевозок, в 2011 году эта система работать уже не будет. По словам Гришина, перед компанией "РЖД" поставлена задача - в 2010 году уйти от убытков на 50% - их должны компенсировать субъекты РФ. При этом в 2009 году сумма, выплаченная регионами, составила лишь около 2 млрд. рублей.

"Если в бюджете субъекта не будет заложена компенсация перевозок в том объеме, который регион хочет получить от перевозчика, то последствия понятны, - констатировал Гришин. - Мы сейчас отменили уже около 600 поездов и продолжаем изучать ситуацию во всех наших филиалах. Ряд регионов, зная, что есть соответствующее распоряжение правительства, согласно которому они являются заказчиками перевозок, не находят с нами взаимопонимания. Может быть, ситуация и вообще дойдет до того, что по ряду субъектов мы вообще прекратим пригородное железнодорожное сообщение". На сегодняшний день 4 региона - Калининградская область, Москва, Приморский край и Ставропольский край - отказались подписывать договоры с "РЖД".

Журналисты поинтересовались, будут ли возмещаться пассажирам МЖД средства, которые были, как выясняется, незаконно переплачены ими вследствие завышенных тарифов. Как отметил начальник отдела по обслуживанию пассажиров пригородной дирекции МЖД Андрей Щеленков, основанием для возврата денег за билет является только перерыв в движении более чем на час. "МЖД, вводя новые тарифы, ничего не нарушала, действуя в соответствии с постановления Москвы и Московской области. МЖД было получено согласие от правительства Москвы с 1 января. Тариф 26 рублей был защищен в РЭК Москвы до Нового года. Оснований для принятия решений по возмещению ущерба мы пока не видим, но посмотрим, что скажет суд", - отметил Щеленков, имея в виду иск, поданный против компании Обществом защиты прав потребителей.