Сразу два судебных заседания, в которых фигурировали карьеры Лахденпохского района, состоялось в Петрозаводске. Как сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-службе правительства Карелии, с иском к Министерству природных ресурсов Карелии в арбитражный суд обратилась республиканская прокуратура. Это ведомство просило признать незаконным бездействие Минприроды в отношении двух карьеров ("Якима" и "Якима-2"), которое выражалось в "непринятии мер по досрочному прекращению права пользования участком недр".

По мнению карельской прокуратуры, в процессе осуществления работ, направленных на открытие этих карьеров, разработчиками были нарушены сроки, предусмотренные в предоставленных им лицензиях. И, по логике прокуратуры, Министерство природных ресурсов должно было за такие нарушения лицензии отобрать.

Заместитель министра природных ресурсов Карелии Александр Кравченко озвучил позицию, основанную на иной логике. Действительно, за несоблюдение условий лицензия может быть отозвана. Но существует и процедура внесения в данный документ изменений. И у пользователя недр есть право "обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена". По мнению Минприроды республики, изменение экономической ситуации и разразившийся кризис вполне можно рассматривать, в качестве "существенных обстоятельств". Так же как и постоянно меняющееся законодательство. И если брать это во внимание, то можно отметить, что с момента 2006 года, когда выдавались фигурирующие в судебном заседании лицензии, "существенно" изменилось многое. Именно поэтому в обоих случаях пользователи недр на участках "Якима" и "Якима-2" обращались в Министерство с просьбой продлить сроки некоторых этапов разработки карьеров. После рассмотрения этих заявлений сроки Министерством продлевались. Хотя, конечно, орган государственной власти мог отказать, а в последствии и вовсе отозвать лицензии.

"При принятии решения о продлении сроков мы не сомневались в законности наших действий и руководствовались, прежде всего, экономической целесообразностью и интересами республики, - отметил Александр Кравченко. - Открытие этих двух карьеров даст как минимум 200 новых рабочих мест, налоговые поступления в местный бюджет и платежи за недропользование в бюджет республиканский. Безусловно, можно было не принимать в расчет изменившуюся ситуацию и настаивать на соблюдении сроков. Можно было бы дойти до отзыва лицензии, но оказало бы это положительный эффект для развития района, для развития горнопромышленного комплекса республики? Думаю, нет".

В обоих судебных заседаниях прокуратуре было отказано в удовлетворении исковых требований, чем была подтверждена уже не только экономическая целесообразность, но и правомерность позиции Министерства природных ресурсов. "На наше министерство возложена функция осуществления государственной политики в сфере горнопромышленного комплекса, и мы эту политику осуществляем в первую очередь с точки зрения соблюдения буквы Закона. Наша задача, как государственного органа, именно на основании существующего правового поля создавать все необходимые условия для развития горнодобывающих предприятий", - сообщил заместитель министра природных ресурсов Карелии.