Липецкие транспортники нашли решение отраслевых проблем в Башкирии

Уфа, 4 февраля 2010, 14:29 — REGNUM  Чиновники транспорта департамента Липецкой области перенимают опыт башкирской транспортной отрасли. Заместитель начальника ведомства Валерий Елфимов по итогам визита в Башкирию заявил: "То, что сделали в Уфе, нет ни в одном регионе России".

"Больше всего нас удивило навигационное оборудование, совмещенное с финансовым контролем, - говорит автопредприниматель из Ельца Юрий Агеев. - В вашей республике нашли оптимальный вариант мониторинга за работой общественного транспорта".

По словам Елфимова, самое важное в автоматизированной системе оплаты проезда, которую апробировали в "Башавтотрансе", - это доскональный учет льготников, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости. "Дело в том, что в любом регионе страны государственные финансисты, выделяя транспортникам средства на перевозку льготной категории пассажиров, лишь приблизительно знают, сколько на самом деле граждан, пользующихся государственными преференциями, передвигаются автотранспортом. И очень часто цифру на покрытие расходов на перевозку льготников берут с потолка, порою попрекая руководителей автотранспортных предприятий излишней алчностью, мол, на самом деле "бесплатных" пассажиров не так много, как вы пытаетесь представить. В Башкирии же с внедрением электронного учета таких вопросов возникать не должно, ведь оборудование буквально по минутам отслеживает число льготников, вошедших в любой автобус. Система фиксирует не только реальную стоимость проезда, которой воспользовался льготный пассажир, но и все его данные: имя, фамилию и номер социальной карточки. Если такое оборудование будет внедрено в других городах страны - это облегчит работу многих финансовых региональных ведомств", - уверен замначальника управления дорог и транспорта Липецкой области Валерий Елфимов.

Отвечая на вопрос, неужели государство может заставить частников внедрять инновационные технологии на транспорте, ведь это определенные вложения, и не каждый руководитель на это пойдет, Елфимов заявил: "Государство обязано не только контролировать стратегическую отрасль, которой является автотранспорт, но и помогать продвигаться вперед. Гораздо хуже, когда чиновники не понимают важности и необходимости развития транспортной сферы и машут на нее рукой. Недавно побывал в одном регионе, где общественный транспорт вовсе исчез. Спрашиваю у руководителей этой области: "Почему не занимаетесь?", а мне отвечают: "А зачем? Народ уже отвык от автобусов". Недавно, во время морозов, некоторые города оказались полностью парализованными из-за того, что частники не вышли на работу. Вот это действительно страшно, потому что, как только люди теряют возможность свободно передвигаться, мелкие населенные пункты попросту вымирают, исчезает предпринимательство, и экономика не развивается. И государство обязано навести в этой сфере порядок".

По словам Елфимова, то, что автотранспорт - одна из значимых отраслей, доказывает введение монетизации льгот, которое состоялось в 2005 году. "Вспомните, пенсионерам заменили деньгами многие льготы, но на митинги они тогда выходили отстаивать только транспортные преференции, - констатирует липецкий чиновник. - Именно в 2005 году во многих регионах за счет местных бюджетов бесплатные поездки старикам вернули. Но государство не может не контролировать расход денег. А потому система учета льготного проезда, которая действует в "Башавтотрансе", идеальна для того, чтобы обеспечить пенсионерам льготную поддержку, но в рамках разумного".

Отметим, что о снижении затрат и внедрении новых технологий в "Башавтотрансе" уже говорят во всей России. Именно за поучиться и экономить и приезжала липецкая делегация. "Мы интересуемся всеми новшествами, потому что это действительно важно для того, чтобы остаться на рынке, - объясняет частный предприниматель Юрий Агеев. - Нас не нужно заставлять внедрять прогрессивное оборудование, потому что мы отлично понимаем - завоевать доверие у населения можно, только улучшая качество услуг".

Валерий Елфимов подчеркивает: "Если есть возможность снизить затраты транспортной отрасли, надо постараться это сделать. Ведь от этого будут зависеть не только доходы коммерсантов, но и качество и доступность транспортной сферы для населения".

Например, глава ОАО "Лебедяньавто" Александр Трофимов уже летом намеревается открыть в городе Лебедянь свою автостанцию. Пока здание только строится, однако Трофимов считает, что опыт работы башкирских автовокзалов он должен изучить уже сейчас. "Очень заинтересовала программа, объединившая все станции и вокзалы республики в единую сеть, - рассказывает Александр Трофимов. - Эта система позволяет ежеминутно добавлять новые данные об оправке и прибытии автобусов, причем не только местных, но и любого региона страны".

По мнению Валерия Елфимова, автовокзалы должны находиться в управлении коммерческих фирм, которые сумеют привести городские автоворота в соответствие с европейскими нормами. По крайней мере, в Липецке сегодня прорабатывают именно такую структуру сотрудничества транспортных предприятий и автовокзалов. "Во всем мире аутсортинг - один из важных способов экономии, - объясняет г-н Елфимов. - Этот опыт экономичного разделения труда может пригодиться и в Башкирии".

А директор "Липецких автобусных линий" Игорь Кукин назвал Башкортостан лидером транспортной отрасли России. И, по словам гостей, дело не только в том, что на автобусах башкирского государственного перевозчика внедрены космические технологии. Средний возраст автобуса в республике - четыре года, а в стране, даже в Московской области, по дорогам передвигаются транспортные средства, давно перешагнувшие десятилетний рубеж. В Башкирии все автобусы государственного перевозчика одной марки: это "НефАЗы" или "Мерседесы", и этот модельный ряд стал визитной карточкой республики. В других регионах пассажирские машины не только не имеют экологически чистых двигателей, но и представляют собой разномастные транспортные средства, которые не украшают дороги.

Липецкие чиновники, в свою очередь, поделились практикой создания условий, при которых на дорогах края больше нет нелегалов, возить пассажиров могут только лицензированные перевозчики. В частности, липецкие парламентарии разработали кодекс административной ответственности, согласно которому нарушителя, выехавшего на чужую линию, штрафуют на весьма ощутимую сумму. Более того, вмешаться в незаконную деятельность перевозчика, решившего нелегально перевозить пассажиров, может не только Росавтодорнадзор, ГАИ или прокуратура, но и налоговые инспекторы, также наделенные полномочиями контролировать незарегистрированных и не вставших на учет автопредпринимателей.

Для Башкирии проблема незаконных перевозок особенно актуальна. Например, в прошлом году государственное и муниципальные автопредприятия заплатили свыше 500 миллионов рублей налогов, в то время как частники, занимающие 70% башкирского рынка автоперевозок, перечислили в казну лишь 20 миллионов рублей.

Еще одна проблема, с которой столкнулись липецкие транспортники - отсутствие внятных нормативов затрат. "В советские времена научно-исследовательские институты разрабатывали специальные справочники, где четко расписывались нормативы расхода топлива на километр пути, и составлялась структура себестоимости проезда, - рассказывает Валерий Елфимов. - Сегодня таких расчетов не существует, и это создает определенные трудности, когда заходит речь о компенсации транспортных издержек.

Но в "Башавтотрансе" эту задачу как раз и решает навигационный контроль. Здесь компьютер полностью контролирует весь перевозочный процесс, выводя оптимальную цифру расхода горючего для определенной марки автобуса и рассчитывая износ транспортного средства в зависимости от скорости или расстояния, которое преодолела машина. Без участия человека умная программа подскажет, когда следует менять износившиеся шины, а если автобус не прошел техосмотр, то и вовсе откажется выписывать путевой лист. Система же персонифицированного учета точно укажет, сколько поездок совершил тот или иной льготник, и рассчитает сумму, которую затратило на его поддержку государство".

"В "Башавтотрансе" добились прозрачности перевозок, - продолжает Елфимов. - А самое главное, что должно заинтересовать в башкирском опыте всех транспортников - это обеспечение безопасности перевозок. С помощью спутниковой навигации диспетчер контролирует скорость автобуса и в любой момент может связаться с водителем, запретив ему нарушать ПДД. Кроме того, мгновенная связь в случае нештатной ситуации поможет водителю сориентироваться в обстановке, а на маршруте обеспечить непрерывность движения".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail