После встречи президентов Медведева, Алиева и Саргсяна в Сочи 25 января до сих пор политологическое общество и СМИ так и не определились в том - была ли эта трехсторонняя встреча успешной или провальной.

В основном все комментарии в СМИ и официальные высказывания основывались на заявлении главы МИД России Лаврова, назвавшего встречу президентов плодотворной, поскольку, по его мнению, была согласована преамбула Мадридских принципов, на основе которых последние годы страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ пытаются посредничать в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта. Большая часть политологического общества Азербайджана посчитала встречу в Сочи безрезультатной по той причине, что согласование преамбулы - то есть вступления или пролога Мадридских принципов, фактически ничего не значит. Дело в том, что в преамбуле не содержится никаких обязательств или пунктов, а только намерение переговорным путем решать армяно-азербайджанский конфликт. Но это и так всем ясно, поскольку переговоры ведутся аж с 1994 года - со времени подписания соглашения о режиме прекращения огня между Азербайджаном и Арменией.

Настороженность вызывает и то, что ни в Баку, ни в Ереване официально не выразили никакой реакции по поводу "согласованной преамбулы". О том, с чем ушли из Сочи стороны конфликта, можно более или менее четко судить по последовавшим политическим шагам и заявлениям Баку и Еревана. Если армянская сторона заняла сдержанно-выжидательную позицию, лишь отметив, что будет обороняться в случае "азербайджанской агрессии", то из Азербайджана не перестают доноситься жесткие мессиджи с различных властных уровней. До Сочинской встречи Азербайджан воздержался от официального предоставления в Европейский суд по правам человека фактов, доказывающих причастность президента Армении Сержа Саргсяна к истреблению мирного населения азербайджанского города Ходжалы в феврале 1992 года. Иск по этому поводу в Евросуде подала Организация по борьбе с необоснованными армянскими притязаниями в Турции, руководитель которой и попросил Азербайджан передать факты для дальнейшего представления их в европейские инстанции.

10 января истек срок, до которого Азербайджан мог представить в Европейский суд свои доказательства, но этого не было сделано, что было расценено в преддверии встречи в Сочи как позитивный жест в адрес армянского президента. Но после встречи в Сочи стало видно, что Азербайджан фактически готовит юридическую почву для нового, еще более громкого иска по поводу участия Саргсяна в Ходжалинской резне. 1 февраля по инициативе Азербайджана Парламентская Ассамблея Организации Исламской Конференции (ОИК) приняла резолюцию в поддержку международной кампании "Справедливость Ходжалам". Представители парламентов 51-ой страны, входящих в ОИК - второй в мире по величине после ООН международной организации, - признали Ходжалинскую трагедию преступлением против человечности.

Комментируя значимость резолюции, генсек Молодежного Форума ОИК посол Эльшад Искендеров отметил: "Впервые международная парламентская организация признала ходжалинскую трагедию как "преступление против человечества". Учитывая, что ПА ОИК объединяет в своих рядах четверть парламентов всего мира, использование данного термина, имеющего важное политико-правовое содержание, знаменует новый этап в международном признании ходжалинской трагедии как составной части политики геноцида, осуществленной армянскими националистами против азербайджанского народа, и привлечении виновников резни к правовой ответственности".

Стало ясно, что в Баку готовят юридическую базу для обращения с иском уже не в Европейский суд по правам человека, а прямиком в Международный Гаагский трибунал. В конце января Американо-Азербайджанский Совет (ААС) начал кампанию, призывающую членов Сената, Палаты Представителей Конгресса США и лично президента Барака Обаму дать оценку Ходжалинской трагедии 1992 года. В обращении, адресованном главе Белого Дома и американским законодателям, предлагается 26 февраля, в день трагедии Ходжалы, дать оценку этим событиям и помянуть жертв Ходжалы. ААС также призывает американские власти оказать законодательную поддержку в вопросе создания независимой комиссии и международного трибунала, которые расследуют и накажут виновных в преступлениях, совершенных в Ходжалы.

1 февраля депутат Асим Моллазаде выступил в Парламенте Азербайджана с инициативой официально признать трагические события в Ходжалы геноцидом и вызвать в парламент военного прокурора и юристов, которые дадут разъяснения о подготовке этой процедуры. А депутат Али Масимли в ходе заседания парламента предложил также направить в ООН обращение в связи с неисполнением Арменией резолюций по нагорно-карабахскому конфликту.

"Совет безопасности ООН принял четыре резолюции, осуждающие оккупацию азербайджанских территорий. В резолюциях содержится требование немедленного освобождения оккупированных армянскими вооруженными силами азербайджанских территорий. Армения до сих пор не выполнила требования резолюций. Совет безопасности ООН не предъявляет Армении требований об исполнении резолюций, однако настаивает на проведении референдума по статусу Нагорного Карабаха. Это требование является проявлением неуважения по отношению к территориальной целостности Азербайджана", - сказал депутат.

То есть на фоне слов главы МИД Лаврова о том, что Баку и Ереван в течение двух недель рассмотрят и дадут свой ответ по поводу новых предложений, выдвинутых по урегулированию Карабахского конфликта, Азербайджан фактически начал лобовую информационно-политическую атаку на власти Армении. Официальный Баку, не дожидаясь окончания двух недель, озвученных Лавровым, дал ясно понять, что уже сделал выбор в сторону ужесточения своей позиции по Карабахскому конфликту, которая звучит уже не только из уст президента Ильхама Алиева и главы администрации президента Азербайджана Рамиза Мехтиева, но и других высокопоставленных чиновников.

В частности, зампред правящей партии "Ени Азербайджан", депутат Мубариз Гурбаноглу в интервью Общественному телеканалу сказал, что "затягивание со стороны официального Еревана разрешения Карабахского конфликта в итоге приведет к тому, что Азербайджан, опираясь на 51-ую статью Устава ООН (неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН) силовым путем восстановит свою территориальную целостность".

Другой влиятельный политик - заведующий отделом международных отношений администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов - прокомментировал телеканалу ATV суть согласованной в Сочи преамбулы Мадридских принципов: "Неизменность позиции Азербайджана, заключающаяся в разрешении Карабахского конфликта в рамках территориальной целостности страны еще раз зафиксирована в преамбуле, согласованной на встрече президентов Медведева, Алиева и Саргсяна в Сочи. В позиции Азербайджана нет проблем, и никто нас не может ни в чем упрекнуть - все стороны и международные посредники ждут конструктивизма от Армении, для чего и было дано две недели после Сочинской встречи".

"Если бы не виртуальная внешняя поддержка Армении со стороны, то официальный Ереван давно бы уже сам пошел на все условия урегулирования конфликта. Но эта внешняя поддержка некоторых держав только оттягивает развязку конфликта - не более того. Советую Армении прекратить бесплодные политические игры, иначе в итоге Азербайджан, увидев бесполезность мирных переговоров, вынужден будет иными путями восстановить свою территориальную целостность", - констатировал завотделом администрации президента Азербайджана.

Напомним, что если в течение прошедших двух-трех лет политологи и СМИ долго дискутировали - насколько серьезны намерения Азербайджана начать войну за Карабах, то теперь все больше можно слышать разговоры о том, когда же могут начаться военные действия на карабахском фронте. Выступая 2 февраля на слушаниях комитета по вопросам разведки Сената, директор национальной разведки США Деннис Блэр заявил, "что между Арменией и Азербайджаном может начаться война", посоветовав Белому Дому внимательней отслеживать ситуацию в этом вопросе.

Вместе с тем стоит отметить, что Азербайджан, говоря о войне, не торопит события, тем самым давая понять мировой общественности, что понимает серьезность этого шага и что ответственность за него будет лежать не только на Баку, но и на неуступчивом Ереване, и тех внешних силах, которые все эти годы незримо поддерживают армянские власти.

Эксперты отмечают, что и в Кремле начали прогнозировать варианты возможной военной операции Азербайджана в Карабахе и то, какие плюсы-минусы будут от этого для российских интересов. Но Баку не торопится с началом боевых действий, поскольку еще осуществляются некоторые масштабные программы в военной, оборонной, промышленной и других сопутствующих областях, после завершения которых и можно будет говорить о сроках силового пути разрешения Карабахского конфликта.