Уже обратился

Как передает Новости Армении - NEWS.am, в эфире государственного телеканала TRT-1 премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что в вопросе открытия границы с Арменией у Анкары есть большие ожидания от Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта. По его словам, с этим вопросом он уже обратился к президентам США и России Бараку Обаме и Дмитрию Медведеву, а также к своему российскому коллеге Владимиру Путину. В то же время до сих пор не удалось встретиться только с президентом Франции Николя Саркози.

"Минская группа имеет большие упущения. За 20 лет карабахский вопрос не сдвинулся с места. Если бы за эти 20 лет Россия, США и Франция проявляли серьезный подход, Турция, Азербайджан и Армения не имели бы сегодняшних проблем. Они должны были бы сказать "это будет так". Армения оккупировала земли, и это доказано ООН. Никаких проблем после прекращения этой оккупации не будет. Однако, РФ, США и Франция заняли выжидательную позицию. Приближается апрель. Мы им заявили, как ваш парламент, так и наш. Мы не окажем давления на законодательный орган ни в каком вопросе. Какое решение будет принято, так и поступим", - сказал Эрдоган.

С самого начала

За день до этого, в интервью телеканалу Euronews Эрдоган заявил, что процесс нормализации армяно-турецких отношений с самого начала пошел неудачно. О чем мы ведем переговоры? Что мы будем делать? Армения должна принять это во внимание, потому что мы выполнили свои обязательства по Протоколам. Обе стороны должны рассмотреть свои позиции. Несмотря на все это, Эрдоган подчеркнул, что Турция намерена продолжить данный процесс. "У обеих сторон есть дорожные карты и процесс продолжится. Мы полностью готовы и будем продолжать действовать таким же образом, как и до сих пор", - отметил премьер-министр Турции.

Шум вокруг "никаких предусловий"

PanArmenian.net напоминает, что протоколы о нормализации армяно-турецких отношений были подписаны 10 октября 2009 года в Цюрихе. Согласно документам, между странами должны быть установлены дипломатические отношения и открыта закрытая с 1993 года армяно-турецкая граница. 12 января 2010 года Конституционный суд Армении признал Протоколы соответствующими Конституции Армении. Никаких предусловий по Протоколам в заключении КС нет, поскольку это противоречит установленному правилу вынесения вердиктов. Вердикт КС гласит: армяно-турецкие Протоколы по нормализации армяно-турецких отношений соответствуют Конституции РА и Декларации о независимости Армении.

"12 января 2010 года КС Армении признал Протоколы, подписанные в Цюрихе 10 октября 2009 года, соответствующими Конституции страны. Это решение подрывает суть переговоров по этим Протоколам, а также их основные цели. Такой подход не может быть принят с нашей стороны", - было отмечено в заявлении МИД Турции, распространенном через день. В сообщении подчеркивалось, что Турция, в соответствии со взятыми на себя обязательствами, остается приверженной положениям Протоколов и ожидает того же от армянской стороны.

Внутренние противостояния вокруг внешних отношений

По сообщению Armenia Today, армяно-турецкие отношения являются причиной внутреннего противостояния между премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом и главой МИД Ахмедом Давудоглу. Именно этим объясняются некоторые противоречия в высказываниях двух политиков относительно отношений между Ереваном и Анкарой. Такое мнение на встрече с журналистами выразил директор института Кавказа, политолог Александр Искандарян. По его словам, ратификация протоколов в парламенте Турции - вопрос внутренней политики. Он отметил, что ошибочно мнение о том, что заявления турецких официальных лиц согласованны и являются частью стратегии. "Протоколы, как и в целом армяно-турецкий процесс, вызывает в Турции множество споров, и определенное внутриполитическое напряжение в этом контексте неизбежно". С этой точки зрения, Эрдогана следует отнести к разряду политиков популистского толка, при этом он имеет серьезный вес в политической элите страны. Эрдоган может использовать армяно-турецкие отношения для борьбы с главой МИД и президентом. "Премьер противостоит президенту или министру иностранных дел. Чем эта внутриполитическая борьба закончится - трудно сказать, но то, что она есть - это несомненно", - резюмировал Искандарян.