Директор Института политических и военных исследований Молдавии, экс-депутат парламента РМ, бывший посол Молдавии в России Анатолий Цэрану 1 февраля прокомментировал для ИА REGNUM Новости итоги официального визита президента Румынии Траяна Бэсеску в Молдавию:

После переизбрания на второй срок президент Румынии Траян Бэсеску символично совершил свой первый зарубежный визит в Республику Молдова. Совсем не чуждый популистских жестов, но при этом всегда точно рассчитывающий их политический эффект, румынский лидер повсюду, где он появлялся, сумел своим поведением вызвать бурю патетических оваций и громких признаний в любви со стороны многочисленных встречавших его молдавских граждан. Справедливости ради надо сказать, что на встречи с Бэсеску выходили в массе своей люди с осознанным чувством румынской идентичности.

И на этот раз, как и во время предшествующих визитов в нашу страну, Бэсеску вопреки всем предписаниям протокола и мер безопасности, отчаянно шел в толпу восторженных поклонников, отвечал на пожатия сотен рук и как бы вбирал в себя вдохновение наэлектризованной его присутствием толпы. К таким непредсказуемым по своим последствиям и поэтому рискованным приемам общения с народом прибегают лишь харизматичные и уверенные в себе лидеры. Сегодняшний румынский президент, несомненно, относится именно к этой категории политиков.

Однако далеко не все в Молдавии разделяли восторг тысяч молдавских сограждан, которые вопреки крепкому морозу вышли на улицы, чтобы лично выразить свои добрые чувства высокому румынскому гостю. Было и немало тех, кто с раздражением смотрели телевизионную картинку о встречах Бэсеску с сановными молдавскими политиками и просто с рядовыми гражданами. Недовольное бурчание этой категории населения страны прорывалось на поверхность в отдельных теле- и радио- интервью, а также в публикациях в основном на страницах русскоязычных газет и интернет-порталов. Было бы ошибкой игнорировать этот раздраженный ропот, свидетельствующий о сохраняющемся расколе молдавского общества по этнокультурному признаку.

Визит Бэсеску в Молдавию был тщательно подготовлен румынской стороной. Незадолго до приезда в Кишинев румынский президент встретился с аккредитованным в Бухаресте дипломатическим корпусом, перед которым он выступил на первый взгляд с сентиментальным, но от этого лишь усиливающим его многозначительность заявлением. Он назвал процесс укрепления взаимоотношений с Республикой Молдова политическим проектом своей души. И как бы усиливая эффект этого заявления вновь реанимировал свою старую инициативу о необходимости включения Молдавии в пакет балканских стран в части их интеграции в Европейский союз.

В это же время министр иностранных дел Румынии председательствовал на учредительном заседании комитета друзей Молдавии в Брюсселе, созванном по инициативе румынского МИД. В этот лоббистский комитет вошли шестнадцать стран Европейского союза и среди них влиятельнейшие игроки старой Европы. Таким образом, Молдавия получает при непосредственном содействии Румынии важнейший рычаг продвижения своих интересов в Европейском союзе. Уже только с одним этим реализованным проектом Бэсеску мог со спокойной совестью ехать в Кишинев.

Однако вояжный чемоданчик румынского президента был полон и другими сюрпризами. В этой связи следует упомянуть стомиллионный в евро румынский безвозвратный кредит, предназначенный для развития сельской и образовательной инфраструктуры в Молдавии. Он также пообещал практически выхолостить обременительное для граждан РМ обязательство банковского подтверждения наличия пятисот евро для получения румынской визы. Еще одно важное обещание Бэсеску относится к дальнейшему упрощению процедуры получения румынского гражданства молдавскими гражданами. Румынский президент также привез с собой в Кишинев и конкретные проекты взаимоподключения энергетических и транспортных систем двух стран, что в конечном итоге означает включение Молдавии в единую европейскую транспортно-энергетическую инфраструктуру. При этом основные затраты по этим проектам берет на себя румынская сторона.

На фоне всех этих, безусловно, ценных подарков как-то затерялось другое обещание Бэсеску, которое в действительности представляет стратегический и поэтому самый действенный в долгосрочной перспективе элемент румынской политики в Молдавии. Речь идет о добавлении к уже имеющимся около четырем тысячам бесплатных мест для обучения молодых граждан Молдавии в румынских лицеях и университетах, еще одной тысячи мест. И это представляет самую эффективную и безошибочную румынскую инвестицию в молдавский проект.

Столь щедрые жесты со стороны Румынии в адрес Молдавии, несомненно, вызваны особым видением Бухареста характера румыно-молдавских отношений. Траян Бэсеску прямо заявил в Кишиневе, что эти отношения воспринимаются румынской стороной в рамках геополитической и культурологической концепции - "два государства, один народ". "Никто не убедит меня в том, что в жилах румын течет другая, чем у молдаван кровь", - заявил в последний день своего визита в Молдавию румынский президент.

Траян Бэсеску сделал в Кишиневе и ряд других принципиальных политических заявлений вызвавших далеко неоднозначную реакцию как внутри Молдавии, так и вовне страны. Так, касательно заключения базового политического договора между двумя странами, румынский лидер предложил заменить его договором европейского партнерства, призванного обеспечить максимальную помощь со стороны Румынии в скорейшей интеграции Молдавии в Европейский союз.

Это предложение Траяна Бэсеску было встречено в штыки теми политическими силами, которые традиционно строят свой дискурс на антирумынской ноте. Румынского президента немедленно обвинили в унионистских притязаниях и заклеймили как потенциального инициатора аншлюса Молдавии Румынией. Не помогло и очередное заявление о безусловном признании Румынией и ее президентом государственного суверенитета и независимости Республики Молдова.

Обвинения в территориальном экспансионизме еще более усилились после того, как румынский президент вновь подтвердил во время своего пребывания в Кишиневе отказ подписывать с Молдавией договор о государственной границе. Он объяснил этот демарш нежеланием лишний раз подкреплять своей подписью историческую несправедливость, свершившуюся в отношении румын при подписании пакта Молотова-Риббентропа. При этом Траян Бэсеску заявил, что Румыния готова немедленно начать работу по заключению с Молдавией соглашения о режиме государственной границы между двумя странами, которая была установлена Парижским мирным договором в 1947 году.

В связи с позицией Бэсеску в отношении договора о государственной границе с Республикой Молдова возникает логичный вопрос о том, в чем же заключается тайный смысл на первый взгляд непонятного упрямства румынского президента в этой спорной проблеме? Думается, что один из наиболее вероятных ответов лежит в плоскости, в которой все явственнее вырисовывается твердое намерение Бухареста проводить политику буксирования Молдавии в Европейский союз. А это означает, что официальный Бухарест видит логику движения Республики Молдова по этому пути не в консолидации ее границы с Европейским союзом, в данном случае с Румынией, а, наоборот, в ускорении процесса поэтапного стирания этой границы. Именно такое развитие событий соответствует высказанному румынским президентом тезису о восстановлении единства румынского народа в рамках ЕС. И такой подход уже тянет на значение стратегической линии в политике Румынии на молдавском направлении.

Нынешний визит румынского президента Траяна Бэсеску в Республику Молдова вновь актуализировал публичную дискуссию о возможном политическом объединении Молдавии с Румынией. При этом даже поверхностный анализ имеющих место в молдавском обществе реакций различных категорий населения на этот визит показывает, что в Молдавии, как и прежде, нет преобладающих настроений в пользу этого политического проекта. И надо сказать, что этот вывод пока еще не вызывает удивления. Относительной новостью скорее является значительный рост в последнее десятилетие числа молдавских граждан с отчетливыми прорумынскими симпатиями. Недавно проведенные социологические исследования фиксируют этот сегмент на уровне примерно четверти, а по другим подсчетам даже трети населения страны.

Самое интересное, что значительный рост прорумынских настроений в молдавском обществе пришелся на десятилетие установления во власти коммунистического режима, который не только не поощрял этот процесс, но всячески ему противился, не чураясь при этом многочисленных румынофобских акций на уровне государственной политики. Разумеется, анализ этого крайне важного для развития молдавского общества феномена требует квалифицированных усилий социологов, антропологов, политологов и т.д. Но уже на этом этапе совершенно очевидно, что концепция полиэтничности молдавского общества, густо настоянная на принципах вульгарного молдовенизма и румынофобии, будучи примененной в качестве официальной политики коммунистического правительства в сфере регулирования межнациональных отношений в Молдавии, на деле показала свою очевидную несостоятельность.

Руководствуясь этой концепцией коммунистический режим не только не добился межнационального согласия в Молдавии, но еще больше углубил его раскол по этнокультурным разделительным линиям. В добавлении к этому коммунисты всячески поощряли своей политикой румынофобские рефлексы, что с неминуемостью провоцировало в ответ русофобские проявления. В условиях расколотого по национальному признаку общества молдавская государственность оказалась неспособной к внутренней консолидации. На этом фоне все больше людей, разуверившись в способности молдавского государства обеспечить достойные условия жизни своим гражданам, начинают склоняться к мысли о необходимости политического объединения Молдавии с Румынией.

Визит Бэсеску в РМ воодушевил эту категорию молдавских граждан и, скорее всего, умножил их число. Но, одновременно, этот визит радикализировал антирумынские настроения противоположной части молдавского общества, усилив ее стрессовые ожидания в связи с мнимой или реальной перспективой осуществления унионисткого проекта. Однако нужно понимать, что актуализация противостояния этих двух частей молдавского общества характерна лишь для наиболее политически активной части населения. Основная масса молдавских граждан, более всего озабоченная ежедневным добыванием куска хлеба, скорее всего визит румынского президента и вовсе не заметила.

Однако нарастающую волну страха румынской угрозы поспешили оседлать коммунисты. Их лидер в очередном своем многочасовом появлении на своем, по сути, партийном телеканале NIT вновь призвал граждан страны на тропу войны с румынами, присовокупив к этому необходимость бороться с экспансией НАТО, которая по его утверждениям накатывается на Молдавию со стороны границы с Румынией. Воронин обвинил Бэсеску в том, что его политика в Молдавии согласована с НАТО и выражает суть экспансионистской политики Запада и в частности США на пространстве СНГ. Очевидно, что у советников Воронина в этом случае, прибегая к сленговому выражению, совсем крыша поехала. Ведь около семидесяти процентов граждан Молдавии выступают за вхождение РМ в ЕС, организацию, которая по определению является продуктом западной цивилизации. Румынский президент вполне может поблагодарить Воронина за то, что лидер коммунистов укрепляет в молдавских гражданах представление о Бэсеску, как о полномочном представителе западного мира, в свою очередь являющегося местом вожделенного притяжения для большинства молдаван.

Анализ условий и последствий визита Бэсеску в Молдавию предоставляет дополнительные данные для понимания динамики важных и еще не завершенных процессов, происходящих как внутри молдавского общества, так и в сфере межгосударственных отношений. Что касается внутриполитической проблематики, то один из принципиальных выводов следующего из этого анализа сводится к констатации факта неуклонного увеличения числа молдаван, осознающих свою румынскую этнокультурную идентичность. Динамика роста их численности предстает как процесс, имеющий объективный характер и в конечном итоге поддающийся не политическому, а культурологическому регулированию. Верность этого вывода подтверждается доминированием румынского национального самосознания в преобладающей части молдавской национальной интеллигенции. А наступающая смена поколений окончательно закрепит в сознании уже преобладающей массы всех этнических молдаван их принадлежность к румынской идентичности.

Для этой части молдавских граждан румынский президент дал совершенно четкий сигнал. Он состоит в том, что Румыния сделает все от нее возможное, чтобы Молдавия как можно в более короткие сроки прошла путь европейской интеграции. Стратегический интерес Румынии заключается в завершении процесса объединения всех румын в рамках ЕС. В то же время румынский президент не сделал ни одного заявления и ни одного жеста, которые бы лишили убежденных унионистов в Молдавии перспективы, что все румыны однажды окажутся в рамках одного государства. Но в то же время Бэсеску своим категорическим заявлением о безусловном признании Румынией суверенитета и независимости Республики Молдова дал четко понять, что решение о возможном политическом объединении Молдавии с Румынией является исключительной прерогативой молдавских граждан, учитывая, что в Румынии эта идея воспринимается как бесспорная в рамках национального консенсуса.

В сущности Бэсеску всем своим поведением и заявлениями во время своего визита в Молдавию как бы говорил, что сохранение молдавской государственности возможно лишь при достижении национального консенсуса внутри молдавского общества по поводу путей развития Республики Молдова. А если учитывать тенденции развития национального самосознания этнических молдаван в последнее десятилетие, то становится более чем очевидно, что дальнейшее разжигание румынофобии в молдавском обществе будет иметь как логическое следствие консолидацию унионистских настроений большинства населения страны.

Другими словами, румынофобия - это усеянная конфликтами дорога, которая в конечном итоге приведет к политическому объединению Молдавии с Румынией. Точно как сохранения и укрепления молдавской государственности следует добиваться не на путях проведения политики выпячивания полиэтничности молдавского общества, а скорее посредством политики консолидации всех молдавских граждан в рамках единого народа Республики Молдова. В сущности, речь идет о необходимости формирования молдавской политической нации, внутри которой румынской этнокультурной компоненте, состоящей из большинства населения страны, предстоит сыграть роль системообразующего фактора. И это при безусловном уважении и сохранении всех элементов национальной идентичности других этнокультурных компонентов молдавского общества и, в первую очередь, ее русскоязычной части.

В этой связи можно с уверенностью утверждать, что недавно состоявшийся официальный визит румынского президента Траяна Бэсеску в Молдавию неожиданно выпукло поставил в повестку дня молдавской политики проблему политической альтернативы проекта молдавской государственности. И это при том, что в ближайшие годы борьба вокруг выбора пути развития молдавской государственности будет ощущать возрастающее влияние румынского фактора. Усиление активности Бухареста на молдавском направлении все больше приобретает очертания практической реализации необъявленной пока официально доктрины Бэсеску, основывающейся на принципах панрумынизма. В рамках этой доктрины Республика Молдова по своему выбору может стать составной частью румынского государства или сохранить молдавскую государственность, но при условии стать рядом с Румынией полноправным членом Европейского союза. Ближайшее будущее покажет, в какой мере молдавский политический класс, да и все молдавское общество в целом будет способно адекватно воспринять новые политические реалии, вытекающие из беспрецедентного усиления геополитической роли Румынии в Республике Молдова.