Для привлечения инвесторов нужна инфраструктура: интервью о реализации "Урал Промышленный - Урал Полярный"

Курган, 29 Января 2010, 18:47 — REGNUM  

На Урале продолжается реализация мегапроекта, рассчитанного на привлечение крупных инвесторов. "Урал Промышленный - Урал Полярный" направлен на комплексное промышленное освоение Приполярного и Полярного Урала. О ходе его реализации в интервью "Российской газете" рассказал заместитель полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе Александр Белецкий.

РГ: Александр Самвелович, периодически звучат сомнения в целесообразности строительства железной дороги по восточному склону Уральских гор. Насколько проект просчитан экономически? Будет ли эта дорога загружена?

Корпорация "Урал промышленный - Урал Полярный" сейчас готовится к прохождению комиссии Инвестиционного фонда РФ, и это первый вопрос, который зададут нам представители министерств транспорта и регионального развития. Каждый грузоотправитель должен сообщить, какой объем он планирует перевозить. В частности, по ветке Надым-Салехард уже сегодня объем грузов, подтвержденных грузоотправителями, - 20 миллионов тонн. Окупаемость линии наступает при объемах 10 миллионов тонн. Без такого анализа ни одного государственного рубля на строительство транспортной инфраструктуры потрачено не будет.

РГ: Геологи считают не вполне обоснованными прогнозные цифры - объемы полезных ископаемых, которые предполагается добывать на территории Полярного Урала. Не помешает ли это реализации проекта?

Минерально-сырьевая база - это второй по значимости блок проекта. Уральский округ слабо изучен. Действительно, все показатели пока прогнозные, зачастую они могут отличаться от фактических объемов полезных ископаемых в сотни раз. Это нормальное явление. В комплексный план министерства природных ресурсов мы внесли свои предложения об изменении порядка исследования недр. Сегодня во всем мире он основывается в основном на математических моделях: каждый метод изучения имеет определенную оценку вероятности. Мы хотим совместить различные методы и потратить деньги только на те месторождения, которые имеют оценку вероятности нахождения там полезных ископаемых выше 60 -70 процентов. Да, предполагалось, что часть добываемого на территории сырья будет перевозиться по железной дороге. Но количество полезных ископаемых незначительно влияет на объемы грузоперевозок, поэтому стратегически повлиять на концепцию проекта в целом не может. Как я уже показал, и без этих грузов строительство магистрали экономически обосновано. Мы планируем за счет этой дороги разгрузить cвердловский узел; к тому же строительство широтной ветки имеет перспективу продолжения в сторону Красноярска.

РГ: То есть по сравнению с тем периодом, когда о проекте заговорили впервые, акценты сместились: ведь изначально речь шла в первую очередь об освоении недр Полярного Урала, а сейчас на первый план вышла транспортная составляющая?

Проект комплексный, в него входят четыре крупных направления. Самое важное - это создание транспортной инфраструктуры на территории, где ее нет. Ведь сегодня Ямал существует по старинке: северный завоз, отсутствие дорог... Насколько поднимется уровень жизни, изменится демографическая ситуация в Югре и на Ямале, если провести туда дороги, которые будут работать круглый год? Инфраструктура - это едва ли не основной аргумент для привлечения на территорию инвесторов. Как можно привлечь инвестора в чистое поле? Если в регионе есть газ, нефть, дороги, электричество - на такой площадке можно осуществить любой проект.

Нам нужно изменить горизонты планирования - думать не просто об окупаемости самого проекта, но и о том, какой синергетический эффект даст строительство дороги. Такие проекты окружного масштаба позволяют менять угол зрения: когда ты глава муниципального района, это одно мировоззрение, региона - другое. Видение уровня федерального округа позволяет сделать процессы более осмысленными, в том числе процессы кооперации, которые позволяют получить наибольший экономический эффект.

РГ: В какой стадии сейчас финансирование проекта из Инвестфонда РФ?

Заявку мы подали в октябре прошлого года. К сожалению, график работ по проектированию не был исполнен (это было отчасти связано с задержкой финансирования). Будем нагонять. Планируем до апреля-мая пройти все процедуры согласований в Инвестфонде. Требования сейчас очень серьезные - это не то, что было еще два, даже год назад. После грузоотправителей будем приглашать инвесторов, которые должны подтвердить вложения - не на словах, а в виде официальных финансовых документов. И только после этого начнется финансирование федеральной части.

РГ: Повлиял ли глобальный кризис на интерес к проекту частных инвесторов?

Инвесторы осторожно, как никогда раньше, вкладывают деньги. С другой стороны, эффективная ставка в мире близка к нулю. А наш проект, в отличие от многих других, совершенно "земной" и понятный. К тому же участие государства снимает страновые риски. Сам по себе проект достаточно интересен: окупаемость его всего 10 лет, притом что срок жизни магистрали - минимум 70 лет. И объемы перевозок, а значит, и доходы со временем будут только возрастать. Последние два-три месяца мы провели ряд переговоров. Есть несколько крупных зарубежных инвесторов (например, Испанские железные дороги), которые хотят участвовать в проекте. Но они должны не только вложить деньги, но и привезти сюда новые технологии, чтобы мы могли использовать все современные разработки и достижения, существующие в мире. В этой связи корпорация займется новым направлением деятельности - привлечением инвестиций в регион. Мы готовим роуд-шоу: в конце февраля планируем поездку на Ближний Восток (Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия), в апреле - в Европу. Многие инвесторы из этих стран проявляют интерес к нашему проекту. Для нас это тем более важно, что максимальное внимание должно быть уделено не углеводородному блоку, а созданию высокотехнологичных предприятий.

РГ: А российские инвесторы проявляют интерес к проекту?

Они смотрят на банки. При таком сроке окупаемости рентабельность, которую мы можем предложить, - 10 процентов. В России под такой процент кредиты практически не найти, на Западе это более реально.

РГ: А что же уральские предприятия горно-металлургического комплекса, которые испытывают дефицит сырья? Почему они не хотят участвовать в проекте?

Первое, что мы сделали, - начали изучать этот вопрос. И оказалось, что все горно-металлургические предприятия УрФО давно имеют свою ресурсную базу, - не только в России, но и в ближнем зарубежье. И полностью обеспечены сырьем на ближайшие 60-70 лет. Более того, пока у них половина проектов по добыче сырья просто заморожена. Наш проект стратегический, а сегодня планировать спрос даже на ближайшие два-три года практически невозможно. Поэтому он должен быть привязан не к конкретному потребителю, а к мировой экономике, учитывать не только страновые, но и глобальные риски.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.01.17
Элиты украинского майдана сами развалят страну. Не надо им мешать
NB!
23.01.17
Власть, СМИ и поморы
NB!
23.01.17
Отечественная война Белоруссии: без 1812 года. И без Брестской крепости?
NB!
23.01.17
Трамп и Путин на одной стороне баррикады?
NB!
23.01.17
2017: год похорон секрета, казавшегося вечным
NB!
22.01.17
Фийон: Россия — великая страна
NB!
22.01.17
«Челси» легко одолел «Халл Сити» — 2:0
NB!
22.01.17
Условие пересмотра «закона Димы Яковлева» — ответственная позиция США
NB!
22.01.17
Коррупционный скандал в Эквадоре
NB!
22.01.17
Гризманн на последних минутах спас «Атлетико» от поражения
NB!
22.01.17
Венесуэла: «Оппозиция ослеплена ненавистью»
NB!
22.01.17
Впервые состоится татарская секция в рамках Рождественских чтений
NB!
22.01.17
Серж Саргсян: В закупке вооружений Армения не должна повторять Азербайджан
NB!
22.01.17
Новые «старые» документы ЦРУ: Как воевали против СССР
NB!
22.01.17
Трамп отреагировал на марши протеста в США
NB!
22.01.17
«Злука»: Западная Украина боится исходящего из Киева «русского мира»
NB!
22.01.17
Главным защитником глобализации остался коммунист Си Цзиньпин
NB!
22.01.17
Саакашвили обиделся на украинские СМИ за его фото «в кустах»
NB!
22.01.17
Медведев: антироссийские санкции отменены не будут
NB!
22.01.17
«Ещё никогда армянская сторона не была так близка к своей цели по Карабаху»
NB!
22.01.17
СМИ: британская ядерная ракета Trident провалила испытание
NB!
22.01.17
Порошенко: Украина не откажется от Донбасса