Арам Гаспарович, в свое время Вы были советником президента страны по внешним вопросам. Как Вы прокомментируете состоявшуюся 3 июня 2003 в Мадриде встречу глав МИД Армении и Турции?

Встречу министров иностранных дел Армении и Турции, Вардана Осканяна и Абдуллы Гюля в Мадриде можно назвать очередной попыткой наладить двухсторонние отношения. Однако необходимо учитывать, что налаживание этих самых отношений сегодня перестало зависеть только от Еревана и Анкары. Здесь существует и фактор третьей стороны, будь то ЕС или США. Вообще, для налаживания контактов с такой страной как Турция, Армении необходимо провести серьезное и очень глубокое обсуждение имеющихся проблем, причем не только на уровне руководящих звеньев, но и с вовлечением политических кругов, парламента, а также широкой общественности. Как известно, с Турцией у нас глубинные проблемы, касающиеся как исторических фактов, так и сегодняшних реалий, в особенности, связанных с нагорно-карабахским конфликтом. В этом аспекте примечательно, что в Армении и по сей день не выработана концепция национальной безопасности, а равно и нет продуманной и промоделированной внешней политики. Осуществляемая нашей страной политика сегодня носит случайный и хаотичный характер. Если говорить более конкретно, Армения не в состоянии сегодня просчитать все последствия, допустим, возможного снятия Турцией транспортной блокады Армении. С одной стороны это вроде бы здорово - мы получаем дополнительные выходы. Но с другой, пока не действует альтернативная абхазская железная дорога, мы рискуем оказаться в своеобразном "турецком мешке". При этом открытие армяно-турецкой границы чревато еще одним - налаживанием железнодорожного сообщения Турция - Азербайджан. Впервые может состояться физическое соединение Анкары и Баку и - я повторяюсь - не имея альтернативной дороги, мы оказываемся в указанном мною "мешке". Возможное восстановление железной дороги Турция-Армения будет несомненно финансироваться США. И это тоже не случайно, поскольку США и Израиль очень заинтересованы, чтобы Турция играла ключевую роль в кавказском регионе. Одновременно США достигнут нескольких целей - изолируют Иран с Севера, получат возможность сухопутной переброски своих вооружений в Среднюю и Центральную Азию, а также в Афганистан. При таком развитии событий, вне контроля Штатов остается только маленький участок морского пути Апшерон - Красноводск. Я не в коем случае не выступаю против налаживания отношений с Турцией, однако уверен, что в случае задействования подобного железнодорожного сообщения, в регионе могут произойти коренные изменения. Контакты с Турцией, при отсутствии дипломатических отношений, должны начаться с подписания двухстороннего меморандума о всех наличествующих между нашими странами проблемах. Кроме того, для начала стоит подумать об открытии диппредставительств. Дипломатические отношения предполагают признание территориальной целостности друг друга. В этом аспекте, открытие дипмиссий способствовало бы налаживанию серьезного процесса между сторонами, в противном же случае, это случайные контакты - официальные или полуофициальные, и носят они рваный характер при практической безрезультатности. Необходимо учитывать еще один фактор. Для Армении экономическая экспансия со стороны Турции - большая угроза. Мы все прекрасно знаем, что турецкие товары при своей дешевизне не отличаются качеством. Наводнение армянских рынков товарами из Турции - катастрофа для зарождающейся национальной промышленности. Все может заглохнуть на корню, наши товары попросту окажутся неконкурентоспособными. В этом аспекте, членство Армении в ВТО также сыграет не последнюю роль. Наряду со всем вышеперечисленным, есть масса других глубинных процессов. Однако даже указанные мною проблемы - достаточный повод для того, чтобы серьезно задуматься и как бы нивелировать те негативные процессы, которые могут возникнуть в связи с открытием железнодорожного сообщения между Арменией и Турцией.

Буквально параллельно со встречей Осканян-Гюль в Мадриде, Европарламент снял из первоначального варианта доклада по Турции пункт, призывающий "своих членов, турецкое государство и Великое турецкое Собрание" признать Геноцид армян в Османской империи в начале прошлого века. Как Вы прокомментируете это событие?

Очевидно, что Евросоюз решает собственные проблемы и первоочередной из них является пресечение появления в этом регионе третьих сил. Вовлечение Турции, играющей довольно серьезную роль в регионе, в ЕС, сегодня важнее, чем признание факта Геноцида армян. Факт остается фактом, изъятие призыва признать Геноцид является поражением армянской дипломатии. Я полагаю, что это не в малой степени обусловлено внутренним положением республики. Прошедшие президентские и парламентские выборы дали ЕС очень серьезный повод впредь не считаться с армянской стороной, - во всяком случае, относиться к ней не так лояльно, как несколько лет назад. Всем ясно, что президентские выборы прошли с массовыми фальсификациями, и, естественно, с таким президентом в Европе мало кто будет считаться. Так что - это первая и очень серьезная пощечина армянскому истеблишменту в лице Роберта Кочаряна.

И все-таки, насколько Армении выгодно вступление Турции в ЕС?

Вы знаете, вовлечение Турции в ЕС, в принципе, позитивный шаг. Однако Армения должна ставить во главу угла свои национальные и государственные приоритеты, чего она до сих пор не сделала. Ответить однозначно - выгодно это или нет - очень сложно. Турция всеми путями добывается вхождения в ЕС при минимальных издержках. Турецкая дипломатия действует очень активно и делает это достаточно хитро. Взять хотя бы недавнее заявление Абдуллы Гюля о том, что для налаживания армяно-турецких отношений для Анкары важна лишь "проблема территориальных притязаний Армении", а решение проблемы Нагорного Карабаха и так называемых оккупированных территорий не является предварительным условием для нормализации отношений. Очень хорошо продуманный и хитрый ход. Азербайджан, естественно, не откажется от своих притязаний, а Турция на словах может и отказаться. Однако достигнув своих целей, Турции ничего не будет мешать еще более активно защищать Азербайджан и не только защищать, но и оказывать материальную и военную помощь. В этом аспекте я не склонен разделять телячьи восторги нынешнего руководства Армении. Турция, во-первых, пока ни от чего не отказалась. Она не признает факт Геноцида, она требует от Армении отказаться от территориальных притязаний, не объявляет НКР частью Армении и не признает, что так называемые оккупированные территории - это результат той войны, которая была навязана Армении Азербайджаном.

Раз Вы коснулись проблемы Нагорного Карабаха, то как, на Ваш взгляд, отразится на конфликте и на ситуации в регионе в целом смена власти в Азербайджане? Какие силы могут прийти к власти и каковы вероятные последствия?

Смена власти в Азербайджане вовсе не предполагает коренного перелома в карабахском вопросе. Сращивание азербайджано-турецкого альянса практически завершается, если уже не состоялось. Более того, Азербайджан пребывает в эйфории от нефтяного бума и это состояние еще долго будет продолжаться. В этом аспекте смена власти - приоритетов не поменяет. Другое дело, насколько умеренный политик придет к власти и станет ли он заниматься авантюрой. Авантюрой, поскольку я не считаю, что эскалация военных действий на карабахском фронте приведет к позитивному результату для самого Азербайджана. Вообще сегодня нагорно-карабахский конфликт перестал быть локальным, он превратился в очень серьезную региональную проблему. Если вдруг начнутся военные действия, то в этот очаг будут вовлечены не только Армения и Азербайджан, но и Россия, Турция, Иран, США и, я не исключаю, что даже Китай скажет свое слово. Нагорно-карабахская проблема сегодня уже не та, которая была в 1988-1994 годах. Сегодня последствия возобновления активного конфликта будут иные для всех сторон.