Президент Узбекистана указал на недостатки и просчеты парламента

Ташкент, 28 января 2010, 10:21 — REGNUM  Президент Узбекистана Ислам Каримов в своем выступлении на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса (нижняя и верхняя палаты парламента) республики отметил неиспользованные резервы, недостатки и просчеты, допущенные в деятельности палат прежнего созыва, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По его мнению, это особенно важно сделать сегодня, когда определяются задачи и приоритеты деятельности парламента на предстоящий пятилетний период. "Во-первых, необходимо признать, что одним из больших недостатков в деятельности Законодательной палаты является отсутствие в ней глубоко и всесторонне проработанной, рассчитанной на долгосрочную перспективу программы законотворческих работ, тесно увязанной с потребностями, ходом социально-экономических, общественно-политических реформ в стране. Это одна из причин того, что законы нередко принимаются бессистемно, по мере их внесения субъектами законодательной инициативы", - отметил глава узбекского государства.

По его словам, во-вторых, серьезным недостатком является пассивность, недостаточная активность депутатского корпуса в инициировании и продвижении законов, жизненно необходимых для осуществления динамично развивающихся реформ в экономической, политической, гуманитарной сферах. В течение последних пяти лет из внесенных в Законодательную палату 297 проектов законов только 44 законопроекта были инициированы депутатами. При этом 42 законопроекта были внесены непосредственно президентом Узбекистана, более 160 законопроектов внесено правительством страны большей частью во исполнение указов и постановлений президента республики.

"В-третьих, коренного улучшения требует качество принимаемых законов. Большинство из них было направлено на внесение изменений, уточнений, дополнений в уже принятые акты законодательства и не носило кодифицированного характера. В принимаемых законопроектах допускались расхождения, дублирование с ранее принятыми актами, содержалось много отсылочных норм. И самый существенный недостаток состоит в том, что в принимаемых законах часто отсутствуют процессуальные механизмы, обеспечивающие реализацию этих актов законодательства, а это, в свою очередь, существенно затрудняет их применение, приводит к неисполнению законов и правовому нигилизму, снижению эффективности правоприменительной практики", - подчеркнул И.Каримов.

В-четвертых, отметил он, слабо использовались предусмотренные законом формы депутатского контроля и влияния на совершенствование правоприменительной практики. За весь период функционирования палаты было осуществлено всего несколько парламентских запросов, в частности, по вопросам внедрения в производство инновационных технологий, ускоренного строительства предприятий химической промышленности и выпуска новых видов продукции. "В-пятых, требует существенного улучшения системная работа депутатов парламента в своих избирательных округах, которая позволяла бы им определять, как работают принятые законы, в каких законах нуждается сегодня практика хозяйственного строительства, какими проблемами живут избиратели и что необходимо сделать для их решения. Достаточно сказать, что "Порядок организации деятельности депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан в избирательном округе" был выработан и утвержден палатой лишь в мае 2008 года, то есть на четвертом году функционирования парламента. Сама эта работа в основном связывалась с проведением встреч, которые, как показывает анализ, нередко носили формальный характер, ограничивались ответами на поступающие жалобы и вопросы. В-шестых, имели место, особенно в начале практической деятельности верхней и нижней палат, серьезные проблемы, связанные по большей части с проявлениями амбиций с обеих сторон, и, естественно, эти противоречия негативно влияли на качество и сроки принятия законодательных актов", - указал узбекский лидер.

Он обратил внимание на то, что трудно налаживался процесс обеспечения функционирования каждой отдельной палаты как самостоятельной и обязательной составляющей законотворческого процесса, осуществляемого Олий Мажлисом, - высшим законодательным органом Узбекистана.

"Вполне естественно и закономерно, что в ходе выполнения каждой из палат возложенных на них функций и полномочий между ними могут возникнуть различные разногласия и противоречия. И поэтому случаи отклонения Сенатом какого-либо закона, дискуссии, которые возникают в рамках согласительных комиссий нижней и верхней палаты по существу и содержанию представленных проектов, мы должны рассматривать как нормальную и здоровую форму работы демократического парламента", - резюмировал президент Узбекистана.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.