Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским политологом, президентом Общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдаром Намазовым.

ИА REGNUM: Господин Намазов, как вы прокомментируете вывод американской аналитической компания Stratfor, о том, что Азербайджан, увидев провал планов Грузии и движение "Украины под российский протекторат", "по сути, смирился с неизбежным"?

Все подобного рода многочисленные публикации, с самыми различными выводами - неизбежное следствие того, что новый мировой порядок, после распада СССР и Варшавского пакта, еще не установился. Еще не ясно место в этом новом миропорядке и США, и России, не говоря уже о малых странах. Обычно после таких геополитических потрясений, как распад "Варшавского блока", ситуация на этом пространстве напоминает маятник. Он раскачивается в разные стороны, постепенно уменьшая амплитуду и наконец, обретает устойчивое равновесие в новом качестве. Для меня лично очевидно, что влияние России на постсоветском пространстве всегда будет сильным по определению. Но также ясно, что регион сам, включая Россию, будет эволюционировать в сторону либеральных ценностей, политического плюрализма и рыночных отношений, т.е. переходить на ту модель государственного развития, которая доказала свою эффективность и жизнеспособность в период соперничества между "коммунизмом" и "демократией".

Хотя в ряде стран СНГ, а также в целом в мире в последние годы наблюдается усиление авторитарных тенденций, это явление временное, то самое качание маятника после сильной "демократической волны" в первое десятилетие после распада СССР. Уже уроки последнего глобального экономического кризиса показали, что альтернативного пути для наших стран нет - надо углублять экономические и политические реформы, проводить модернизацию страны, иначе можно оказаться на обочине мирового развития. А этого добиться можно лишь путем тесной интеграции и сотрудничества с развитыми, демократическими странами мира. Поэтому, на мой взгляд, дилемма - либо сильное влияние "евроатлантического блока" и победа демократии, либо сильное влияние России и авторитарные режимы, с точки зрения исторической перспективы - ложная. Мне кажется, что в нашем регионе и влияние России будет сильным, и сам регион, включая Россию, будет интегрироваться в сообщество развитых демократических стран.

ИА REGNUM: Говорит ли о возможном существенном прогрессе сделанное после переговоров в Сочи заявление сопредседателя Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова, о том, что Ереван и Баку должны в течение двух недель представить свои предложения относительно тех положений Мадридского документа, по которым у сторон пока еще нет взаимопонимания?

Не хотелось бы выступать в роли пессимиста, но очень многое в Сочинской встрече, вызывает беспокойство и удивление. К примеру, заявление господина Мерзлякова о том, что стороны должны представить свою трактовку спорных принципов. Спрашивается, а чем стороны занимались все эти годы в рамках обсуждения "мадридских принципов"? Не говоря уже о том, что собирать мнения сторон и их анализировать - эта функция Минской Группы ОБСЕ. Честно говоря, от трехсторонней встречи на высшем уровне, организованной президентом России, по определению ждешь чего-то более существенного, чем информации о том, что стороны согласились представить через некоторое время свои взгляды по спорным вопросам.

ИА REGNUM: Но на трехсторонней встрече в Сочи была также согласована преамбула "Мадридских принципов"... Что касается согласования преамбулы упомянутого документа, на память приходит русская пословица: "подковку нашли, осталось купить лошадь". Хотя я не исключаю, что Россия предложила сторонам некоторые модели, выходящие за рамки собственно текста карабахского документа и сторонам нужно время для его обдумывания и оценки. Не случайно же в повестке встрече обозначались и вопросы регионального сотрудничества, а не только обсуждение документа "о базовых принципах урегулирования". В ближайшем будущем, наверное, ситуация вокруг Сочинской встречи прояснится. А пока еще официальные лица Азербайджана и Армении не комментируют прошедшие переговоры, что само по себе симптоматично.

ИА REGNUM: На днях российский аналитик Станислав Тарасов предложил свой "рецепт" урегулирования карабахской проблемы. Азербайджан вступает в Союзное государство (СГ) России и Белоруссии или присоединяется к Таможенному союзу. Тогда Нагорный Карабах, оставаясь в составе Азербайджана и находясь под его юрисдикцией, в то же время будет подчиняться и структурам гаранта - СГ. Насколько такой "рецепт" соответствует интересам Азербайджана?

Во-первых, если сторонам, как я отметил выше, и была предложена какая-то модель регионального баланса сил, то я не думаю, что речь идет о таких "крутых" проектах, как вступление Азербайджана в Союзное государство России и Белоруссии.

А во-вторых, что касается двухуровневого управления, мы уже проходили этот урок, во время создания Комитета Особого Управления Нагорного Карабаха во главе с Аркадием Вольским. К чему это привело, все прекрасно помнят и вновь наступать на те же грабли вряд ли кто-нибудь согласится.

Поэтому, мне кажется, речь могла идти о более "приземленных" и актуальных вопросах - региональное энергетическое сотрудничество, вопросы безопасности, состав международных миротворческих сил и др.