Казанские перевозчики на грани тарифного бунта

Казань, 27 января 2010, 18:23 — REGNUM  С 15 до 25 рублей требуют увеличить стоимость одной поездки в автобусе владельцы казанских АТП. Девять компаний-перевозчиков, контролирующих приблизительно половину пассажирских маршрутов в столице Татарстана, обратились с официальными письмами к премьер-министру РТ, министру транспорта и дорожного хозяйства РТ, председателю Комитета по тарифам республики и к мэру Казани.

По утверждению представителей АТП, эта мера вынужденная, но необходимая. Растущие расходы на запчасти, лизинговые выплаты, коммунальные услуги и налоги лишают автобусный бизнес в Казани рентабельности. В 2009 году, например, закрылось уже пять таких предприятий.

Предыстория проблемы такова. Три года назад плата за проезд в казанском автобусе составляла всего 10 рублей. Однако мэрия Казани решила обновить автобусный парк города, а также убрать с улиц маршрутные "Газели", количество которых явно превышало разумные пределы и становилось причиной многочисленных ДТП. Жесткая конкуренция на маршрутах приводила к лихачеству и погоне за пассажирами, от чего страдал весь город. Однако здравая идея о наведении порядка имела в Казани крайне превратное воплощение.

Благодаря усилиям главного инициатора реформы - мэра Ильсура Метшина, новая транспортная схема стала осуществляться в духе местных традиций. Перевозчикам было объявлено, что отныне возить пассажиров в Казани можно будет только на новых больших и комфортных автобусах, которые будут закуплены в Китае. А те, кто не согласен с идеей мэра, будут удалены с рынка. Тогда же по предложению Метшина все машины были выкрашены в ярко-красный цвет, что стало в Казани притчей во языцех.

Проблема "красных автобусов", закупленных по низкой цене и постепенно выдавивших "диких перевозчиков" на "Газелях" с казанских дорог, дала повод журналистам заподозрить инициаторов транспортной реформы в корыстных целях. В частности, известный оппозиционер Ирек Муртазин прямо заявлял об использовании государственных средств для обогащения конкретных лиц, указывая на огромные суммы откатов, якобы имевших место при совершении сделки с китайским автопромом.

Так или иначе, но, несмотря на громкие сообщения о победе над транспортным коллапсом в Казани, а также об "особой экологичности" красных китайских автобусов, через три года стало ясно, что проблему пассажирских перевозок затея Ильсура Метшина не решила. Автобусы, взятые в лизинг казанскими АТП, начали быстро ломаться, а проблема запчастей доказала полную бессмысленность ремонта китайской техники. Вчерашние водители маршруток, пересевшие с "Газелек" и ПАЗов на громоздких "китайцев", точно так же лихачат, гоняясь за пассажирами по новым маршрутам. Большинство сводок с мест ДТП пестрят сообщениями о нарушениях правил именно водителями "красных автобусов".

И, наконец, оказалось фикцией заверение о конечном повышении тарифа до 15 рублей, которое предъявлялось в качестве главного козыря при начале передела транспортного рынка городскими властями. Спустя всего год перевозчики, которых фактически заставили взять в лизинг китайскую технику, поняли, что ее дальнейшая эксплуатация без поднятия тарифов невозможна. А казанская мэрия не желает входить в положение и компенсировать перевозчикам издержки личного креатива.

В этой связи, местное издание "Бизнес Online" приводит сравнительные цифры бюджетных компенсаций за провоз пассажиров для АТП в различных регионах. Например, в Ульяновске эта сумма в месяц составляет 70 тысяч рублей, в Москве и Сант-Петербурге 180 тысяч и 150 тысяч рублей компенсации. В Казани предприниматели получают всего около 28 тысяч рублей. В городской казне, как, впрочем, и в республиканской нет денег - одни долги...

Как стало известно, председатель комитета по транспорту и связи Казани Айдар Абдулхаков уже провел совещание с владельцами городских АТП. Результатом встречи стал тайм-аут, взятый мэрией: перевозчиков попросили дать комитету свои расчеты, "чтобы потом переправить их в комитет по тарифам".

Таким образом, сбывается предсказание Ирека Муртазина, сделанное им на заре казанской транспортной реформы. Как опытный аппаратчик, бывший пресс-секретарь Минтимера Шаймиева сразу определил, для чего был затеян и к чему приведет передел рынка автобусных перевозок в Казани. "Через два-три года "китайцы" сломаются, а перевозчики, пошедшие на условия мэрии, заявят о необходимости повышения платы за проезд. Сделают как в Москве - рублей 25", - записал когда-то Муртазин в своем блоге. Именно так и случилось. Однако получить комментарий от оракула сейчас уже не представляется возможным - с 26 ноября он находится в казанском СИЗО, осужденный "за разжигание вражды по отношению к социальной группе "власть". А что делать? Кассандре в свое время также было непросто.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.