Череда скандалов нанесла ущерб репутации некогда популярного мэра Праги

Павел Бем был когда-то любимцем богов. Спортивный, привлекательный мэр Праги годами оставался одним из наиболее популярных политиков в Чехии. На последних муниципальных выборах в декабре 2006 года его сторонники получили абсолютное большинство голосов - 54,4%. Не в последнюю очередь популярность сорокашестилетнего мэра - психиатра по образованию - обязана его успехам в качестве альпиниста. Летом 2007 года он взошел на высочайшую точку планеты - Эверест (8848 м.), а в последний рождественский отпуск покорил гору Винсон (4897 м.) в Антарктиде, оказавшись, таким образом, одним из немногих в элите альпинистов, совершивших восхождение на высшие пики семи континентов.

На этот раз, правда, Бем не стремился извлечь что-либо в политическом плане из своих спортивных успехов. Он лишь подтвердил факт восхождения, явно опасаясь неприятных вопросов об источнике средств, которые позволяют предпринимать подобные экспедиции. Пражский мэр уже не раз объявлял о том, что путешествует на собственные сбережения и не считает свой отпуск темой для общественной дискуссии.

Недоверчивость избирателей имеет свои основания. Положение Бема ухудшается в связи с обвинениями в покровительстве ряду приближенных предпринимателей. А в последние недели все сильнее разгорается новый скандал, вызванный очередными подозрениями в коррупции и превышении служебных полномочий. Последние опросы показывают потерю Гражданской демократической партией (ОDS), в которой состоит Бем, поддержки со стороны избирателей. За нее готовы отдать голоса вдвое меньше жителей Праги, чем четыре года назад - от 24% до 27%. Среди наиболее популярных политиков национального масштаба Бем скатился уже на десятое место.

Одной из причин падения популярности является проект под названием Пражская карточка, который уже обошелся в 28 миллионов евро, но, похоже, не принес городу хоть какой-то выгоды. Несколько фирм разработали чип-карту, предназначенную для использования в наземном транспорте, метро, библиотеках, музеях и прочих городских учреждениях. Но пока воспользоваться ей решила лишь одна десятая часть от трех миллионов жителей Праги и пригородов.

Эксперты-экономисты утверждают, что вся концепция была абсолютно ошибочной, вопросы вызывает и ее воплощение. Приближенным советникам были выплачены огромные гонорары, открытые конкурсы на распределение заказов не проводились, а услуги некоторых фирм, судя по всему, оплачивались втридорога. К тому же неизвестно, кто является владельцем или теневым патроном многих предприятий, получивших возможность принимать участие в проекте. Ярость населения находит отражение в прессе и в журналистских наименованиях, данных столице: "хлев" или "биотоп коррумпированных крыс". Мэрия Праги считается наиболее запятнанной управленческой структурой в стране, а Бема изображают на карикатурах со свиным пятачком.

Три месяца назад система общественного транспорта Праги оказалась на грани банкротства, отягощенная долгами почти в сто миллионов евро. С трудом удалось предотвратить забастовку сотрудников транспортных предприятий, встревоженных планами урезать им зарплату и лишить их ряда привилегий. Тогда также возник вопрос, не был ли вызван кризис бездарным руководством и особым распределением заказов, когда в расчет принимаются не профессиональные критерии, а степень близости бизнесменов городскому начальству. Эти скандалы могут положить конец политической карьере Бема. Когда-то он считался реальным претендентом на пост премьер-министра, а президент Вацлав Клаус называл его одним из наиболее надежных своих соратников. Но, следуя за Клаусом в скептицизме по поводу необходимости введения евро, Бем потерял поддержку даже внутри собственной партии. Позиции бывшего премьера, а ныне главы ОДС - Мирека Тополанека, настроенного теперь на тесное сотрудничество с ЕС, - в партии непоколебимы. На последнем партийном съезде Бем провалился, попытавшись выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя. После этого его перестали воспринимать и как политика национального масштаба. Даже в своем бастионе - Праге - он уже не может чувствовать себя уверенно. Ему удается выстоять благодаря союзу с политиками, еще более запятнанными обвинениями в коррупции. Бем заявил, что не будет участвовать в выборах мэра предстоящей осенью. Это, впрочем, не означает, что он вовсе распрощается с политикой, но, вероятней всего, попытается получить депутатское кресло в национальном парламенте.

Süddeutsche Zeitung. 26.1.2010