Уходящая "эпоха Шаймиева" в Татарстане и в России вызывает массу комментариев. Только что в федеральных СМИ прозвучала оценка роли Минтимера Шаймиева для татарского народа и мусульман, данная президентом Исламского культурного центра России Абдул-Вахедом Ниязовым. В этой связи, ИА REGNUM Новости согласился дать комментарий представитель русской общественности Татарстана - заместитель Казанского общества русской культуры (КОРК) Михаил Щеглов.

Мне трудно комментировать ситуацию, поскольку не принято ругать человека, когда объявлено о его уходе. Тем более что как человек и как личность мне Минтимер Шаймиев симпатичен. А вот как государственный деятель, в связи с деятельностью которого в республике и стране произошли действительно исторические изменения, Минтимер Шаймиев не так однозначен.

Во-первых, так и не был решен "русский вопрос", о существовании которого в республике было не принято говорить до 2002 года, вплоть до встречи Минтимера Шаймиева с активистами КОРК и Международной славянской академии. Поясню, что мы тогда обратились к Владимиру Путину с открытым письмом о разгуле татарского национализма в республике и нарушении прав русского народа. Только после этого Шаймиев согласился с нами встретиться и обсудить назревшие проблемы, часть из которых не решена до сих пор.

Но этот вопрос должен был быть решен руководством РТ не в 2002 году, а сразу, еще в начале 1990-х. Поскольку в республике, называемой Татарстаном, живут приблизительно равные количества русских и татар. Однако к нуждам русского народа не было такого внимания, как к запросам татарского. Подчеркну: совершенно оправданным запросам. Поэтому политическая ошибка Шаймиева, на мой взгляд, состоит в его увлеченности только татарской национальной идеей, за что сейчас его уже начинают открыто благодарить. Но нам, русским, его тут благодарить не за что. После известного заявления Бориса Ельцина о том, что "берите суверенитета, сколько сможете проглотить", все руководство Татарии "начало брать" - поняло этот призыв превратно и постаралось использовать ситуацию для национального реванша. Слава Богу, до конфликтов не дошло. Но не потому, что это заслуга Шаймиева. Просто народ у нас очень терпеливый, а русские с татарами давно стали братьями.

Еще одна ошибка Минтимера Шаймиева - так называемое "двуязычие", республиканская политика в отношении языков, когда русскоязычных детей заставляли насильно учить татарский язык. Сегодня реально двуязычия нет, оно провалилось, несмотря на колоссальные усилия. Подрастающее поколение, выпускники школ в республике толком не знают ни русского, ни татарского. Нельзя было заниматься этим так непродуманно, без создания действенных механизмов, которые, в конечном итоге, привели к нынешнему плачевному положению, когда результаты ЕГЭ в Татарстане хуже, чем в других регионах России.

Сейчас Шаймиева также начинают хвалить за духовное возрождение в крае, за помощь в возрождении ислама. К сожалению, как христианин должен заявить, что православию в постсоветской Татарии не было уделено такого внимания, как исламу. Это принципиальный вопрос: если ты взялся помогать мусульманам, то помоги и православным, которых в Татарстане не меньше. Ведь даже вопрос о создании Ассоциации национально-культурных обществ в РТ был быстро решен. Всем малым народам, проживающим в Татарстане, разрешили создавать свои культурные общества, выделили всем помещения в Доме дружбы народов РТ. Решение было быстрое и абсолютно правильное. Однако создать условия для реального паритета религий, культур, двух главных народов РТ русского и татарского, - этого сделано не было.

За 20 лет правления Шаймиева Казань утратила свое историческое лицо, был практически уничтожен ее исторический центр. Понятно, что многие вопросы в Казани решал до 2006 года ее бывший мэр Камиль Исхаков, но все равно ни одно принципиальное решение не принималось без согласования с президентом РТ. И что греха таить - центр Казани был русским, сносили, в первую очередь, памятники русской архитектуры. Хотя, конечно, пострадала и Старо-Татарская слобода.

Не могу не вспомнить и про положительные дела. Как человек с негородской ментальностью Шаймиев дал добро русскому фольклору. По его решению фольклорный праздник "Каравон" стал официальным республиканским мероприятием, на которое ежегодно приезжают их других регионов. Президент Татарстана увидел там главное, что понятно ему самому, - народную деревенскую "начинку". За это ему нужно отдать дань - он поддержал эту идею, хотя русская культура одними плясками и песнями не ограничивается.

В остальном, что касается развития промышленного потенциала республики, ее авторитета на российском и даже на международном пространстве, заслуги Минтимера Шаймиева бесспорны, никто их умалять не может.