Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским политологом Расимом Мусабековым.

ИА REGNUM: Январь запомнился визитами премьер-министра Турции, президента Армении в Москву, главы российского МИДа в Ереван. В настоящее время продолжается поездка сопредседателей МГ ОБСЕ в южнокавказский регион. Что, учитывая такой всплеск активности, следует ждать от предстоящей встречи президентов России, Азербайджана и Армении?

Трехстороннюю встречу в формате Медведев-Алиев-Саргсян предполагается провести 25 января в Сочи. Не исключаю, что на ней может быть принято какое-то заявление по образцу Майндорфского и пусть в самой общей, не обязывающей форме дано согласие на так называемые "Мадридские принципы", разработанные Минской группой ОБСЕ. Если принять заявление не удастся, то стороны могут выразить такое согласие устно.

Сочинская встреча президентов готовится основательно. Накануне Ереван посетил глава МИД РФ Сергей Лавров, а в Москву один за другим были приглашены министр обороны Сейран Оганян, а затем президент Армении Серж Саргсян. В Баку побывала большая делегация, возглавляемая руководителем администрации президента РФ Сергеем Нарышкиным. Если бы надежд на какой-то позитивный результат не было, то Москва не стала бы ронять свой престиж и организовывать под патронажем Дмитрия Медведева эту встречу.

Тянуть согласование "Мадридских принципов" далее невозможно. Посредники прямо заявляли, что их фантазия исчерпана. Либо эти принципы следует принять и тогда посредники могут наконец-таки приступить к работе над обязывающим армяно-азербайджанским рамочным мирным договором, либо нужно признать неудачу 4-летнего переговорного раунда и думать, что делать дальше.

ИА REGNUM: Некоторые исследователи говорят о правовом тупике в случае с нагорно-карабахским конфликтом и считают, что его нельзя урегулировать на основе международного права, поскольку принцип территориальной целостности и право народов на самоопределение никак не согласовываются. Неужели "худые мирные" переговоры между Азербайджаном и Арменией сменятся, в конце концов, "доброй войной", результаты которой будет вынуждена признать побежденная сторона?

Я не хотел бы вступать в дебри правовых споров о том, какой из принципов - "территориальная целостность" или "право на самоопределение" - выше, тем более, что недавно азербайджанская позиция вполне компетентно и обоснованно была представлена аналитиком-журналистом Вугаром Сеидовым, а затем руководителем департамента МИД Азербайджана. Просто напомню, что международное право - это право, регулирующее отношения суверенных государств, а не наций или этнических групп, и поэтому не удивительно, что принцип "территориальной целостности" в международных отношениях имеет приоритет.

Что же касается возможности и вероятности новой войны, то полагаю, что никакого немедленного начала боевых действий вслед за срывом нынешнего раунда переговоров в рамках Минской группы не последует. Существуют и иные каналы коммуникаций конфликтующих сторон, например та же Россия и поиски мирного урегулирования могут быть продолжены в ином формате. Но очевидно, что вслед за неудачей посредничества Минской группы напряженность на линии перемирия возрастет. Спираль гонки вооружений будет раскручиваться еще сильней. Развяжется дипломатическое противоборство и пропагандистско-информационная война. К сожалению, все это шаг за шагом может привести к возобновлению широкомасштабных военных действий.

Не могу заранее предрекать результат негативного сценария развития событий в карабахском конфликте. По мнению компетентных специалистов между Арменией и Азербайджаном есть военный баланс, но возможности для его изменения у сторон не одинаковые. 20 лет тому назад, когда разворачивался карабахский конфликт демографический и экономический потенциал Азербайджана вдвое превосходил Армению. Тем не менее, армяне, воспользовавшись временным политическим хаосом в Азербайджане, завершили военную фазу в свою пользу. Теперь Азербайджан вполне управляемая страна, наше население превышает население Армении уже втрое, а экономика в пять раз. Так что поддерживать военный баланс с нами Армения самостоятельно не в состоянии. Это ставит Россию перед трудным выбором - пойти на существенные расходы, накачивая Армению оружием и деньгами, с риском испортить отношения с Азербайджаном и лишиться серьезных политических и экономических выгод, или Москве нужно вразумить своего чрезмерно упрямого, не считающегося с реалиями и чужими интересами армянского "форпост-союзника".

ИА REGNUM: Насколько велика вероятность того, что в случае возвращения конфликта в военную фазу, в него окажутся втянутыми Россия и Турция?

Косвенное вовлечение, через оказание военной и дипломатической поддержки своему союзнику, непременно произойдет. Это может негативно сказаться на успешно развивающихся все последние десятилетия отношениях Москвы с Анкарой. Непосредственное и опасное российско-турецкое противостояние я не ожидаю. Это возможно лишь в случае катастрофического развития военных действий для армянской или азербайджанской сторон, когда русские или турецкие военные окажутся вынужденными прямо вступить в дело. Предположу также, что Турция вмешается, причем с согласия и поддержки своих западных союзников, и в том случае, если армяне попытаются нанести удар по стратегическим нефте- и газопроводам, а Азербайджан окажется не в состоянии предотвратить это самостоятельно. Однако полагаю, что все это гипотетические варианты, имеющие ничтожную вероятность. Если, не дай Бог, военные действия возобновятся, то сразу же вмешается Совбез ООН, где Турции, кстати, с сентября, на несколько месяцев, переходит председательство. Мирные азербайджано-армянские переговоры идут и нужно сделать все, чтобы снять с повестки дня военные сценарии, даже на уровне предположений.

ИА REGNUM: В Ереване часто сетуют на то, что Азербайджан требует от Армении односторонние уступки, не давая взамен ничего, если не считать обещания открыть границу и согласия на референдум двух карабахских общин по самоопределению исключительно в рамках азербайджанского государства. Ваши комментарии...

Вообще-то Азербайджан ничего не требует того, что принадлежит Армении, а настаивает на возвращении своего. Территории, которые захватили и контролируют армяне, принадлежат Азербайджану. Их освобождение прямо предписывается в четырех резолюциях Совбеза ООН, в прошлогодней резолюции Генассамблеи ООН. Захват чужой территории, изгнание проживавших там многих сотен тысяч людей, попытки использовать этот захват в качестве инструмента давления с целью добиться территориального расширения, чем бы это не мотивировалось, предполагает санкции. Мы это наблюдали на примере захвата Ираком Кувейта. Армяне же требуют себе "приз" в виде присоединения Нагорного Карабаха и вдобавок под названием "транспортный коридор" еще кусок азербайджанской территории. Между прочим в Нагорном Карабахе помимо 120-130 тысяч армян проживало до начала конфликта 45 тысяч азербайджанцев, да "коридор" был не пустынной территорией, а городом и селами, в которых проживало еще 50 тысяч азербайджанцев. Почему право на "независимость" для менее чем 100 тысяч армян, оставшихся в настоящее время в Нагорном Карабахе должно быть выше права такого же числа азербайджанцев элементарно жить в своих домах в безопасности?

Баку пошел на серьезные уступки, согласившись на поэтапный вывод армянских сил с оккупированных районов. Азербайджан готов взять обязательства и вместе с международными наблюдателями и разделительными силами обеспечить необходимые меры безопасности. Баку согласен на открытие коммуникаций и возобновление сотрудничества, в котором, кстати, армяне заинтересованы больше, чем мы. Наконец имеется согласие на период переговоров (они могут продлиться довольно долго) по окончательному урегулированию не настаивать на установлении контроля над Нагорным Карабахом, который наделяется "переходным статусом", легализующему фактическую ситуацию. Кстати и по вопросу беспрепятственного использования так называемого "Лачинского коридора" насколько я знаю, также найдена взаимоприемлемая формула. Заметьте, армяне могут все это получить взамен всего лишь освобождения территорий, никогда им не принадлежавших и которые они не в состоянии ни заселить, ни освоить.

ИА REGNUM: Каких, по-вашему, перемен в процессе нормализации турецко-армянских отношений следует ожидать после решения КС Армении и его легко прогнозировавшейся критики из Турции? Не кажется ли вам, что "киноленту" крутят назад?

Да, процесс нормализации армяно-турецких отношений затормозился и тому есть объяснение. Главный выигрыш для себя Ереван усматривал в возможном разрыве азербайджано-турецкого союзничества с тем, что Баку занервничает, начнет делать ошибки и это позволит сдвинуть чашу весов карабахского урегулирования в армянскую сторону. Как минимум в Ереване надеялись сохранить существующий статус-кво, так как оставшийся в одиночестве Азербайджан, по их мнению, не решится прибегнуть к военной силе против пользующейся российской поддержкой Армении.

Однако расчеты эти не оправдались. Турция после недолгих колебаний однозначно заявила, что без достижения прогресса в карабахском урегулировании и начала освобождения оккупированных азербайджанских территорий, границу не откроет. Анкара знает, что Вашингтон сильно нуждается в ее поддержке по вопросу Ирана, Ирака, Афганистана, Палестины и на искусственное ухудшение отношений, неизбежное в случае признания "геноцида 1915 года", не пойдет. Армения не может дать Турции даже десятой доли того, что Анкара может потерять в результате неудовольствия Азербайджана.

Два компромисса, с Турцией и одновременно с Азербайджаном, для слабой правительственной команды Сержа Саргсяна - неподъемная задача. Поэтому, понимая, что открытие границ с Турцией не предвидится, через Конституционный Суд дали такую интерпретацию подписанным протоколам, чтобы снизить критику в свой адрес. Возможно, это и не плохо, если Саргсян решился на конструктивные шаги по карабахскому урегулированию на предстоящей в Сочи встрече с Алиевым и Медведевым. Однако нет сомнений в том, что в случае такого прогресса турецко-армянские протоколы недолго останутся на полке, даже, несмотря на оговорки и интерпретацию в Конституционном Суде Армении.

Анкару беспокоит не то, что говорят по поводу границ и исторических событий армяне, а реакция Вашингтона и Брюсселя. В условиях наладившихся отношений между Турцией и Арменией в этих столицах не очень будут склонны к принятию решений о признании "геноцида 1915 года", провоцирующего напряженность и взаимную неприязнь.