"Профессиональный кодекс учителя": Нельзя ругаться, грубить, сплетничать и брать взятки

Санкт-Петербург, 22 января 2010, 12:05 — REGNUM  На проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им.А.И.Герцена "Педагогической ассамблее" в рамках открытия Года учителя России сегодня, 22 января, обсудят представленный участникам ассамблеи проект " Профессионального кодекса учителя". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, проект кодекса был в раздаточных материалах каждого участника ассамблеи и каждого журналиста.

Проект представляет собой тоненькую брошюру на четыре листа без выходных данных. В кодексе рассматриваются источники и принципы этики учителя, дана развернутая характеристика того, что должна представлять собой личность учителя, в этом разделе слово "должен" является ключевым. В кодексе оказались прописанными совершенно очевидные с точки зрения здравого смысле вещи. Например, о том, что нельзя ругаться, оскорблять, брать и давать взятки и заниматься аморальной деятельностью. Особо отмечено, что учителю нельзя использовать для личных нужд имущество школы или другого воспитательного учреждения.

Что касается взаимоотношений учителя с учениками, родителями и коллегами, то учителю предписывается "хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях". Этому, в принципе, учат на курсе психологии в любом вузе. Особо подчеркивается, что "отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей".

Что касается взаимоотношений коллег и со школьной администрацией, то "учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни", - что в этом случае будет расценено как "мнение", а что как "сплетня", остается неясным. Администрация школы, в свою очередь "не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей". Радует короткий пункт кодекса, который гласит: "Инициатива приветствуется".

Напомним, о "Профессиональном кодексе учителя" заговорили еще в летом 2009 года. "Мне очень понравилась идея создания Кодекса учителя, которую предложил министр образования Республики Бурятия Алдар Дамдинов. Мне кажется, что этические, нравственные основания учительской деятельности сейчас чрезвычайно важны", - отмечал в сентябре ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский в Новосибирске на семинаре, посвященном подведению итогов реализации в Сибирском федеральном округе комплексного проекта модернизации образования.

Дамдинов, в свою очередь, напомнил: "Мы на августовской конференции дали задание учителям - разработать такой своеобразный Кодекс учителя, в котором бы прописывались все нравственные стороны и другие моменты. К сожалению, не всегда возникает такое коллегиальное толерантное отношение к учителям, часто возникают моменты несопереживания успехам своих коллег. Думаю, что это неправильно, и в учительской среде такого быть не должно".

В РГПУ им. А.И.Герцена также велись разработки проекта кодекса. Основная цель разработчиков - добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не могли бы работать в системе образования.

Напомним, что не только в России думают о профессиональном кодексе педагога. Подобный документ уже есть в Великобритании, причем он постоянно обновляется. В минувшем году осенью британские учителя организовали кампанию против нового профессионального кодекса поведения, который, к примеру, запрещает им пить спиртное на выходных. Под обращением, требующим пересмотреть жесткие нормы поведения, поставили свои подписи около 10 тыс. учителей.

Британский кодекс был подготовлен Генеральным учительским советом Великобритании и направлен на укрепление социальной роли учителей в британском обществе. Согласно ему, учителя должны стать для детей образцом для подражания как в стенах школы, так и за их пределами, представляя новому поколению "высокие стандарты общественного поведения". Учителя, которые протестовали против нового кодекса, посчитали, что положения, указанные в проекте, "являются грубым вторжением в их частную жизнь и содержат пункты, которые можно интерпретировать максимально широко".

Напомним также, что в Великобритании учителям выдается личная лицензия на преподавательскую деятельность, и если, согласно кодексу, педагог получит ряд дисциплинарных взысканий, он этой лицензии лишается и получает, фактически "волчий билет". Протестующие учителя назвали проект "приказом об обязательной святости". В проекте российского кодекса никаких жестких санкций за нарушение его положений не предусмотрено. Но сказано, что нарушения будут рассматриваться педагогическом коллективом и администрацией образовательного учреждения, "а при необходимости - более высокой профессиональной организацией".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
29.03.17
The National Interest: Вопрос о THAAD в Южной Корее стал политическим
NB!
29.03.17
«Нефть передумала падать»
NB!
29.03.17
«Рубль устойчив к внешним факторам»
NB!
29.03.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 29 марта
NB!
29.03.17
Главком НАТО в Европе: «Сдерживание» РФ требует еще больше войск
NB!
29.03.17
Штрафы по машине: В ГД обсудят конфискацию и пожизненное лишение прав
NB!
29.03.17
СМИ узнали сумму сделки по продаже украинской «дочки» Сбербанка
NB!
29.03.17
В РПЦ назвали «правовым нонсенсом» референдум по Исаакиевскому собору
NB!
29.03.17
Истоки каталонского сепаратизма
NB!
29.03.17
США и Китай снова договорились дружить против Северной Кореи
NB!
29.03.17
Фильм Кончаловского «Рай» получил премию «Ника» в трёх главных номинациях
NB!
29.03.17
Экономика Казахстана пикирует, для маскировки применяется «русская угроза»
NB!
29.03.17
Марш в честь эсэсовцев — бренд Латвии
NB!
29.03.17
Трансадриатической трубопровод: как «рука Москвы» потянулась за оливками
NB!
29.03.17
Как славных спасателей приравняли к фашистским фанатикам
NB!
29.03.17
«Украина должна быть занозой в совести Европы, иначе все о ней забудут»
NB!
29.03.17
Как писали учебник героизма для одной побежденной страны и победившего мира
NB!
29.03.17
Лондонский теракт доказывает невозможность предотвращения терактов
NB!
29.03.17
Зачем Запад помогает Афганистану? Неужели гуманизм замучил?
NB!
29.03.17
Расширение НАТО – это не только давление на Россию, но и порабощение Европы
NB!
29.03.17
Чем грозит России желание Турции повернуть «Шелковый путь» в свою сторону?
NB!
29.03.17
В Эфиопии осуждены 16 человек за попытку создать новое государство