Виген Акопян: Иран и Россия выстраивают линию сдерживания на Южном Кавказе

Баку, 21 Января 2010, 21:25 — REGNUM  

На политическом пространстве Южного Кавказа очевидным образом начала проявляться линия сдерживания.

События в этом регионе после войны в августе 2008 года, на протяжении всего 2009 года и начале 2010 года развивались лавинообразно. Главным промежуточным итогом регионального политического процесса стала заметная активизация Турции, в частности, появление у Анкары перспектив преодоления армянского буфера и включения в процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

После подписания армяно-турецких протоколов 10 октября 2009 года в Цюрихе, не проходило и дня, чтобы высшее руководство Турции не комментировало проблемы Южного Кавказа. За относительно короткий период тема Южного Кавказа начала фигурировать в общем контексте российско-турецкого экономического диалога, стала частью регионального энергетического дискурса. На фоне интенсивного диалога с Москвой в области энергетики, турецкие амбиции начали всерьез волновать общественность Армении, которая на протяжении долгого времени воспринимает Россию как гаранта безопасности, пожалуй, единственную страну, способную осуществлять стратегическое сдерживание Турции в регионе. С этой точки зрения, последний визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву, вне всякого сомнения, оказался в центре внимания не только армянской общественности, но и всех заинтересованных стран региона, в том числе самой Турции и Азербайджана.

До визита в Москву Эрдоган заявил прессе, что намерен призвать Россию активизировать свои усилия в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Позиция Анкары заключается в том, что армяно-турецкая граница может быть разблокирована только после отвода армянских войск из зоны безопасности вокруг Нагорного Карабаха. По сути дела, это главное предусловие Турции, которое хотя и не отображено в подписанных в Цюрихе протоколах, однако было неоднократно артикулировано высшим турецким руководством. С другой стороны, развивая диалог с Арменией, Турция рассчитывала на, как минимум, многолетнее сдерживание США в вопросе признания Геноцида армян 1915 года.

Таким образом, если постараться перечислить дивиденды, которые турецкая сторона планировала и планирует получить в результате исторического примирения с Арменией, то можно прийти к выводу, что они затрагивают практически все приоритеты внешней и внутренней политики Турции. А именно: ускорение процесса интеграции с ЕС, нейтрализация острых идеологических проблем внутри турецкого общества, разрушение статус-кво вокруг Нагорного Карабаха и политическое проникновение на Южный Кавказ, сдерживание процесса международного признания Геноцида армян, перспектива нейтрализации российской военной базы в Армении и т.д.

С другой стороны, с запуском армяно-турецкого диалога в регионе начали развиваться и побочные тенденции, которые мало стыковались с турецкими интересами. В частности, Азербайджан, рассматривавший Турцию в качестве союзника против Армении, начал демонстрировать линию на сближение с Москвой. Довольно холодно на активизацию региональной политики Турции смотрел и Иран, непосредственно граничащий с Арменией, Азербайджаном, а также с той самой зоной безопасности вокруг Нагорного Карабаха. Лоббируемый Турцией прогресс в карабахском процессе, предусматривающий, в том числе и ввод в зону конфликта миротворческого контингента, в состав которого могут войти военнослужащие западных государств, не может не вызывать озабоченности Тегерана.

В этих условиях задача-максимум для Турции заключалась в том, чтобы хронологически привязать друг к другу два процесса - ратификацию армяно-турецких протоколов и подписание некого документа, регламентирующего вывод армянских сил из зоны безопасности вокруг Нагорного Карабаха. Это позволило бы Турции вернуть отношения с Азербайджаном в прежнее русло, доказав, что диалог с Ереваном не был направлен против Баку.

Однако, очевидно, тем самым Турция нанесла бы достаточно болезненный удар по российской стратегии, рассчитывающей и дальше доминировать в Армении, а заодно и перетягивать на свою сторону Азербайджан. Плоды российско-азербайджанского диалога на фоне разногласий между Баку и Анкарой уже ощутимы. Буквально сегодня "Газпром" договорился довести импорт азербайджанского газа до 2 млрд. кубометров. И это при том, что еще два года назад о возможности поставок газа с Апшеронского полуострова в сторону России никто и не заикался. Азербайджанский газ был расписан между Турцией и Грузией, а главный экспортный маршрут - газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум - ожидал притока среднеазиатского газа и переименования в NABUCCO. Таким образом, карабахский конфликт для Москвы продолжает нести и тактическую функцию, и стратегическое значение, и нет никакой гарантии, что он сохранит эти свои качества в случае привязки к вопросу армяно-турецкой границы. Собственно говоря, именно это и услышал в Москве турецкий премьер Эрдоган лично от российского премьера Владимира Путина.

По возвращении в Турцию Эрдоган получил информацию и о решении Конституционного суда Армении, запретившего обсуждать тему армянского Геноцида в рамках создаваемой Ереваном и Анкарой подкомиссии историков. Реакция турецкой стороны на это решение высшей судебной инстанции Армении была более чем странной. В Анкаре посчитали, что Армения тем самым ставит предусловия и переписывает протоколы. Между тем, в самих протоколах нет ни слова о Геноциде, равно как и пункта о том, что эта проблема подлежит обсуждению. Таким образом, Конституционный суд Армении своим вердиктом поступил ровным счетом наоборот - не поставил предусловия, а снял их.

В общем и целом, ценность армяно-турецких протоколов для Турции резко снизилась. Премьер-министр Эрдоган потребовал изменения вердикта КС Армении, что практически невозможно, а турецкие парламентарии исключили возможность обсуждения документов в Великом Собрании страны и их ратификации.

Констатировать, что армяно-турецкий исторический диалог увенчался неудачей - еще рано. Учитывая исключительную важность этого процесса, можно допустить, что в центрах силы - в России и США - существуют различные подходы к целесообразности его дальнейшего развертывания, либо свертывания. Очевидно, заинтересованные стороны прекрасно понимают, что масштабная ломка статус-кво в регионе приведет к различным последствиям, которые могут затрагивать не только экономическую и политическую системы стран региона, но и полностью изменить военно-политический баланс.

В данном контексте весьма симптоматичным выглядит появление в Иране бывшего президента Армении Роберта Кочаряна и сообщения о его встречах с высшим политическим руководством ИРИ. Кочарян, занявший после отставки высокую должность в российской компании АФК "Система", встречался в Иране с главой МИД этой страны Манучехром Моттаки и президентом Махмудом Ахмадинежадом. Иранская пресса транслировала некоторые заявления экс-президента Армении, касающиеся армяно-иранских отношений и проблем региональной стабильности. Стоит отметить, что с момента отставки Роберта Кочаряна это первый его публичный выход в СМИ со столь серьезными заявлениями. Имеет ли это какое-либо отношение к региональным процессам, а также иранскому фактору, о котором многие по неосторожности забывают, станет известно в ближайшее время. Хотя уже на этом этапе стоит предположить, что реализация идеи политической оси Россия-Армения-Иран, при усилении позиций Москвы в Азербайджане и разгроме американского плацдарма - Грузии, может полностью переиграть региональный пасьянс.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
18.01.17
Реальные власти Молдавии дезавуировали обещания Додона Путину
NB!
17.01.17
Декоративный президент Молдавии Додон имитирует «евразийскую интеграцию»
NB!
17.01.17
Деньги на завершение проекта реставрации собора Холмогор выделены
NB!
17.01.17
Израиль и палестинцы: будут резать и будут бить?
NB!
17.01.17
Выход в паритет евро и доллара может оказаться блефом?
NB!
17.01.17
ВПК России запретили закупать импортные аналоги отечественной продукции
NB!
17.01.17
Стоимость севастопольского участка трассы «Таврида» вырастет втрое
NB!
17.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 17 января
NB!
17.01.17
Захарченко: Донецкая и Луганская республики – уже федерация
NB!
17.01.17
«Решение ЕСЧП является уничижительным по отношению к детям»
NB!
17.01.17
Американские военные в Польше: спиной к России, лицом к Германии?
NB!
17.01.17
В аэропорту Калининграда вновь коллапс
NB!
17.01.17
Генсек Совета Европы обеспокоен декриминализацией «шлепков» в России
NB!
17.01.17
Захарченко: «В победу Украины уже Украина не верит»
NB!
17.01.17
Прокуратура проверяет покупку «Почтой России» двух самолетов
NB!
17.01.17
Паритет доллара и евро в 2017 году не отменяется?
NB!
17.01.17
Порошенко ждет помощи от главы КНР в ситуации с Донбассом
NB!
17.01.17
«Дональд Трамп – это новый Рональд Рейган?» — The American Conservative
NB!
17.01.17
Песков о заявлении советника Трампа: «Русские предпочитают деликатесы»
NB!
17.01.17
Американский F-22 уступает российскому Су-35 — War is Boring
NB!
17.01.17
Лавров рассказал о шпионаже и любви к регионам сотрудников посольства США
NB!
17.01.17
Бывший замдиректора ЦРУ предложил Путину «подарить» Трампу Сноудена