Интервью ИА REGNUM Новости с независимым политологом, внешнеполитическим советником первых трех президентов Азербайджана Вафа Гулузаде.

ИА REGNUM: В январе состоялись визиты премьер-министра Турции, министра обороны и президента Армении в Москву, главы российского МИДа в Ереван и проходит поездка сопредседателей МГ ОБСЕ в южнокавказский регион. Что, учитывая всплеск активности на столь высоком уровне, можно ждать от предстоящей в конце января встречи президентов России, Азербайджана и Армении?

Считаю, что ничего особенного. Скорее всего, президенты подпишут еще один совершенно ни к чему не обязывающий документ, но зато демонстрирующий склонность сторон к скорейшему мирному урегулированию карабахского конфликта. На самом деле Россию вполне устраивает консервация этого конфликта, которая дает ей возможность сохранять влияние на Азербайджан и Армению. В действительности Москва всячески противится попыткам урегулировать азербайджано-армянские проблемы. Российские намерения четко видны из сделанного премьером Владимиром Путиным после переговоров с турецким коллегой заявления о том, что нормализация отношений Турции с Арменией и урегулирование карабахского конфликта - это два разных процесса, которые нельзя увязывать. А глава МИД РФ Сергей Лавров подтвердил в Ереване, что Россия не намерена ставить отношения с Турцией, несмотря на взаимную большую выгоду выше интереса "народа Нагорного Карабаха".

В отличие от России, другим, уже западным посредникам нужно решить конфликт как можно скорее, чтобы вывести Армению из-под нынешнего полного контроля Кремля, развернуть ее в сторону ЕС и НАТО. Тот же Вашингтон имеет в планах разместить военные базы Североатлантического альянса в регионе, причем не только в Грузии, но и Армении. Это две христианские страны, к которым у Белого дома больше доверия, чем к населенному преимущественно мусульманами Азербайджану. Не думаю, что в нашей стране будут размещены базы НАТО. Более того, не исключаю, что в будущем США отведут Армении роль второго Израиля. Поэтому на Западе и спекулируют "волей народа" Нагорного Карабаха (НК), прекрасно зная, что последний - неотъемлемая часть Азербайджана.

ИА REGNUM: Как можно урегулировать нагорно-карабахский конфликт на основе международного права, если принцип территориальной целостности и право народов на самоопределение, мягко говоря, не очень стыкуются...

Заявляю со всей ответственностью: в настоящее время общепризнанных международных норм и принципов нет. Если бы они были, край Косово не стал бы независимым, а Россия не признала бы государствами сепаратистские Южную Осетию и Абхазию. Если бы эти принципы работали, то ведущие мировые державы давно бы потребовали у агрессора убраться с оккупированных азербайджанских земель и самое главное, заставили бы Армению это сделать. Но, увы, система международной безопасности сегодня практически отсутствует и последствия такого статус-кво могут иметь самый непредсказуемый характер. А карабахский конфликт будет урегулирован только тогда, когда Россия станет другой, кардинально отличающейся от нынешней. Тогда у нее будут другие возможности и цели в южнокавказском регионе.

ИА REGNUM: Каких, по-вашему, изменений в сложном процессе турецко-армянского сближения следует ожидать после критического заявления МИД Турции в адрес КС Армении?

На самом деле никакого сближения не происходит. Армения, что называется, спит и видит, чтобы Турция открыла границу с ней, но при этом не намерена отказываться ни от абсурдного требования к Анкаре признать геноцидом армянского народа трагедии почти столетней давности, унесшей большие жертвы не только у армян, но и турок, азербайджанцев и курдов. Кроме того, у многих в Ереване еще не пропал неуемный аппетит к турецким землям. Впрочем, не только к турецким. Им подавай и Карабах, и Нахичевань, и Ахалкалаки, и Батуми - всё мало...

Понимаю, вы можете говорить о процессе сближения Анкары и Еревана, основываясь на фактах длительных переговоров, которые велись между турецкой и армянской сторонами в Швейцарии и подписания министрами иностранных дел Турции и Армении двух цюрихских протоколов. Но я бы сказал, что эти два, особо отмечу - не имеющие пока ни малейшей юридической силы документа - подписаны, образно говоря, под дулом пистолета международных посредников. При этом на Турцию оказывается больше давления, чем на Армению. Но думаю, что Анкара его выдержит, а вот Ереван пока не способен играть честно и уже начал жульничать, используя свой Конституционный суд.

В заключение хочется добавить, что можно только приветствовать тот факт, что нынешнее правительство Турции прилагает больше усилий для урегулирования карабахского конфликта, чем все предыдущие. Хотя, как я говорил раньше, увы, поводов для оптимизма пока нет.