Директор петербургской гимназии №166 Игорь Карачевцев в 2003 году получил звание "Учитель года", тогда же стал директором, но остается "играющим тренером" - по-прежнему преподает историю. В его биографии - а это уже 22 года в школе, было и преподавание в ПТУ, и работа в далеком спальном районе Петербурга. Какие надежды связывает Игорь Карачевцев с Годом Учителя, которым объявлен в России 2010 год, о чем говорит он со своими учениками в социальной сети, почему ему не нравится ЕГЭ и что он думает о скандале вокруг сериала "Школа" - об этом заслуженный учитель России, лауреат премии президента РФ в области образования Игорь Карачевцев беседует с корреспондентом ИА REGNUM Новости.

Я не знаю, что за Год Учителя изменится в российской школе, но хочется, чтобы в учительском труде соотечественники видели бы тот позитивный заряд, который поможет нашей стране во всех сферах - от экономики до нравственности. Если говорить более конкретно, то хотелось бы укрепления социального статуса учителя, в частности, я считаю, что классный руководитель должен стать в школе отдельной штатной единицей, не разрываясь между воспитанием и преподаванием того или иного предмета. Надо повысить статус учителя начальных классов, потому что есть определенные различия и в уровне зарплаты и в уровне необходимой учебной нагрузки.

Для учителя начальных классов она сейчас должна быть 20 часов в неделю, а для учителя средней школы - 18. Без нагрузки в 20 часов учитель начальных классов не сможет набрать достаточный педагогический стаж, оформить досрочную пенсию по выслуге лет. А в начальной школе 20 часов нагрузки набрать очень сложно. Вот и ломает голову директор - как "догрузить" учителя...

ИА REGNUM Новости: Как вы относитесь к идее приравнять статус учителя к государственному служащему?

Впервые я это услышал несколько лет назад из уст председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Тогда я приветствовал эту идею и сейчас тоже приветствую. Да, несколько лет назад учителей не хватало, было много свободных ставок, а сейчас вакансий вроде бы нет, но вот кем заняты эти вакансии.

У нас очень много учителей весьма преклонного возраста. Конечно, это совершенно разные люди, с одними я готов работать, но ведь есть и такие, которые, не смотря на огромный опыт, уже просто не успевают за развитием технологий. С молодыми другая проблема - не хотят директора гимназий, лицеев и специализированных школ брать учителя-выпускника вуза без опыта работы. Да и я, как директор гимназии, десять раз подумаю, кто лучше - учитель английского языка со стажем работы 50 лет или учитель без стажа работы, но с определенными амбициями.

При этом знание языка может быть блестящим, а умение общаться с детьми, умение построить урок, то есть собственно владение методикой - оставляет желать лучшего. Вообще, мне кажется, что в последние годы выпускники педагогических вузов все меньше владеют методикой преподавания, проблемы и с практикой: студент сам выбирает школу, и порой нет жесткого контроля за его практикой со стороны вуза, а учителям в школе тоже некогда присматривать за практикантом, передавать ему опыт, наставлять.

ИА REGNUM Новости: И все же вы, как директор гимназии, рискуете брать учителей без опыта?

Да у нас есть учительница английского языка, которая работает первый год, есть еще три молодых учителя. Но вот широко раскрыть дверь...Школа - это не клуб пожилых, но и не молодежный клуб, разновозрастные учителя должны работать, как в семье, где живут люди разных поколений, с разным жизненным опытом.

ИА REGNUM Новости: Вы работали учителем в ПТУ, семь лет в школе на окраине города, в спальном районе, теперь - учитель истории и директор гимназии в центре Петербурга. Вы мечтаете о создании в СМИ и на экранах положительного образа учителя. Но ведь про хорошее смотреть неинтересно. Нужен конфликт, а лучше - злодей и конфликт.

Но при этом нужен и тот, кто может разрешить конфликт, победить зло.

ИА REGNUM Новости: А у вас было много конфликтов за 22 года работы?

Как-то удавалось их разрешить, не ломая судеб, я всегда считаю, что худой мир лучше доброй войны. И еще я думаю, что у меня счастливая учительская судьба, мне не приходилось ломать себя, поступаться чем-то важным. Было много разных эпизодов, но все разрешалось. Я всегда боюсь рубить сплеча.

ИА REGNUM Новости: Вы, я знаю, смотрели первые серии столь обсуждаемого сейчас сериала "Школа". Что вы думаете о сериале, о том, какая шумиха вокруг него разгорелась?

В школе подобные вещи вполне могут быть, они есть. Только в сериале это показано в концентрированном виде - собраны все проблемы и выданы - смотрите! Но мне кажется, что герои сериала - это не девятиклассники, а все же ребята постарше. И еще - в тех сериях, что я видел, нет никакого катарсиса, нет просвета, надежды нет. Ни в детях, ни в учителях. А я верю, что надежда всегда остается.

Да, подростки курят и ругаются, скверно ведут себя, совершают порой ужасные поступки, но у них так много наносного, рисовки, бравады. На самом деле они лучше и глубже. Я тут недавно писал статью для "Учительской газеты" и эпиграфом взял цитату Чехова из его "Записных книжек": "Молодые лучше стариков". А то, что такой "провокационный" фильм появился - я считаю, это будет полезным однозначно.

Мы отвыкли вот так яростно спорить о школе. А вспомните, как обсуждали "Дорогую Елену Сергеевну", "Вам и не снилось". Да даже кажущийся теперь наивным фильм 1968 года "Доживем до понедельника" в то время был "разрушением основ". А в "Школе" просто иная стилистика, новый кинематографический язык, для многих непривычный, но очень много узнаваемых и заставляющих думать реалий. Надо смотреть, а не открещиваться, не кричать "позор" и не говорить, что "вот у меня-то в школе ничего такого нет!".

ИА REGNUM Новости: Конфликт отцов и детей вечен, но есть ли у него особенности в России начала XXI века?

Да, конфликт вечен, неприятие нового и непонимание между поколениями вечно. Вспомните Гесиода, который еще в седьмом веке до нашей эры писал, что "молодежь растленна - не встают, когда старшие входят в помещение", а на египетских черепках, весьма и весьма древних, тоже до нашей эры, были в свое время археологами обнаружены надписи, гласящие, что мир ждет катастрофа, если власть отдать молодежи.

Но глобализация и информационные технологии привнесли в конфликт непонимания нечто новое. Зависимость от интернета, изменение восприятия мира...Дети более холодные, жесткие, насилие и различные проявления аморальности для многих из них становятся просто бытовым явлением, они выросли в этой среде. Но разве это их вина?

ИА REGNUM Новости: Вы сами зарегистрированы в популярной социальной сети. К вам ученики просятся в друзья?

Конечно, примерно 80% моих друзей вконтакте - ученики нынешние, бывшие, даже будущие - те, кто сейчас в гимназии в начальных классах учатся. А вообще друзей в сети у меня больше тысячи. И вот что интересно - ребята могут мне в сообщениях писать о чем-то очень личном, совета спрашивать, а в школе только поздороваются и ни словом не обмолвятся о разговоре в сети...

ИА REGNUM Новости: Вы историк, преподаете самый, наверное, сложный для восприятия и оценки предмет. Что вы считаете главным в преподавании истории детям?

Если заинтересовать предметом, тогда с помощью истории можно самим ученикам рассказать о них самих. История - это зеркало, которое дает возможность взглянуть на себя, спросить себя: "А мог бы я так поступить? Чтобы я сделал на месте Николая Второго - подписал или нет отречение? Или что бы я сделал на месте сидевших два года в окопах солдат Первой Мировой - поддался бы революционной пропаганде или нет?".

Исторический материал на уроках должен строиться так, чтобы подростку давать ситуацию выбора. Это хороший способ понять историю, урок истории - это урок нравственности, надо разбираться, почему с точки зрения политики то или иное решение разумно, а с точки зрения нравственности может быть ужасным.

ИА REGNUM Новости: А как вы успеваете? Ведь вам надо успеть подготовить учеников к ЕГЭ, огромный материал за год дать.

Не успеваю катастрофически: как в 9-м классе можно при двух часах в неделю "пройти" весь XX век истории России? В буквальном смысле "галопом по Европам" идет просто процесс информирования. Получается, моя главная задача "прокукарекать, а там хоть не рассветай". Но "рассветает" в итоге ЕГЭ. Тесты, в конце концов, можно угадать, а вот написать эссе по истории ребятам очень сложно. Поэтому, чтобы все успеть, наступаешь на горло собственной песне, применяешь всякие технологии - слайды, презентации, чтобы легче и больше запомнили.

Я вот почти не даю задание написать реферат, потому что знаю - 90% будет скачано из Интернета. Лучше все же вызвать к доске. Тенденция отвечать устно в школах сходит на нет, ребята стремительно теряют навыки монологической речи. Однажды я вызвал к доске ученика 8 класса - у меня в этом классе был первый урок. Вижу - мальчик очень волнуется, хотя отвечает хорошо. Ставлю ему "отлично", а потом спрашиваю, почему так волновался. А он мне отвечает, что его с 6 класса к доске не вызывали. Нет времени, фронтальный опрос, письменная работа...На ответ у доски учитель не может время потратить.

Вот почему я противник ЕГЭ, хотя и смирился с этой процедурой: это опасно тем, что меняется учитель. Он не работает с детьми, не учит, не преподает историю, литературу, русский язык, а натаскивает на ЕГЭ и ему не до вопросов воспитания и развития интеллектуальных качеств. "Я же готовлю к ЕГЭ", - говорит мне учительница русского языка в 5-м классе! Ну, помилуйте, о каком ЕГЭ может идти речь? А кто научит просто слышать язык, любить его и понимать?

ИА REGNUM Новости: С какими надеждами вы придете 21 января на Всероссийскую педагогическую ассамблею?

Трудный вопрос про надежды...Хочется, как кот Леопольд, сказать: "Давайте жить дружно". Но за этой веселой и иронической фразой, за словом "дружба" должно быть взаимопонимание даже внутри самого учительского сообщества. Мне кажется, его нет, мы все равно говорим на собраниях, совещаниях, конференциях не о том. Мы рассказываем, какие мы хорошие, а не такие, какие есть на самом деле.

Главная проблема - как научить учителя постоянно учиться, как его убедить, что это основа жизни. Об этом говорят повсеместно - о непрерывном обучении, но все равно вы не найдете более консервативной среды, нежели учительская. Это надо обсуждать: возможность и мотивацию обучения учителей. Обсуждать, как перестроить учебные планы и программы, чтобы в школе создавались условия не только для получения основ знаний учениками, но и продуктивного комфортного общения друг с другом и с учителями.

Все- таки школьники, если с радостью ходят в школу, то не потому, что это для них "храм знаний", как мы любим говорить, а клуб общения. И задача учителя так проявить мастерство, чтобы в процессе общения в школе ребята усвоили и необходимые знания, чтобы результат этого общения был положительным и для учителя, и для ученика. Но это уже сверхзадача. Правда, если не будет сверхзадачи, то и смысла нет работать.