Борьба за власть в столице Литвы Вильнюсе длится уже два месяца. Почти полтора месяца живущие без главы города вильнюсцы пожимают плечами и историю с назначением мэра называют детективом, в котором сплелись воедино интриги, политические амбиции и борьба за власть не на жизнь, а на смерть. Мало того - был попран основной закон страны - Конституция. На прошлой неделе Конституционный суд постановил, что новый мэр Вильнюса, социал-демократ Гедиминас Павиржис, был избран незаконно, поскольку в заседании совета, на котором был избран мэр, принимали участие и три члена Сейма, у которых, по Конституции, не может быть двойного мандата: они не могут быть одновременно и членами городского совета, и Сейма. Таким образом, мэра столицы придется выбирать заново. Бывшему мэру Артурасу Зуокасу засветила надежда еще раз занять кресло мэра. Тем более, что, во время декабрьских выборов в совет муниципалитета тогдашний мэр Артурас Зуокас набрал более 18% голосов жителей Вильнюса, а во время выборов на пост мэра он проиграл своему сопернику Гедиминасу Павиржису с разницей всего в три голоса. Однако и незаконно избранный Гедиминас Павиржис тоже не отчаивается - он надеется быть переизбранным на пост мэра. Выборы главы столицы и затянувшийся кризис стали настоящей головной болью и для высших руководителей Литвы - премьера и президента, которые на этой неделе во время тайных встреч пытались решить эту проблему. Президент Роландас Паксас заявил, что не может спокойно наблюдать, как Вильнюс уже второй месяц живет без мэра, а премьер Альгирдас Бразаускас утверждает, что склонен уступить своему политическому оппоненту - Артурасу Зуокасу. Артурас Зуокас, руководивший Вильнюсом 2 года и 4 месяца, комментирует ситуацию специально для ИА REGNUM:

Ситуация сложная. Так случилось потому, что в апреле во время выборов мэра была нарушена воля избирателей. "Слепленная" по принципу политического согласия коалиция избрала мэром малоизвестного вильнюсцам социал-демократа Гедиминаса Павиржиса. Жители Вильнюса на это отреагировали многотысячными митингами. Люди поддержали меня, а не нового мэра. Во-вторых, была попрана Конституция страны. Все это показывает, что наша политическая культура, которая росла в годы независимости, сейчас испытывает тяжелый кризис. Поэтому у меня одна цель - как можно скорее сформировать стабильное большинство в городском совете и заняться решением проблем города.

Какой ущерб нанесен городу, уже второй месяц живущему без мэра?

Самая большая потеря заключается в том, что Вильнюс утратил имя динамичного, растущего и быстро хорошеющего города. Такое имя я и мои единомышленники создавали более двух лет. Теперь для того, чтобы вернуть доброе имя столице, потребуется много времени и усилий. С другой стороны, все мои начинания продолжаются, но уже сейчас очевидно, что вовремя не будет завершена кардинальная реконструкция главной улицы столицы - проспекта Гедиминаса, не успеем и должным образом подготовиться к празднику - юбилею коронации короля Миндаугаса. Несмотря на то, что я не мэр, а рядовой член вильнюсского Городского совета, я ежедневно рано утром спешу в самоуправление и пытаюсь делать, все, чтобы работа не встала и чтобы решались насущные проблемы горожан.

Вы будете стремиться во второй раз занять пост мэра столицы. Извините за вопрос, но разве Вильнюс не может прожить и без Вас?

Вы правы, незаменимых людей нет. Но я и возглавляемая мною коалиция "За Вильнюс, в котором хорошо живется всем", получили на выборах 60 тысяч голосов жителей Вильнюса, то есть в три раза больше, чем мои оппоненты социал-демократы. Поэтому я не могу разочаровать людей и просто обязан осуществить то, что им обещал. Люди уже сейчас останавливают меня на улице и требуют выполнить рекламные обещания - решать городские хозяйственные проблемы, снижать преступность, решать проблему транспортных пробок, в конце концов -уменьшать безработицу. Поддержка жителей, которую я чувствую, - обязательство для меня. Кроме того, я не могу спокойно смотреть, как беспардонно, я бы даже сказал, по-хулигански, мои политические оппоненты стремятся к власти. Мне приходится выдерживать и мощное давление, которое оказывают высшие политические деятели страны. Ведется ожесточенная закулисная борьба, о которой мало осведомлена общественность. Я, как политик нового поколения, не могу смириться с тем, что в кабинете премьера или президента решают, кто будет руководить городом Вильнюсом. Не буду скрывать - есть у меня и политические амбиции - легко хлопнуть дверью и уйти. Гораздо сложнее отстоять свою позицию. Именно это я и буду делать.

Вас называют яростным противником вновь избранного президента Роландаса Паксаса. Не секрет, что он не хочет видеть Вас на посту мэра. Какая черная кошка пробежала между вами?

С президентом Роландасом Паксасом мы в настоящее время лишь хорошие знакомые. Раньше были единомышленниками и добрыми приятелями, теперь стали оппонентами и политическими противниками. Не хвалясь, могу сказать, что я много сделал для его политической карьеры. Тогда, когда он в первый и во второй раз стал премьером, когда возглавляемые Паксасом либералы победили на выборах в Сейм и создали парламентское большинство. Однако теперь наши мнения и установки расходятся. Во многом к этому приложило руку окружение президента. Но это уже "дворцовые" интриги, о которых я не хотел бы говорить.

За что возьметесь прежде всего, если будете избраны мэром?

Во-первых, я постараюсь устранить противопоставленность групп людей различной национальности. Сделаю все, чтобы каждый вильнюсец - литовец, поляк или русский - чувствовал себя тут любимым и уважаемым. Во-вторых, приложу все усилия, чтобы город и дальше развивался быстрыми темпами. Чтобы столица Литвы стала одним из самых современных городов Восточной и Центральной Европы и сильным стратегическим партнером для столиц соседних государств. В-третьих, постараюсь, чтобы политические страсти, наконец, улеглись и городской совет начал работу на благо города и горожан.

Недавно Вы стали председателем новой партии - Союза либералов и центристов. Будете ли Вы добиваться поста премьера после выборов в Сейм в 2004 году?

Каждая партия должна стремиться к максимально высоким целям. Если люди доверят мне, возможно, я взялся бы и за обязанности премьера. У меня есть способности и опыт, поэтому феномен Вильнюса можно превратить в феномен всей Литвы. У страны есть ресурсы для этого. У меня - тоже.