Возобновление производства на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате (БЦБК) без замкнутого цикла водооборота не только не улучшает, но и ухудшает ситуацию в Байкальске на долгосрочную перспективу. Исключение из списка видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне озера Байкал, производства целлюлозы без замкнутого водооборота даёт юридические основания для запуска производства беленой целлюлозы на БЦБК со сбросом промышленных стоков в Байкал. Такое мнение высказал президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей Козьмин, сообщала корреспонденту ИА REGNUM Новости пресс-секретарь ФРР ИО Екатерина Сокольцева. "На мой взгляд, лучший из возможных вариантов решения проблемы Байкальска был выработан на организованном мипромторгом семинаре, который прошёл в городе в октябре 2009 года. А именно, временный запуск комбината в режиме замкнутого водооборота для выработки накопленных химически активных веществ. В дальнейшем комбинат должен был быть остановлен и ликвидирован в соответствии со специальной программой. Об этом по итогам семинара было заявлено представителями как федерального, так и областного правительства", - отмечает он.

Возобновление же производства на БЦБК без замкнутого цикла водооборота на неопределённый период, по его мнению, не только не улучшает, но и ухудшает ситуацию в Байкальске на долгосрочную перспективу. Развитие туристско-рекреационной деятельности на этой территории несовместимо с работой крупного промышленного объекта. Потенциальные инвесторы неоднократно заявляли, что готовы вкладывать существенные средства в эту территорию только при гарантиях прекращения работы комбината в среднесрочной перспективе. Организация особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Байкальска в этом случае оказывается под вопросом по причине возможного отказа резидентов от размещения в ней своих объектов.

"Таким образом, во-первых, вариант развития событий с производством беленой целлюлозы на БЦБК не позволяет диверсифицировать производство в Байкальске и уйти от монопрофильной экономики. Во-вторых, этот вариант не позволяет развивать непромышленные виды деятельности на юге Байкала. В-третьих, он наносит ущерб имиджу озера Байкал как уникального природного комплекса и препятствует развитию производств по розливу и продаже байкальской питьевой воды, - комментирует Козьмин. - Учитывая вышеприведенные аргументы, считаю, что данное решение федерального правительства может привести к негативным экономическим и социальным последствиям для Байкальского региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе".