"1 января 2005 года произойдет тотальное перераспределение полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы. Следовательно, к 1 января 2005 года в России должны заработать принципиально новая система финансирования социальной сферы" - сообщил министр труда и социального развития РФ Александр Починок, выступая 5 июня в Москве на открытии конференции для руководителей органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации "Социальная политика: новое качество роста". Министр имел в виду те последствия для социальной сферы, которые будет иметь вступление в силу закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", второе слушание проекта которого в Госдуме намечено на 11 июня.

"Нужно будет написать новое социальное законодательство", - продолжил А.Починок. По его словам, уже в текущем году будет подготовлен пакет предложений по отмене старого неработающего законодательства, внесению соответствующих изменений в Бюджетный кодекс, позволяющих государственным органам финансировать небюджетные организации, и по методике организации конкурсов на оказание социальных услуг. Центральным же документом этого пакета должен стать Социальный кодекс. "По моим прикидкам, в Социальный кодекс может войти материал из 56 действующих сейчас законов. - сказал министр. - Та работа, которую удалось провести по подготовке к ратификации Европейской социальной хартии, показала, что наше законодательство и наш бюджет позволяют ратифицировать Европейскую социальную хартию уже в этом году, и более того, оказалось, что можно, используя структуру Европейской социальной хартии, написать единый обобщающий документ". В настоящий момент разработка проекта Социального кодекса осуществляется под методологическим руководством заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации Валерия Январева.

Вторая задача, по мнению министра стоящая сейчас перед государственными органами социальной защиты, это изменение бюджетного законодательства, касающегося распределения средств социальной сферы. "Абсолютно ясно, что нам придется точно так же, как в образовании и здравоохранении, отойти от сметного финансирования перейти к подушевому финансированию, компенсациям получателям услуг и к размещению социального заказа, - пояснил А.Починок. - Каждый бюджетный уровень должен будет прежде всего четко определить базу. Мы должны четко просчитать для себя, сколько у нас ветеранов и инвалидов, сколько из них имеют доходы ниже прожиточного минимума, сколько выше, какая структура семей... Далее мы определяем нормативы подушевого финансирования, определяем, каков объем тех категорий, которые мы должны защищать, определяем состав социальных услуг, которые мы оказываем, и проводим обычные конкурсы по обычной процедуре. Это даст возможность любым желающим негосударственным организациям участвовать в таком конкурсе".

"Пусть тот, кто может выполнить заказ дешевле и лучше, выиграет этот заказ, - подчеркнул министр. - Я уверен, что пройдет год-два и значительная часть работы с государственной системы соцзащиты будет снята. Продвигаться вперед, по-прежнему воспроизводя ту структуру распределения средств, которая есть сейчас, совершенно невозможно, страна этого не выдержит. Даже исходя из уменьшающейся численности населения России мы не можем увеличивать количество бюджетников, мы должны наоборот их всячески сокращать. Мы должны всячески выводить организации из-под опеки бюджета".

В качестве третьей задачи глава Минтруда назвал масштабную приватизацию систем, относящихся к сфере социальной защиты. "Да, действительно, у государства, у субъектов Федерации, у органов местного самоуправления даже при самой глубокой приватизации останется набор учреждений, которые будет финансировать исключительно государство. Но во всех секторах, где возможен рынок, мы будем пускать наши организации в свободное плавание, - заявил он - Задача министерства - в ближайшие полтора года приватизировать большую часть учреждений системы Минтруда. Нам не нужны государственные санатории. Раньше они существовали для того, чтобы бесплатно туда кого-то посылать. Но у нас сейчас рынок, мы не можем никого туда бесплатно посылать, мы все равно покупаем путевки. Если другой санаторий предлагает мне путевки дешевле и лучшего качества, чем наш санаторий из системы Минтруда, зачем мне обязательно покупать путевки в свой санаторий, какой в этом смысл? Мы приватизируем их".

По той же причине, по словам "А.Починка", приватизирована должна быть система протезно-ортопедической помощи. "Почему бы заводу, который находится в Самаре, не поконкурировать с заводом, находящимся в Ульяновске? Я не случайно назвал эти два города, потому что самарское предприятие протезирует качественнее, чем в Ульяновске. Расстояние между этими городами небольшое, так что пусть между ними идет конкуренция. И наша с вами задача состоит в том, чтобы убедиться, что социальные услуги оказываются в должном объеме по всей территории страны. Это самое главное. А задачи, чтобы у нас везде были предприятия и учреждения социального обслуживания - такой задачи нет", - резюмировал министр.

В конце своего выступления А.Починок сообщил участникам конференции, что премьер-министр страны Михаил Касьянов пообещал не уменьшать государственное финансирование сферы социальной защиты при условии проведения в ней структурных реформ. "Это принципиально важно, - подчеркнул министр. - Именно поэтому появляется шанс избавляться от ненужного, оставляя средства для перераспределения".