Суть ситуации вокруг российско-белорусских переговоров по нефти заключается в том, что Лукашенко борется за политическое выживание. Такую точку зрения высказал 15 января корреспонденту ИА REGNUM Новости сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин.

"Одним из сильнейших инструментов этого выживания является формирование только ему подотчётных фондов. Эта возможность была обрублена вместе с изменением цен на газ. Существовала разница между ценой, по которой Белоруссия покупала газ и ценой, по которой она его продавала. Теперь этого нет. За этим следует сокращение нефтяных дотаций на $4-5 млрд, при этом ситуация в Белоруссии и без того непростая. Активные слои общества начинают задумываться о разных альтернативах и перспективах", - считает эксперт.

"Лукашенко создавал себе имидж политика, который лучше всех может решать вопросы с Россией. Его отступление на переговорах приведёт к резкому понижению его статуса и возможностей. Это вопрос не столько денег, сколько именно политического статуса белорусского президента", - отметил Дискин.

"Если ты не можешь обеспечивать экономическую жизнь, если всё начинает идти по "европейским стандартам", то зачем тогда ты нужен? Никакого бонуса от президентства Лукашенко Белоруссия в этом случае не получает, становится всё равно, кто стоит у руля. У Лукашенко всё время был личный бонус, своим политическим влиянием и весом он обеспечивал белорусскую экономику. Как только Белоруссия переходит к прозрачным и определённым механизмам, возникает вопрос: в чём роль Лукашенко в решении проблем Минска? Белорусский президент это прекрасно понимает", - сказал эксперт.

"Он также понимает, что у него сейчас последний раунд. В 2011 году заработает БТС-2, и нефть пойдёт в обход. Нынешнее преимущество Белоруссии исчезнет. Поэтому сейчас перед Лукашенко стоит вопрос борьбы за политическое выживание", - полагает политолог.

"С другой стороны, Россия больше не хочет демонстрировать, что она делает однозначную ставку на Лукашенко. Мы хотим говорить, что нас интересует Белоруссия, а не лично Александр Григорьевич. И я думаю, что Лукашенко не зря лично написал Медведеву, это означает, что он призывает решить вопрос как всегда полюбовно. Полагаю, что Россия может пойти на какие-то относительно небольшие уступки по нефти, однако её позиция радикально меняться не будет", - считает Дискин.

По его мнению, Россия может пойти навстречу Белоруссии в том, чтобы показать ей готовность менять принцип отношений в рассматриваемой сфере эволюционным путём. "Никто не заинтересован в жёстком конфликте. Однако надо помнить, что "Белтрансгаз" в нынешнем году - это уже более чем на половину собственность "Газпрома", тут уже особо не попрыгаешь. Последний вариант для Лукашенко - это транзит нефти. Думаю, тут будет применён такой же вариант - постепенное снижение поступлений в обмен на систему белорусских нефтепроводов", - подвёл итог Иосиф Дискин.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, российско-белорусские переговоры об условиях поставок нефти начались в Москве в конце декабря 2009 года. Российская сторона заявила о готовности беспошлинно поставить Минску 6 млн тонн нефти для внутреннего потребления, при том, что весь остальной объём российской нефти для Белоруссии (Минск планирует закупить в России в 2010 году более 20 млн тонн) будет облагаться стопроцентной пошлиной. Белоруссия, в свою очередь, хочет получать беспошлинно всю нефть. На данный момент переговоры не дали результата. Их последний раунд прошёл 9 января, и когда переговоры возобновятся, пока неизвестно.