Интервью ИА REGNUM Новости с депутатом Милли Меджлиса, членом политического совета правящей партии "Ени Азербайджан" Айдыном Мирзазаде.

ИА REGNUM: Исходя из каких, по-вашему, соображений премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что неверно включать в один пакет решение нагорно-карабахской проблемы и вопрос нормализации турецко-армянских отношений?

Россия - стратегический партнер Азербайджана, сопредседатель Минской Группы ОБСЕ. Но вместе с тем - это большое государство, которое преследует в южнокавказском регионе собственные интересы, часть которых, мягко говоря, не совпадает с азербайджанскими. В Москве не могут не знать, что Турция в свое время закрыла свою границу с Арменией исключительно потому, что та была агрессором, вторгшимся на территорию Азербайджана. В Кремле также хорошо знают и о том, что Армения оккупировала 20% азербайджанских земель, сделала беженцами и вынужденными переселенцами около миллиона азербайджанцев. Россия, наряду с другими членами Совета Безопасности ООН голосовала за 4 резолюции этой организация, призывающие к немедленному выводу армянских войск из Азербайджана, которые Армения до сих пор не выполнила, бросая тем самым вызов международному сообществу.

Поэтому более чем странно слышать от российского премьера заявление о том, что было бы неправильным включать в один пакет решение нагорно-карабахской проблемы и вопрос нормализации турецко-армянских отношений. Вызывает удивление и обоснование попытки искусственно отвести причину от следствия: мол, каждая из этих проблем и так сложна, а если их "свалить в одну кучу", то перспектива их решения автоматически отодвинется. Нет! Напротив, одна проблема порождена другой - Турция разорвала отношения и закрыла границу с агрессором Арменией исключительно для того, чтобы та устранила результаты своей агрессии!

ИА REGNUM: А как вы прокомментируете отрицательный ответ главы МИД РФ Сергея Лаврова на заданный ему в Ереване вопрос: "Может ли Россия поставить свои энергетические интересы с Турцией выше права народа Нагорного Карабаха на самоопределение"?

Думаю, что Лавров в Ереване отвечал на провокационный вопрос, поскольку в нем имелись в виду не обе общины Нагорного Карабаха, а лишь армянская. Наверное, он легко мог бы поправить лицо, задавшее такой вопрос. В принципе по так называемому самоопределению "народа" НК я вам не скажу ничего нового. Моя позиция совпадает с официальной: после возврата Арменией 7 оккупированных районов, вывода армянских войск из Азербайджана и возвращения беженцев на места проживания можно будет провести референдум, по результатам которого армянская и азербайджанская общины НК определят свою автономию в рамках территориальной целостности Азербайджана.

По-моему, говоря о том, что Россия не может поставить свои серьезнейшие энергетические интересы с Турцией выше пресловутого "права народа НК на самоопределение", Лавров показал, насколько сегодня интересы РФ и Армении близки.

И все-таки стоит еще отметить, что вообще-то слова Лаврова могли исказить. Мы знаем, как часто СМИ грешат неточностями.

ИА REGNUM: Непосредственно перед прибытием главы российского МИД в Ереван Конституционный суд Армении принял решение о правомочности подписанных 10 октября в Цюрихе турецко-армянских протоколов. Случайно ли такое совпадение во времени и за кем - Арменией или Турцией следующий шаг - ратификация этих протоколов в парламенте?

Я не буду приводить достаточно широко тиражируемые и совершенно не проверенные предположения, вроде того, что Москва пытается уговорить Ереван вернуть 5 районов Азербайджану, с тем, чтобы правительство Турции смогло провести через парламент ратификацию цюрихских протоколов. Поэтому, не имея конкретных фактов, которыми бы можно было оперировать, давайте считать вышеуказанное совпадение случайным.

Уверен, что даже если армянский парламент ратифицирует эти протоколы, то Великое национальное собрание Турции не станет их рассматривать. Высказанную в свое время общенациональным лидером, азербайджанским экс-президентом Гейдаром Алиевым истину "Азербайджан и Турция: один народ - два государства" всегда помнят и в Баку, и Анкаре. Турция никогда и ни при каких обстоятельствах не предаст брата, которым ей является Азербайджан. Не существует на свете силы, которая может заставить Турцию сделать это. Все должны знать: пока Армения в качестве первого шага, демонстрирующего ее добрую волю (если таковая появится) в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, не вернет Азербайджану 5 из 7 оккупированных, кроме Нагорного Карабаха, районов, об открытии границы с Турцией ей можно будет только мечтать.

ИА REGNUM: Но существует опасность для Турции, что в случае, если она остановит процесс нормализации отношений с Арменией, то 24 апреля президент США Барак Обама может в своей речи признать армянский геноцид в Османской империи со всеми вытекающими негативными последствиями для Анкары?

Турция - сама великая держава, которая проводит независимую от кого-либо политику, и ее ничем не запугать. О какой нормализации отношений с агрессором может идти речь? Агрессора надо принудить переговорами или, если они не дадут результатов, другими путями покинуть оккупированные территории. Странно, когда это не понимают. Какая страна из тех, кто хочет потакать агрессорам, потерпит оккупацию хоть крохотную часть своей территории, якобы, сепаратистами, а на самом деле прикрывающемуся ими соседнему государству? Конечно же, такой страны нет и не может быть.

Кроме того, Турцию с теми же, указанными в вопросе США уже несколько десятилетий связывают серьезнейшие военно-стратегические отношения. В Вашингтоне хорошо знают, какую важную роль она играет на большом пространстве от Ближнего Востока до Центральной Азии. Не думаю, что найдется такое правительство США, которое все это принесет в жертву интересам Армении и армянской диаспоры. Не стоит преувеличивать возможности влияния последней на внешнюю политику самого могущественного государства мира.

ИА REGNUM: Как известно, российский премьер легко договорился со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом об отмене в ближайшее время визового режима между их государствами. Но почему об этом же не могут до сих пор договориться внешнеполитические ведомства Азербайджана и Турции, несмотря на декларируемое братство двух народов?

Конечно, предстоящую отмену визового режима между Россией и Турцией можно только приветствовать. Обе эти страны - стратегические партнеры и друзья Азербайджана. Отмена визового режима оживит взаимную торговлю граждан Турции и России, усилит культурный обмен, увеличит приток туристов. То есть выиграют граждане обеих стран.

Что же касается наличия визового режима между Азербайджаном и Турцией, отмечу, что он постоянно смягчается. К примеру, азербайджанские граждане могут уже находиться в братской стране до трех месяцев. До такого же срока могут пребывать в Азербайджане граждане Турции. Уверен, что вскоре все технические препятствия устранятся и визовый режим будет окончательно отменен.