Россия и Белоруссия не могут достичь договорённости по условиям поставок нефти. Москва и Минск вошли в текущий год без соглашения по данному вопросу. Россия настаивает на варианте, при котором она готова беспошлинно поставлять Белоруссии 6 млн тонн нефти в год, облагая остальные объёмы стопроцентной пошлиной. Белоруссия стремится беспошлинно получать весь объём нефти (более 20 млн тонн в год). Переговоры, проходившие с конца декабря 2009 года в Москве, не дали результата. Ситуацию прокомментировал 13 января для ИА REGNUM Новости заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев.

Задача белорусской стороны беспошлинно получить весь объём российской нефти - около 30 млн тонн - естественно, является указанием президента. С другой стороны, Белоруссия согласилась бы на более компромиссные условия, но эти условия, опять же, должны были быть связаны с большим объёмом нефти, который поставлялся бы в республику беспошлинно. Речь, естественно, идёт об объёмах, превышающих те 6 млн тонн, которые предложила Россия. Минск также был бы способен пойти на компромисс, связанный с размерами спецпошлины, которую разрабатывал российский Минфин. Этот путь тоже мог бы устроить Белоруссию, и тогда договорённость была бы достигнута. Но ни тот, ни другой вариант категорически не устраивает Россию, поэтому компромисс стороны должны искать на каких-то других основаниях.

С точки зрения позиции России, Москва, вступая в Таможенный союз, теряет часть своих бюджетных доходов. С 1 января мы перешли на Единый таможенный тариф, который, на самом деле, не выгоден России - она теряет прибыли. Естественно, Москва начинает искать пути для закрытия этой бреши в своём бюджете. Кроме того, Таможенный союз создаётся, исходя из национальных интересов трёх государств, и Белоруссия в данном случае не может диктовать России, на каких условиях та должна вступать в эту структуру. Между тем, Россия при создании Таможенного союза (а работа над ним шла много лет) всегда подчёркивала, что она согласна на его формирование лишь при исключении определённых групп товаров, в частности, таких, как нефть и нефтепродукты. Москва всегда отстаивала эту позицию, поэтому апелляция к тому, что внутри Таможенного союза не может быть пошлин, является безосновательным аргументом, который справедливо отвергается российскими переговорщиками.

С другой стороны, Россия тоже заинтересована в поиске компромисса. Но она считает, что его можно найти в возможностях Белоруссии как неплатежеспособного государства продавать свои активы. Это обычная международная практика: если не можешь заплатить, плати активами. Задолго до нынешнего нефтяного конфликта говорилось о том, что режим нефтяных льгот для Белоруссии рано или поздно закончится. Россия предлагала стабилизировать доходную часть бюджета республики именно за счёт продажи активов, когда в сфере нефтепереработки появились бы совместные предприятия, которые могли бы приносили доход и в бюджет Белоруссии, и в бюджет России. Белорусская сторона наотрез отказалась от такого пути, хотя при этом следовали заявления о том, что Минск не против акционирования ряда своих предприятий и продажи части акций российской стороне. Но пока что это остаётся лишь в виде деклараций.

Естественно, российские корпорации, которые занимаются экспортом нефти, были бы заинтересованы в приобретении части белорусских активов. Именно на этой платформе, с моей точки зрения, и следует искать компромисс. Но Минск сейчас к этому не готов. Он ведёт дело к затягиванию переговоров, считая, что, с одной стороны, на Россию надавят покупатели российской нефти из ЕС, с другой стороны, на правительство РФ будет оказывать давление нефтяное лобби, которое заинтересовано в заключении соглашения с Минском. В Белоруссии полагают, что это лобби очень мощное, и российское правительство не устоит перед его нажимом.

Очевидно, Белоруссия также будет апеллировать к России как к лидеру Таможенного союза, угрожая ей выходом из этой организации. В Белоруссии существует иллюзия, что Таможенный союз является приоритетом внешней политики России, и что от этой программы она никогда не откажется. Соответственно, надо затянуть переговоры, и Россия дрогнет перед угрозой выхода Минска из данного объединения. Но, по-моему, в Минске переоценивают заинтересованность России в Таможенном союзе, тем более, что в краткосрочной перспективе он несёт ей одни убытки. Возможно, союз будет выгоден России позже, когда к нему присоединяться другие члены и когда появится Единое экономическое пространство. Но сейчас это не так.

Однако именно в среднесрочной перспективе, на следующем этапе развития Таможенного союза, Россия как раз сможет отказаться от пошлин на нефть. Но не сейчас. На данный момент это совершенно не соответствует интересам Москвы.