Депутат Госдумы РФ от Башкирии Андрей Назаров считает, что соблюдение максимального баланса между региональным и федеральным компонентом школьной программы возможно лишь при выведении спорных моментов за рамки обязательных программ. Об этом парламентарий заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости 13 января, комментируя выступление спикера башкирского парламента Константина Толкачева против отмены регионального компонента школьной программы.

"Безусловно, все люди имеют равные права в области получения образования, - сказал Назаров. - К этому праву я отношу и право получать образование на родном языке. В этом смысле я являюсь сторонником существования регионального компонента в государственном образовательном стандарте. В то же время задача государства - тщательное соблюдение баланса интересов и возможностей. Так, введение регионального компонента ни в коем случае не должно снижать качества образования по общим для всех регионов предметам, а возможность получать образование на родном языке для представителей одной национальности не должно превращаться обязанность для людей иных национальностей. Полагаю, что максимального баланса в этой области можно добиться, выведя особо спорные моменты за рамки обязательных программ".

Напомним, что глава парламента Башкирии выступил против отмены регионального компонента в образовании и назвал её противоречащей Конституции РФ. "Изменения Федерального закона отменяют региональный и школьный компоненты государственного образовательного стандарта и не содержат четкого определения его структуры, - сказал Толкачев. - Ликвидация указанных компонентов означает в перспективе прекращение действия всех реализуемых в настоящее время в Республике Башкортостан и других субъектах Российской Федерации учебных курсов и предметов, учитывающих региональную и местную специфику, - считает спикер башкирского парламента. - Данный законодательный акт фактически блокирует реализацию Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств, Федерального закона "О языках народов Российской Федерации". Возникающие противоречия не позволят субъектам Российской Федерации проводить языковую политику, направленную на создание условий для сохранения и самобытного развития языков народов Российской Федерации с учетом духовных, культурно-исторических, этнических, социально-экономических особенностей регионов России". По словам Толкачева, с введением в действие изменений в Закон "Об образовании" негативный процесс закрытия существующих национальных школ и школ с национально-культурным компонентом, начавшийся в ряде регионов, фактически получит государственную поддержку и приведет в конечном счете к свертыванию российского национального образования. "В результате чего могут возникнуть проблемы в вопросах развития и сохранения национальных языков, традиций и культур, - сказал Толкачев. - Особую тревогу вызывает то, что принятые изменения напрямую противоречат Конституции Российской Федерации, согласно которой "Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития" и отвергают принцип федерализма не только в области образования, но и всего федеративного устройства России". Отметим, что в декабре 2007 года в России принят закон о введении федерального образовательного стандарта, который упраздняет деление школьной программы на федеральный, региональный компонент и компонент образовательного учреждения. В Башкирии преподавание башкирского языка (как второго государственного), согласно республиканскому законодательству, проходит во всех школах региона с 1 по 11 класс. Кроме этого, в республике преподается история родного края.