Автомобили ВАЗ-21108 Премьер (на 175 мм длиннее базовой "десятки"), которые изготавливает компания "Супер-Авто", с недавнего времени оснащаются новыми силовыми агрегатами с 1,8-литровыми моторами. Словосочетание "силовые агрегаты" использовано совсем не случайно. Кроме собственно двигателя, изменениям подверглись также и узлы трансмиссии. Сцепление - усиленное, от известнейшей фирмы "Luk", коробка передач дорабатывается по одному из двух вариантов. Первый - устанавливаются другие подшипники вторичного вала, второй - устанавливается вторичный вал в сборе измененной конструкции. Доработка трансмиссии понадобилась для обеспечения возможности передачи заметно возросшего крутящего момента, развиваемого двигателями увеличенного рабочего объема. Двигателей два - восьмиклапанный ВАЗ-21118 и шестнадцатиклапанный ВАЗ-21128. Причем на обоих не просто увеличен объем, а произведена существенная переработка конструкции деталей кривошипно-шатунного механизма. Диаметр поршней возрос незначительно - с 82 до 82,5 миллиметра.

Наиболее заметное возрастание рабочего объема достигнуто за счет возросшего хода поршня - с 71 до 84 миллиметров. Таким образом, отношение хода поршня к диаметру циллиндра изменилось с 0,87 (для двигателей 2111, 2112) до 1,02. А это значит, что новые моторы из так называемых "короткоходных" превратились в "длинноходные". В этом есть как свои плюсы, так и свои минусы. Плюсы - длинноходные двигатели обладают низким значением удельной массы, большой корпусной жесткостью, хорошей экономичность и возможностью варьировать величинами мощности и крутящего момента в широком диапазоне оборотов коленчатого вала. Минус - увеличение сил инерции, ведущее к росту нагрузок на детали двигателя и соответственно к снижению его ресурса.

Однако в современном двигателестроении имеется множество способов снижения инерционных сил, главный из которых - уменьшение массы деталей. По этому пути и пошли конструкторы 1,8-литровых моторов "ВАЗ". Масса поршней снижена, во-первых, благодаря их гораздо меньшей высоте, во-вторых, более современной технологии изготовления. Сначала использовались кованые поршни, сейчас же предпочтение отдано литым по новейшей технологии, требующей минимальной механической обработки. Еще один большой плюс этих двигателей: в поршнях сделаны небольшие проточки для предотвращения порчи клапанов в случае обрыва ремня ГРМ, что случается с шестанцатиклапанным мотором ВАЗ-2112. Заметно легче стали поршневые пальцы и шатуны. Коленвал также облегчен, за счет уменьшения диаметра шатунных шеек с 47,8 до 41,5 мм и изменения формы противовесов.

Для обеспечения нормальной работы двигателям увеличенного рабочего объема были изменены калибровки контроллера "Январь-5.1", а также использованы форсунки увеличенной производительности и дроссельный патрубок с большим проходным сечением. Благодаря всем этим изменениям, трогается автомобиль ВАЗ-21108 весьма уверенно не только на первой, но и на второй передаче. А дальше - мощный, ровный, без каких-либо подхватов и провалов разгон. Такие характеристики двигателя делают процесс управления машиной очень легким - не надо напрягать себя чересчур плавным включением сцепления.