В ситуации, сложившейся вокруг российско-белорусских противоречий по поводу условий поставок российской нефти в Белоруссию, виновата существующая система по субсидированию белорусской экономики через нефтяные пошлины. Такую точку зрения высказал 11 января корреспонденту ИА REGNUM Новости президент фонда "Институт энергетики и финансов" Леонид Григорьев.

"Когда система экспортных пошлин была развита, то, поскольку Белоруссия находилась в режиме наших внутренних цен, вышло так, что белорусский Минфин начал собирать пошлины за экспорт нефти и нефтепродуктов, налоги с которых должен получать российский Минфин. Фактически произошла передача российских налогов белорусскому правительству. Причём, пока цены на нефть были не очень высокими, эта субсидия была достаточно умеренной. Но потом она стала безразмерной. Через Белоруссию проходит около 30 млн тонн нефти, которая, после переработки на белорусских НПЗ, экспортируется в Европу. И, получая нефть по внутренним ценам и экспортируя её по совершенно иным, Минск пополнял свой бюджет за счёт разницы", - напомнил эксперт.

"Более того, белорусское руководство никогда не говорило, что это реальная налоговая субсидия из России, считая данные средства своим законным доходом. Экономический рост и стабильность белорусской экономики на протяжении последних лет в значительной мере "висел" именно на этих доходах", - отметил экономист.

"Это очень большие деньги. Полную сумму трудно точно подсчитать из-за того, что там присутствуют различные виды налогов, но дело именно в этом. Сейчас российское правительство предлагает Минску поставлять по льготным ценам только 6 млн тонн нефти для внутреннего потребления, при этом реэкспорт нефтепродуктов на Запад должен оставаться в российском Минфине. Это существенная дырка в доходах белорусского правительства, которое этому сопротивляется", - сказал Григорьев.

"Дело не в том, кто виноват. Речь идёт об очень больших деньгах, которые Минск привык считать своими. И тут оказывается, что это на самом деле субсидия, нормальная региональная льгота. Остаётся вопрос, сколько от неё останется. У нас был такой кризис ровно три года назад, и теперь он начинается вновь, хоть и в более мягкой форме. Это финансовый конфликт между двумя союзническими государствами. Нужно помогать белорусам, но делать это осмыслено. Необходимо создать прозрачные механизмы, чтобы было чётко понятно, на что именно даются деньги в том или ином случае. А здесь льгота оказалось скрытой. И теперь она открылась", - подчеркнул эксперт.

"Также стоит отметить, что в белорусской экономике, например, не было кризиса 1998 года. Белоруссия достаточно сносно перенесла последние два десятилетия. Получилась очень удобно: Минск снабжал свои конечные производства российским сырьём по внутренним ценам, при этом белорусское машиностроение было востребовано, и на 80-90% его продукция шла на российский рынок. Поэтому Белоруссия, будучи самостоятельным государством со своим бюджетом, экономически жила как регион России. Но в условиях нынешнего кризиса Минфин, по-видимому, хочет ограничить масштабы субсидирования Белоруссии, и в этом весь финансовый конфликт", - считает экономист.

"Белоруссия сейчас апеллирует к Таможенному союзу, но он создавался очень быстро, в общих чертах. Сейчас каждая из его сторон может привести те или иные аргументы. В Таможенном союзе, когда происходит единая торговля и появляются дополнительные доходы, все подобные вопросы должны быть прописаны, чего сейчас не наблюдается. Белоруссия экспортирует не свою продукцию - речь идёт о реэкспорте переработки российского сырья. Поэтому данная процедура должна быть адекватно прописана в Таможенном союзе, вот и всё", - подвёл итог Леонид Григорьев.

Как сообщалоИА REGNUM Новости, Россия и Белоруссия так и не смогли прийти договорённости по вопросам условий поставок российской нефти. Россия готова беспошлинно поставить Белоруссии в 2010 году 6 млн тонн нефти для внутреннего потребления при том, что, по мнению Москвы, остальные объёмы транспортируемой в Белоруссию российской нефти (в нынешнем году Минск планирует закупить более 20 млн тонн) должны облагаться стопроцентной пошлиной. Белоруссия считает эти условия несоответствующими характеру отношений двух стран.