Иран имеет возможность вернуться в южно-кавказский регион в качестве посредника в решении конфликтов. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости заявил представитель Верховного органа Армянской революционной федерации Дашнакцутюн Армен Рустамян.

По его словам, до сих пор Иран всегда выступал в регионе со сбалансированных позиций и кроме этого ИРИ - страна, имеющая серьезное влияние. "И если говорить о перспективе Южного Кавказа, вплоть до создания системы безопасности, то без Ирана это невозможно", - отметил он. Однако, Азербайджану выгодно видеть в лице посредника в карабахском вопросе Турцию, так как с Ираном у него есть определенные проблемы, в частности антииранские настроения азербайджанцев ИРИ, которые в дальнейшей перспективе преследуют цель создания Южного Азербайджана. "И для того, чтобы сгладить эти острые углы двусторонних отношений, Баку пригласил Тегеран стать посредником в карабахском урегулировании. Что однако ничто иное как просто реверанс в сторону Ирана", - отметил Рустамян.

Примечательно, что еще в 2003 году в ходе визита в страны Южного Кавказа министр иностранных дел Ирана Кямал Харрази прямо предложил взять на себя функции посредника в разрешении конфликта. Однако тогда в Баку ответили, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта является прерогативой Минской группы ОБСЕ. "Наша позиция заключается в том, что лучшей формой посредничества Ирана в карабахском урегулировании будет пересмотр проводимой сегодня этой страной политики широкого торгово-экономического сотрудничества с Арменией", - подчеркнул глава МИД Азербайджана Вилаят Гулиев.

В период того же южно-кавказского турне Кямал Харрази заявил, что Тегеран желает создать региональную систему безопасности в формате 3+3 (Азербайджан, Армения, Грузия + Россия, Турция, Иран). Однако уже тогда Азербайджан выступил против иранской инициативы, заявив устами министра иностранных дел Вилаята Гулиева, что "сегодня Азербайджан и Грузия активно интегрируются в евроатлантические структуры", "поэтому создание на Южном Кавказе серьезной системы безопасности без участия в ней евроатлантических структур невозможно".