"В штыки! Ура! Ура! ". В.Верещагин. 1887-94.

1813 год. 6 января (25 декабря ст.ст.) манифест Александра I ознаменовал завершение Отечественной войны.

"Первоначально на лицевой стороне медали предполагалось поместить профиль Александра I, но по ряду причин император не одобрил этот проект. <Подробнее об истории создания этой награды можно прочитать в книге В.В. Бартошевича "Медаль в память Отечественной войны 1812 года как памятник эпохи".> В новом варианте в центре ее лицевой стороны изображалось "Всевидящее Око" (или "Око провидения"). Как символ Божественного всевидения и всемогущества оно появилось в Русской Православной церкви в начале XVIII века, и до середины этого века символ использовался в качестве различных изображений на боевых знаменах. Как элемент композиции "Всевидящее Око" не раз помещалось и на памятных медалях, выпускавшихся по разным поводам. Но на медали "В память отечественной войны 1812 года" слово "Отечественной" тогда писалось со строчной буквы. Из композиционной детали этот символ превратился в главное и даже единственное изображение, занимающее почти всю лицевую сторону новой боевой награды. Причем особенность эта характеризовала не медаль, выпущенную по частному случаю, - а награду, которая должна была чеканиться в большом количестве и приобрести самую широкую известность. Создатели новой награды стремились средствами медальерного искусства выразить и подчеркнуть мысль, которая была сформулирована в манифесте, подписанном Александром I позже - 25 декабря 1813 года в Вильне:

"Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить. Кто бы мог сие сделать! Можем сказать, что содеянное есть превыше сил человеческих. Итак да познаем в великом деле сем Промысел Божий, повергнемся пред святым Его Престолом, и видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли Его исполнителями". "Всевидящему оку" как нельзя лучше соответствовала четырехстрочная надпись на обороте медали "НЕ НАМЪ, - НЕ НАМЪ, - А ИМЕНИ - ТВОЕМУ". Она представляет собой усеченную цитату из 9-го стиха 113-го псалма царя Давида, а полностью слова эти звучат так: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей". Замена портрета надписью была фактом примечательным, ведь до этого на русских боевых медалях по традиции помещались портрет или вензель императора.

Первое награждение новой медалью состоялось 30 августа 1813 года во время ее освящения в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Среди награжденных были генерал от кавалерии А.П. Тормасов (бывший командующий 3-й Западной армией), генерал-лейтенант А.Б. Фок (бывший начальник штаба отдельного корпуса Ф.Ф. Штейнгеля) и др. Награждение медалями в действующей армии началось в конце 1813 года. Первые медали получили лица из свиты и придворного штата императора Александра I, а также офицеры и чиновники Главной квартиры, находившиеся тогда во Франкфурте-на-Майне. Затем началось вручение медалей и в полках".

Цитируется по: Ионина Н. 100 великих наград. М.: Вече, 2003

История в лицах

Генерал А.П.Ермолов, "Записки":

Итак, в течение семи месяцев, потерявши не менее восьми губерний, впавших во власть неприятеля, лишившись древней столицы, обращенной в пепел, имея в сердце своем более пятисот тысяч враждебных полчищ, Россия восторжествовала! Император примером непоколебимой твердости оживил в каждом надежду спасения отечества. Никто не пощадил пожертвований, призваны в пособие все средства, все возможные усилия. Исполненные самоотвержения, двинулись храбрые ополчения России; ударил час освобождения, и Бог, поборник правых, низложил горделивые замыслы врагов, и уже нет их на земле любезного отечества нашего!

Цитируется по: Записки А.П. Ермолова 1798-1826. М.: Высшая школа, 1991

Мир в это время

В 1813 году в Великобритании было основано Королевское Филармоническое Общество.

Программка концерта в честь открытия Королевского Филармонического Общества

Несмотря на войну в Европе, множество небольших групп оркестрантов давали концерты в эти годы, нередко при участии Саломона. Но постоянных объединений не было. В 1813 группа профессиональных музыкантов объединилась, чтобы исправить положение дел. Отсюда берет свое начало Филармоническое Обществе Лондона, которые стало Королевским Филармоническим Обществом в свой сотый сезон концертов в 1912 году.

Саломон дирижировал оркестром на первом концерте, за фортепьяно был Муцио Клементи.

Среди других отцов-основателей был сэр Джордж Смарт, который играл важную роль в делах Общества до 1860-х годов, скрипач и композитор Феликс Дженивикз, английский ученик Моцарта, Томаса Аттвуда, и Чарльз Нит, отправившийся в Вену, чтобы учиться с Бетховеном после того, как два года спустя закончилась война.

С небольшими перерывами Общество дало сезон из восьми концертов. Основной областью интересов была новая музыка. Первый концерт, 8 марта 1813 года, включал симфонии Гайдна и Бетховена, камерные пьесы и пьесы для голоса Моцарта".

Цитируется по материала официального сайта Королевского филармонического общества http://www.royalphilharmonicsociety.org.uk

Материал предоставлен АНО "Руниверс"