ИА REGNUM Новости публикует десятку наиболее важных с политической точки зрения событий в Грузии, произошедших в уходящем 2009 году.

Подписание США и Грузией Хартии о стратегическом партнерстве.

Хартия была подписана 9 января министром иностранных дел Грузии Григолом Вашадзе и Госсекретарем США в администрации Джорджа Буша Кондолизой Райс. Григол Вашадзе отметил, что документ намеренно был оформлен в переходный период (до вступления в должность нового президента США Барака Обамы) - "чтобы подчеркнуть, что американо-грузинское стратегическое партнерство основывается не на персональных отношениях руководства или вкусах какой-либо администрации, а на общих ценностях стран", и что его содержание обсуждалось и с командой Обамы. Согласно Хартии, в число общих интересов и ценностей Грузии и США входят развитие демократии и экономической свободы, защита безопасности и территориальной целостности, утверждение верховенства закона и уважение прав человека, включая права вынужденно перемещенных лиц на достойное и безопасное возвращение, поддержка инноваций и технологических достижений и усиление энергетической безопасности в Евразии. В документе зафиксированы основные направления сотрудничества стран в сферах обороны, безопасности, экономики, торговли, энергетики, науки, культуры, а также по укреплению демократии. В нем отмечается, что США заинтересованы в "сильной, независимой, суверенной и демократической Грузии, которая обладает ответственной оборонной силой, вносит свой вклад в утверждение безопасности и благополучия не только всех своих граждан, но и свободной и мирной Европы". Подчеркивается, что полная интеграция Грузии в европейские и трансатлантические политические и экономические институты, а также институты безопасности и обороны на основе достижения страной необходимых стандартов является общей целью для обеих сторон. Комментируя Хартию, президент Грузии Михаил Саакашвили отметил, что стратегическое партнерство и отношения на равных с "самым сильным государством мира" сделают Грузию "государством совершенно иного калибра".

Участие грузинских военнослужащих в миротворческой миссии в Афганистане в составе ISAF.

Изначально Грузия планировала направить в Афганистан одну роту и один батальон, однако в декабре было принято решение об увеличении военного присутствия. Сейчас в Афганистане находится рота 23-го батальона второй пехотной бригады, которая служит под командованием французского контингента. Это 172 миротворца и военный священник. Весной 2010 года в Афганистан будет направлен батальон из примерно 700 человек, который будет служить под командованием американских военных. Увеличить грузинский воинский контингент в Афганистане руководство Грузии решило, отозвавшись на последние инициативы президента США Барака Обамы. Число военнослужащих, которые будут направлены в Афганистан дополнительно, пока не уточняется. Известно лишь, что эти миротворцы будут служить в зоне британской ответственности.

Продление на один год мандата миссии наблюдателей ЕС в Грузии.

Главы МИД стран-членов Евросоюза 27 июля утвердили решение о продлении мандата миссии наблюдателей ЕС в Грузии (МНЕС) на один год - до 14 сентября 2010 года. Участники заседания отметили, что мандат МНЕС распространяется на всю территорию Грузии и призвали соответствующие стороны обеспечить миссии доступ на территории Абхазии и Южной Осетии, "в чем до сих пор ей было отказано". Ситуация в этом отношении не изменилась по сей день. В связи с этим глава МНЕС Ханс-Йорг Хабер заявил, что ЕС рассматривает возможность мониторинга ситуации в Абхазии и Южной Осетии при помощи спутников. "Это ни в коей мере не является полноценной заменой нашего присутствия в этих районах, которое абсолютно необходимо для полного исполнения мандата. Однако это лучше, чем ничего. В итоге мы сможем документально фиксировать любые крупные передвижения войск или строительные работы", - отметил он. Миссия наблюдателей ЕС в Грузии официально приступила к работе 1 октября 2008 года. Ее задачами является контроль над выполнением мирного плана Медведева-Саркози, а также содействие в обеспечении общественного порядка и возвращении беженцев. В составе миссии - около 200 невооруженных наблюдателей из 22 стран ЕС - полицейские, военные, правозащитники и эксперты. В МИД Грузии отметили, что продление мандата МНЕС - значимый фактор в отношении обеспечения безопасности и стабильности, и что "работа наблюдателей ЕС приобрела особое значение после того, как из-за позиции России прекратили работу мониторинговые миссии ООН и ОБСЕ". Мандат миссии ООН в Грузии истек 15 июня, и Россия наложила вето на его продление, поскольку соответствующий проект резолюции Совбеза ООН содержал ссылки на документы, в которых говорится о территориальной целостности Грузии. Наблюдатели ООН практически уже покинули страну. Несмотря на это, глава миссии и спецпредставитель Генсека ООН Йохан Вербеке по его просьбе продолжает представлять ООН на женевских переговорах по безопасности на Южном Кавказе. Москва выступила и против продления мандата миссии наблюдателей ОБСЕ - опять же из-за того, что его формат "не учитывает нынешних реалий". В результате 30 июня наблюдатели ОБСЕ прекратили свою деятельность в Грузии.

Опубликование международной комиссией под эгидой ЕС доклада по расследованию обстоятельств российско-грузинской войны.

Объем документа, обнародованного в Брюсселе 30 сентября, превышает 1000 страниц. И Россия, и Грузия выразили в целом удовлетворение выводами комиссии. Вместе с тем, каждая из сторон дает совершенно иную трактовку доклада. Так, российские власти заявляют, что в документе дается ясно понять, что войну в Южной Осетии начала Грузия - с обстрела Цхинвали в ночь с 7 на 8 августа 2008 года. Грузинское же руководство отмечает, что, согласно выводам комиссии, война не начиналась 7 или 8 августа, и что широкомасштабный вооруженный конфликт был лишь "кульминацией той возрастающей напряженности, провокаций и инцидентов, которые осуществлялись на протяжении длительного периода". Грузинское руководство делает акцент на то, что независимая комиссия четко зафиксировала, что Россия не выполняла свои обязанности миротворца, и что в Южной Осетии была проведена этническая чистка грузинского населения. И грузинская, и российская стороны не согласны с несколькими отдельными оценками комиссии, в том числе с обвинениями каждой из них в непропорциональном применении силы. Грузинская оппозиция называет доклад комиссии, возглавляемой швейцарским дипломатом Хайди Тальявини, непредвзятым и важным. Как заявляет оппозиция, в отчете объективно отмечается, что "власти России, осуществив против Грузии акт агрессии, грубо нарушили международные нормы и принципы". Вместе с тем, подчеркивают оппозиционеры, "отчет комиссии дает очень тяжелую оценку действиям президента Грузии Михаила Саакашвили, в первую очередь, его политически безответственному и неразумному решению об открытии огня в направлении Цхинвали, спровоцировавшему последующее развитие событий". Оппозиция призвала население страны "сделать все возможное для освобождения от режима Саакашвили и избрания государственно мыслящего и ответственного руководства". Доклад комиссии прокомментировали и в Евросоюзе. В заявлении ЕС выражается надежда на то, что "выводы доклада будут способствовать лучшему пониманию происхождения и хода прошлогоднего конфликта, и в более широкой перспективе внесут вклад в будущие международные попытки с точки зрения превентивной дипломатии". "Мирное и продолжающееся урегулирование конфликтов в Грузии должно основываться на принципах независимости, суверенитета и территориальной целостности Грузии", - подчеркивается в заявлении Евросоюза.

Выход Грузии из СНГ.

18 августа 2009 года Грузия завершила формальные процедуры по выходу из Содружества независимых государств. Решение о выходе из этого объединения было оглашено президентом Грузии после начала российско-грузинской войны. 14 августа 2008 года парламент страны единогласно поддержал это решение и упразднил участие Грузии в договорах, определявших ее пребывание в СНГ. В их числе - Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, Решение Совета глав государств СНГ о принятии Устава СНГ от 22 января 1993 года и Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года. На заседании в Бишкеке в октябре прошлого года Совет министров иностранных дел СНГ удовлетворил заявку Грузии о выходе из состава Содружества. Однако поскольку соответствующая нота МИД Грузии поступила в Исполком СНГ 18 августа 2008 года, а согласно уставу СНГ членство в этой организации прекращается через 12 месяцев после письменного уведомления, то официальной датой выхода Грузии из СНГ стало 18 августа 2009 года. Как заявили в грузинском внешнеполитическом ведомстве, решение о выходе из Содружества было обусловлено военной агрессией России против Грузии - одного участника СНГ против другого, оккупацией Россией части грузинских территорий и признанием ею "так называемой независимости созданных ею же марионеточных режимов на оккупированных территориях". В МИД отметили, вместе с тем, что, в соответствии с Венской Конвенцией от 1969 года, для Грузии остаются в силе международные многосторонние договора, участие в которых не ограничено членством в СНГ. Речь идет о 75 договорах, в том числе соглашении о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников, договоре о создании зоны свободной торговли, конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Грузия вступила в СНГ самой последней из республик бывшего СССР. Соответствующее решение было утверждено парламентом страны 1 марта 1994 года.

Масштабные акции протеста оппозиции.

Главными требованиями участников акций, начавшихся 9 апреля, были отставка президента Грузии Михаила Саакашвили и проведение досрочных президентских и парламентских выборов. В акциях участвовали до двух десятков политических объединений, в том числе "Демократическое движение - единая Грузия" (лидер - Нино Бурджанадзе), "Путь Грузии" (Саломэ Зурабишвили), "Консервативная партия" (Звиад Дзидзигури), "Движение за единую Грузию" (лидер - Ираклий Окруашвили). Одной из форм протеста был монтаж в центре города, в том числе перед парламентом на проспекте Руставели и перед президентской резиденцией на Авлабаре, импровизированных "камер заключения", в которых участники акций находились круглосуточно. По заявлению оппозиционеров и их сторонников, эти "камеры" были своего рода символом того, что Грузия превратилась в полицейское государство. Оппозиция также проводила ежедневные митинги, устраивала шествия, несколько раз перекрывала автомагистрали и окружала государственные ведомства "живой цепью". Серия акций протеста была прекращена в конце июля - после приезда в Грузию вице-президента США Джозефа Байдена и его встречи с лидерами оппозиции. Оппозиционеры заявили, что они продолжат добиваться скорейшей смены нынешних властей (мирным путем), однако что касается выражения протеста, то они изыщут для этого другие формы. Примерно за неделю до визита Байдена парламент страны принял поправки в закон "О собраниях и манифестациях", ужесточающие правила проведения акций. Оппозиция расценила их как антидемократические.

Утверждение поправок в избирательное законодательство.

Парламент Грузии 28 декабря утвердил изменения в избирательное законодательство, которые определяют новые процедуры и правила проведения выборов в органы местного самоуправления. Местные выборы должны состояться весной 2010 года, точную их дату должен назвать президент страны. Над подготовкой изменений в избирательное законодательство с февраля этого года работала специальная группа из представителей около десятка политических объединений - правящей партии и оппозиции, при поддержке Национально-демократического института США. Однако в пакете законопроектов, который в итоге был внесен в парламент, была учтена лишь часть предложений оппозиции. Одно из них - прямые выборы мэра Тбилиси. Согласно утвержденным поправкам, для победы на выборах кандидату в мэры необходимо набрать не менее 30% голосов (оппозиция требовала установить этот барьер на уровне 45-50%). В случае если ни один из кандидатов не сможет преодолеть 30%-ный барьер, будет назначен второй тур, и победителем в нем будет считаться кандидат, набравший большее число голосов. Сакребуло (местный орган самоуправления) будет состоять из 50 членов, 25 из которых должны быть избраны по мажоритарной системе, и еще 25 - по партийно-пропорциональной системе. По партийным спискам пройдут представители тех избирательных субъектов, которые преодолеют 4%-ый барьер. Для перепроверки списков избирателей за четыре месяца до выборов партии получат государственное финансирование. Изменения в законодательство предусматривают комплектование заново Центральной избирательной комиссии. Из 13 членов ЦИК 6 будут представителями властей и 6 - оппозиционных объединений. Председатель ЦИК будет выбран из трех кандидатур, которые выдвинет президент Грузии на основе консультаций с неправительственным сектором. Изменения коснулись также правил утверждения избирательных протоколов, сроков их обжалования и ряда других вопросов. Часть оппозиционных сил в преддверии местных выборов решила объединить свои усилия и провести в конце марта так называемые "праймериз" - для выявления единых кандидатов на должность мэра Тбилиси и членов Сакребуло. В их числе - Консервативная партия (Звиад Дзидзигури) и "Партия народа" (Коба Давиташвили). Лидер "Альянса за Грузию" Ираклий Аласания заявил, что настроен скептически в отношении "праймериз", но окончательного решения по этому вопросу еще не принял. Другая часть оппозиции, в том числе "Демократическое движение - единая Грузия" (Нино Бурджанадзе) и Лейбористская партия (Шалва Нателашвили) вообще не намерена принимать участия в местных выборах. Эти оппозиционеры заявляют, что в условиях отсутствия в стране демократической среды местные выборы явятся, фактически, "избирательным фарсом", и что, несмотря на изменения, принятые в законодательство, ситуацию по-прежнему будут контролировать президент Грузии и глава МВД. По мнению оппозиционеров, для реального изменения ситуации в стране необходимы не местные, а президентские выборы.

Мятеж бронетанкового батальона в Мухровани.

По официальной информации, 5 мая 2009 года базирующийся в Мухровани бронетанковый батальон объявил о своем неповиновении властям. После многочасовых переговоров с представителями властей бунт был прекращен. Мятеж в Мухровани начался после того, как МВД Грузии объявило о раскрытии заговора в подготовке в стране военного переворота с участием бывших высокопоставленных чиновников министерства обороны. Сразу же после мятежа по делу о его подготовке были задержаны бывший командующий отрядом спецназа "Дельта" Гия Гваладзе, бывший командир Национальной гвардии генерал-майор Коба Кобаладзе, командир бронетанковой бригады Мамука Горгиашвили. Бывший командир Тбилисского батальона рейнджеров Леван Амиридзе, генерал Гия Криалашвили и полковник Коба Отанадзе были объявлены в розыск. В ночь на 21 мая была проведена спецоперация по их задержанию, в ходе которой Криалашвили был убит, а Амиридзе и Отанадзе - тяжело ранены. Спустя несколько дней председатель комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе заявил, что мятеж бронетанкового батальона в Мухровани преследовал масштабные цели - "как минимум, провоцирование беспорядков, как максимум - ввод российской оккупационной армии в Тбилиси", и что, к счастью, он остался изолированным инцидентом. В организации мятежа Таргамадзе обвинил российского миллиардера грузинского происхождения Александра Эбралидзе (который в середине мая заявил о своем желании баллотироваться на пост президента Грузии на следующих выборах). Судебный процесс в связи с мятежом в Мухровани еще не завершен. Всего по этому делу проходят несколько десятков военных и гражданских лиц. Часть из них, в том числе Гваладзе, признали вину и согласились на заключение процессуальной сделки. В результате в начале октября Гваладзе и еще несколько человек были приговорены к двум годам лишения свободы, а те, кто обвинялся в неоповещении о готовящемся преступлении, получили по два года условно. Другие свою вину категорически отрицают. В их числе - Отанадзе, Амиридзе, Горгиашвили и Кобаладзе, которых прокурор требует приговорить, соответственно, к 30-и, 29-и, 19-и и 13,5 годам лишения свободы. Адвокаты подсудимых и грузинская оппозиция считают, что события вокруг Мухровани - "спектакль, разыгранный властями после того, как им не удалось вовлечь воинские подразделения во внутриполитические эксцессы".

Снос Мемориала славы в Кутаиси.

По распоряжению грузинских властей 19 декабря в Кутаиси был взорван Мемориал славы, посвященный грузинам, павшим в годы Второй мировой войны. Взрыв повлек гибель двух местных жительниц - 8-летней девочки и ее матери, в которых попали обломки композиции, еще несколько человек были ранены. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело. Нескольким работникам ООО "Сакпеткмрецви" ("Грузвзрывпром"), осуществлявшего взрывные работы, в том числе техническому директору компании Автандилу Дарсавелидзе, предъявлено обвинение в грубом нарушении правил безопасности. В связи с произошедшим Михаил Саакашвили срочно вернулся из Дании в Грузию и снял с должности губернатора региона Имерети Михаила Чоговадзе. Президент Грузии назвал день, когда произошла трагедия, "одним из самых тяжелых" для него дней и заявил, что никогда не простит виновных в смерти жителей Кутаиси. Между тем, снос Мемориала славы вызвал острую реакцию в грузинском обществе не только из-за гибели двух человек. Значительная часть населения и оппозиционно настроенные политики обвинили власти в варварстве и продолжении тенденции разрушения традиций, истории и культуры. По их заявлениям, Мемориал, сооруженный в 1981 году по проекту известного скульптора Мераба Бердзенишвили, нес символическую нагрузку победы над фашизмом. И его подрыв имел мало общего с "реабилитацией", на необходимость которой указывало грузинское МИД в своем заявлении. Они указали и на то, что за день до разрушения Мемориала - 18 декабря Генассамблея ООН приняла проект резолюции, осуждающей прославление нацизма, а также осквернение памятников борцам с фашизмом. Оппозиция считает, что перенос даты так называемого демонтажа Мемориала - изначально это планировалось сделать 21 декабря, был связан с намеченной на этот день акцией протеста против разрушения памятника. Снос Мемориала привел и к новому витку обострения российско-грузинских отношений. МИД РФ выступил со специальным заявлением, в котором назвал случившееся "актом государственного вандализма" и "вызовом всему мировому сообществу". А премьер России Владимир Путин выступил с инициативой воссоздания Мемориала в Москве (эту инициативу уже поддержала Госдума). Михаил Саакашвили призвал Россию не политизировать ситуацию вокруг Мемориала. "В Москве лишь ищут повод для критики действий и политики властей Грузии. На фронтах Второй мировой войны воевало семьсот тысяч жителей республики, каждый второй из них погиб. Мы помним об этом вкладе и ценим, поэтому пусть никто не учит нас тому, как чтить память воинов", - заявил он. Россия является оккупантом Грузии, и странно, что она защищает памятник славы Советской армии, правопреемником которой является, - добавил Михаил Саакашвили. Власти намерены построить на месте Мемориала новое здание парламента - в сентябре законодательный орган принял решение о частичном переносе своей деятельности в Кутаиси. Оппозиция же требует построить там церковь в память погибших, в том числе жертв взрыва в Кутаиси.

Подписание межправительственного соглашения по проекту NABUCCO.

Межправительственное соглашение по проекту газопровода NABUCCO было подписано в Анкаре 13 июля Турцией, Австрией, Болгарией, Венгрией и Румынией, в присутствии представителей транзитных государств и стран - потенциальных поставщиков природного газа. Проект NABUCCO, оцениваемый в 7,9 миллиарда долларов, предполагает транспортировку природного газа в европейские страны в обход России - через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Новый газопровод станет продолжением уже построенного трубопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум и рассчитан на ежегодную транспортировку 20-30 миллиардов кубометров. Переговоры по NABUCCO, один из основных вопросов которых - гарантии заполнения магистрали газом - ведутся не первый год. Они активизировались в начале 2009 года, после того, как разразился российско-украинский газовый конфликт. Начать строительство газопровода планируется в 2011 году, первая фаза его эксплуатации намечена на 2014 год. В числе стран - потенциальных поставщиков газа для NABUCCO называются Азербайджан, Туркменистан, Иран и Ирак. По заявлению министра энергетики Грузии Александра Хетагури, объем газа, полагающийся Грузии за участие в проекте NABUCCO в качестве транзитной страны, покроет всю ее потребность в этом виде энергоресурсов. Ожидается, что Грузия будет получать газ по формуле "5+5", то есть 5% объема транспортируемого газа - бесплатно, и еще 5% - по льготной цене. Грузинские власти отмечают, что реализация проекта имеет для страны как экономическое, так и политическое значение, и, кроме того, повысит энергобезопасность не только Грузии, но и Европы в целом. Они называют NABUCCO самым масштабным проектом региона.