Беглым банкирам посвящены целые абзацы Концепции развития финансового сектора в посткризисный период, которая вступит в действие в Казахстане с 1 января 2010 года. Однако при этом регулятор явно проспал момент, когда активы выводились. Более того - по результатам анализа ключевого документа, регламентирующего деятельность финансового сектора республики, можно говорить о том, что монетарные власти страны упустили момент накопления рисков и только сейчас наверстывают упущенное. По мнению директора Центра анализа общественных проблем, Меруерт Махмутовой, на восстановление доверия к банковской системе Казахстана уйдут годы. Это - прямой результат вхождения государства в капитал банков. Об этом эксперт рассказывает в интервью ИА REGNUM Новости.

ИА REGNUM: Принятием Концепции развития финансового сектора в посткризисный период монетарные власти страны показали - Казахстан будет придерживаться политики закручивания гаек. Какими будут последствия этого шага?

Я бы сказала, что попытка "закручивания гаек", прописанная в Концепции, на что указывает частое использование слов "будут ужесточены требования", является ответом на то, что регулятор упустил момент накопления рисков в финансовой системе в 2006-2007 гг.

Ряд этих мер объективно необходим. Рассмотрим раздел Концепции "Укрепление системы надзора и регулировании финансового сектора". Например, ужесточение требований по перестрахованию за рубежом, ограничения заимствования на публичном рынке для кредитных товариществ и микрокредитных организаций, снижение лимита заимствования на одного заемщика. Международный опыт свидетельствует, что размеры микрокредитов на заемщика должны составлять в среднем около двух ВВП на душу населения, что в нашем случае составляет чуть более 16 000 долларов, на практике же максимальный размер микрокредитов составлял около 70 000 долларов. Правда, в Концепции ничего не сказано также о непомерных ставках. Все это ограничивало доступность финансовых услуг широким слоям населения, увеличивало риск невозврата кредитов.

Согласна я и с тем, что в этом разделе четко прописали: специализированные банки создаваться не будут. А то в начале года под шумок кризиса собирались создать специальный аграрный банк, что не согласуется с масштабами сектора: если в 1990 г. доля сельского хозяйства в ВВП составляла 34% ВВП и в советское время существование Агробанка было оправданно (позднее он был приватизирован, потом и обанкрочен), то сейчас сельское хозяйство дает только около 5-7% ВВП. В лоббировании создания Агробанка четко проглядывал интерес закачать капитал в банк, затем тихо его приватизировать. Поэтому это в целом позитивное решение отказ от создания специализированных банков.

Декларативными в Концепции выглядят фразы: "...базовые принципы свободного рынка, такие как конкуренция, неприкосновенность частной собственности и поощрение деловой инициативы, останутся незыблемыми, а эффективная деятельность частного сектора будет стимулироваться. Приоритетным направлением станет восстановление доверия к финансовому сектору республики для решения задачи по мобилизации внутренних ресурсов". Потому что именно вхождение Самрук-Казыны в капитал банков подорвало доверие к банковскому сектору, на восстановление которого уйдут годы. Девальвация подорвала доверие к национальной валюте. Поэтому было бы честным прописать эти вещи.

ИА REGNUM: Почему, на ваш взгляд, такой важный и концептуальный документ не был вынесен на обсуждение?

Это не совсем так. Документ был вывешен на сайте Национального банка на казахском и русском языках (его и сейчас там можно найти) и можно было участвовать в Форуме там же на сайте. Кроме того обсуждения были в рамках Ассоциации финансистов с участниками рынка: банками, пенсионными фондами, страховыми компаниями, и др.

ИА REGNUM: Какое значение будет иметь Концепция для инвестиционного климата страны? Ведь не секрет, что многие параметры документа как будто специально создавались под беглых банкиров, которых за пределами Казахстана уже целый пул?

Не думаю, что появление Концепции как-то критически может повлиять на инвестиционный климат страны. Как известно большая часть инвестиций направлялись в нефтегазовый и банковский сектора. С проявлением нестабильности на мировых рынках примерно с сентября 2007 г. начался отток капитала из банковского сектора, тогда как приток других инвестиций не прекращался. Так что сигнал был давно, и дело здесь не в Концепции.

Беглым банкирам посвящены абзацы про выявление и возврат выведенных активов, впрочем, и этот сигнал запоздал, точнее, регулятор проспал момент, когда, собственно, активы и выводились.

ИА REGNUM: Ключевой особенностью документа является полное отсутствие прописанной ответственности монетарных властей. Это особенно интересно в свете фактического доведения до преддефолтного состояния БТА и Альянса...

Да, полезно было бы обозначить те моменты, которые были упущены регулятором прежде, в 2006-2007 гг. и прописать меру ответственности на будущее, чтобы подобное не повторялось. А то доминирует только одна точка зрения про злодеев банкиров. К ней, правда, время от времени хотят еще добавить ответственность аудиторов. Закономерно возникает вопрос, где же был регулятор, который постоянно имел возможность следить за отчетностью банков?

ИА REGNUM: Недавно председатель правления Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" Кайрат Келимбетов заявил, что в Казахстане должно остаться не больше 10-15 банков. Как эта идея может отразиться на финансовой системе?

В целом у нас охват финансовых услуг населением является недостаточным. Поэтому политика укрупнения банков сродни ситуации с политическими партиями, можно оставить один банк, как например одну партию в Парламенте - Нур Отан, но будет ли это увеличивать доступ населения к финансовым услугам и развивать конкуренцию на рынке финансовых услуг?

ИА REGNUM: В названии Концепции фигурирует словосочетание "посткризисный период". Получается, в отдельно взятой стране с 1 января 2010 года наступит посткризисный период?

Название "посткризисный период", на мой взгляд, обозначает временной горизонт реализации ряда идей Концепции, например восстановление доверия к финансовой системе требует времени, также развитие фондового рынка не сиюминутный процесс.

Несколько преждевременны заявления о том, что Казахстан вышел из кризиса, мы находимся в кризисе, падение экономики пока не преодолено. 2010 г. тоже будет непростым, и многое здесь зависит от ситуации на мировых рынках. От цен на углеводороды, других условий.

ИА REGNUM: На заседании Совета инвесторов президент ЕБРР Томас Мирров отметил, что доля малого и среднего бизнеса в Казахстане неуклонно падает. И сопоставил свои слова с заявлением президента Нурсултана Назарбаева о том, что 90 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций пришли в страну, но "большая часть этой суммы пошла в нефтегазовый и горнодобывающий сектор". В целом слова Миррова довольно точно отражают моду на укрупнение госкомпаний. Уже много раз говорилось, к чему может привести такая политика. Но до сих пор непонятны долгосрочные ее последствия.

Малый и средний бизнес кормит большую часть населения страны, в отличие, например от добывающего сектора, нефтегазового, занятость в котором ограниченна. Становление МСБ способствует становлению среднего класса, что способствует в долгосрочном плане устойчивости страны. Например, в рамках антикризисных мер львиная доля средств была выделена банкам, строительным компаниям. И лишь один миллиард - малому и среднему бизнесу. Это в масштабах почти 20 млрд. долларов, затраченных на борьбу с кризисом. По моему, цифры очень точно показывают приоритеты власти.

ИА REGNUM: Президент на совете инвесторов отметил отсутствие интереса крупных транснациональных корпораций в развитии альтернативных секторов экономики. И даже пригрозил искусственной стимуляцией инвестиционного интереса к программе индустриализации. Сумеет ли на ваш взгляд правительство в обозримой перспективе хотя бы начать разработку механизма сотрудничества малого и среднего бизнеса с крупными инвесторами?

Малый и средний бизнес неинтересен крупным инвесторам, это должно быть в первую очередь заботой самого государства. У нас и свои институты развития не отличаются большим вниманием к малому и среднему бизнесу, а Фонд Даму превратился только в бесполезного посредника, накручивающего проценты (около 8%) поверх банковских. Так, что можно вспомнить Крылова "не лучше ли кума..." как там было дальше? Считаю, что развитие рынка микрокредитования, расширение доступа к финансовым услугам, снижение ставок будут способствовать становлению МСБ.