Большинство архангелогородцев в Новый год останутся дома, мечтая о путешествиях: исследование
Архангельская область, 29 декабря, 2009, 01:11 — ИА Регнум. Агентство "Форис" провело исследование "Новогоднее настроение". Исследование проводилось с 17 по 24 ноября 2009 года call-центром Центра социологических и маркетинговых исследований ФОРИС с 17 по 24 ноября 2009 года. Опросом охвачено 734 респондента (жителей г. Архангельска в возрасте от 18 лет и старше). Выборка репрезентативна по полу и возрасту населения г. Архангельска. Статистическая ошибка в исследованиях с подобной выборкой не превышает 3,5% (при доверительном интервале в 95%).
ГДЕ И С КЕМ ЖИТЕЛИ АРХАНГЕЛЬСКА ПРЕДПОЧИТАЮТ ВСТРЕЧАТЬ
По данным опроса социологического агентства "Форис", большинство жителей города Архангельска предполагают отметить Новый год дома и с семьей. Только 17,2% респондентов собираются встречать Новый год вне дома.
Как сообщили ИА REGNUM Новости в агентстве "Форис", ответы респондентов распределились следующим образом. Почти 8% опрошенных собираются в гости к родственникам или друзьям, а чуть более 3% хотели бы провести новогоднюю ночь на работе с друзьями и коллегами. Совсем немногие респонденты предпочитают "экзотические" варианты встречи Нового года: 2,4% планируют поездки в другие города России, и лишь 1% - поездку за границу. Чуть более 2% архангелогородцев будут шумно отмечать Новый год в клубе или ресторане, в то время как 2,8% опрошенных будут встречать праздник в одиночестве. На конец ноября достаточно большое число людей (10,6%) не определились, где они проведут праздничную ночь.
Мужчины отличаются меньшей "традиционностью" при выборе места празднования Нового года: вариант "дома" более распространен среди женщин (78% против 63%), а мужчины чаще выбирали варианты встречи на работе, в ресторане/баре/ночном клубе, в другом городе или стране. Молодежь 18-24 лет меньше всего настроена встречать Новый год дома, предпочитая праздновать в компании друзей, барах и ночных клубах. Социологи отмечают, что желание праздновать Новый год дома снижается с ростом уровня дохода опрашиваемых респондентов.
Сотрудники агентства поинтересовались у жителей Архангельска, сколько примерно денег они планируют потратить на празднование Нового года. Несмотря на кризис, 75% опрошенных не намерены сокращать свои расходы на эти цели: 28,7% сохранят их на уровне прошлого года, а 46,5% готовы потратить и больше. "Возможно, достаточно высокий процент тех, кто планирует потратить больше, связан с ростом цен на продукты питания в течение года, который не прошел не замеченным для жителей города, и многие понимают, что этот Новый год обойдется им уже дороже", - комментируют сотруднгики агентства "Форис". Лишь 8,2% горожан готовы сэкономить на празднике, а 1,4% не планируют тратить деньги совсем, т.к. не собираются отмечать Новый год.
Доходная группа[1], % | ||||
ниже среднего | среднее | выше среднего | высокое | |
больше, чем в прошлом году | 33,7 | 51,7 | 45,0 | 48,2 |
столько же, сколько и в прошлом году | 26,9 | 27,9 | 31,9 | 28,0 |
меньше, чем в прошлом году | 13,9 | 6,1 | 7,9 | 9,3 |
не праздную новый год | 4,4 | 0,4 | 1,1 | 0,0 |
еще не определился | 21,1 | 13,8 | 14,1 | 14,6 |
Итого, % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Расходы на праздничный стол составляют значительную часть всех расходов горожан на новогодние праздники. Согласно результатам опроса, в этом году большинство респондентов (35,3%) решили уложиться в достаточно скромный бюджет на новогодний стол в пределах 2000 рублей. Более четверти опрошенных готовы потратить на угощения от 2000 до 4000 рублей. Достаточно велик процент и тех, кто готов потратить бόльшую сумму: 12,5% планируют сумму от 4000 до 6000 рублей, а для 5% респондентов и эта сумма не предел. Средняя сумма расходов на праздничный стол составит 2500-3000 рублей.
ДОХОД в среднем на одного члена семьи, % | |||||
до 5000 р. | 5001-10000 р. | 10001-15000 р. | 15001-20000 р. | более 20001 р. | |
до 500 рублей | 3,3 | 3,6 | 1,1 | 0,0 | 0,0 |
от 501 до 1000 рублей | 8,5 | 14,1 | 10,6 | 11,2 | 3,3 |
от 1001 до 2000 рублей | 37,4 | 26,7 | 17,3 | 17,5 | 7,8 |
от 2001 до 4000 рублей | 25,4 | 29,2 | 27,6 | 21,8 | 34,4 |
от 4001 до 6000 рублей | 13,0 | 7,6 | 19,3 | 25,6 | 20,9 |
от 6001 до 8000 рублей | 0,0 | 2,2 | 2,1 | 0,0 | 4,4 |
от 8001 до 10 000 рублей | 0,0 | 1,3 | 2,1 | 5,2 | 4,4 |
более 10 001 рублей | 0,0 | 0,8 | 1,1 | 6,1 | 3,3 |
затрудняюсь ответить | 12,6 | 14,5 | 18,8 | 12,5 | 21,6 |
Итого, % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ
Не менее интересно узнать, какие яства архангелогородцы обязательно поставят на новогодний стол. Респондентам было предложено выбрать несколько ответов из списка самых популярных новогодних блюд. Наибольшее количество ответов набрали фрукты. Без них не представляют свой новогодний стол 80,8% опрошенных. Следующие по популярности ответы - горячее мясное блюдо и нарезка, их назвали 70,8% и 68,5% респондентов соответственно. Интересно отметить, что блюдо - "символ" Нового года - салат "Оливье" занял лишь четвертую сорочку в общем рейтинге с результатом 63,5%. Популярные в советское время шпроты появятся на новогодних столах лишь у 15,5% опрошенных.
Доходная группа, % | ||||
ниже среднего | среднее | выше среднего | высокое | |
салат "Оливье" | 60,0 | 63,2 | 69,2 | 47,2 |
салат из крабовых палочек | 36,7 | 47,4 | 38,2 | 35,9 |
сельдь под шубой | 46,7 | 46,9 | 45,1 | 35,3 |
горячее мясное блюдо | 63,7 | 72,8 | 75,1 | 55,6 |
горячее рыбное блюдо | 25,6 | 31,7 | 32,5 | 38,5 |
нарезка (овощи, сыр, колбаса и т п.) | 60,7 | 70,7 | 71,5 | 61,2 |
заливное/холодец | 39,8 | 42,2 | 48,6 | 43,2 |
винегрет | 15,5 | 17,5 | 19,5 | 24,0 |
шпроты | 10,2 | 15,7 | 16,8 | 13,4 |
фрукты (в т.ч. мандарины) | 70,5 | 83,7 | 83,9 | 78,4 |
выпечка | 42,3 | 44,2 | 42,4 | 39,4 |
не планирую накрывать новогодний стол | 7,0 | 1,7 | 1,6 | 0,0 |
другое | 6,6 | 4,2 | 5,6 | 11,9 |
еще не определился | 10,3 | 8,3 | 8,7 | 13,8 |
Итого, % | 495,7 | 550,2 | 558,6 | 497,9 |
Говоря о праздничном столе, было бы неправильно не поинтересоваться у жителей Архангельска, какие спиртные напитки они предпочитают употреблять в новогоднюю ночь. Почти половина опрошенных (48,5%) не представляет Новый год без шампанского. Данный напиток больше предпочитают женщины (31% против 17,2% мужчин). В пользу водки как новогоднего напитка высказалось 13% опрошенных, среди которых большинство мужчин (9,7%). Вина выбрали почти 12% опрошенных. 17,2% респондентов ответили, что не планируют употреблять в новогоднюю ночь спиртные напитки.
Мужчины, % | Женский, % | |||||||||||
Возраст | ||||||||||||
18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | Итого, % | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | Итого, % | |
шампанское | 4,0 | 4,7 | 2,5 | 3,1 | 2,9 | 17,2 | 5,1 | 7,2 | 5,4 | 5,7 | 7,6 | 31,0 |
вино красное | 0,3 | 0,7 | 0,3 | 0,3 | 0,6 | 2,2 | 1,0 | 0,1 | 1,0 | 0,8 | 1,9 | 4,9 |
вино белое | 0,5 | 0,0 | 0,3 | 0,0 | 0,1 | 1,0 | 0,7 | 0,5 | 0,8 | 1,1 | 0,5 | 3,6 |
плодовое вино | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
водка | 0,5 | 1,5 | 2,2 | 3,1 | 2,4 | 9,7 | 0,2 | 0,1 | 0,3 | 1,0 | 1,9 | 3,5 |
пиво | 0,3 | 0,0 | 0,2 | 0,0 | 0,0 | 0,5 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
ликеры/бальзамы | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,2 | 0,3 | 0,1 | 0,6 |
коньяк | 0,0 | 0,5 | 0,3 | 0,7 | 0,6 | 2,1 | 0,2 | 0,3 | 0,0 | 0,5 | 1,0 | 2,0 |
не употребляю спиртного | 2,0 | 1,8 | 2,7 | 1,2 | 1,9 | 9,6 | 2,0 | 1,1 | 1,1 | 0,8 | 2,5 | 7,5 |
ПОДАРКИ
Основной статьей расходов являются подарки родным и близким. Следует отметить, что, несмотря на неблагоприятные экономические условия, сэкономить на подарках родным и близким решили лишь 9% всех опрошенных респондентов. С возрастом количество желающих подарить подарки своим родным и близким уменьшается.
ПОЛ | ВОЗРАСТ | Да | Нет |
Мужской | 18-24 | 98% | 2% |
25-34 | 93% | 7% | |
35-44 | 83% | 17% | |
45-54 | 81% | 19% | |
55+ | 87% | 13% | |
Женский | 18-24 | 100% | 0% |
25-34 | 100% | 0% | |
35-44 | 91% | 9% | |
45-54 | 95% | 5% | |
55+ | 85% | 15% |
Среди тех, кто планирует дарить подарки, 20% еще не определились, какую сумму они готовы на них потратить. "Экономными дарителями" с суммой на новогодние подарки до 1000 рублей, можно назвать 13% архангелогородцев. А "щедрыми" с суммой от 8000 рублей и более - 14,5%. Средняя сумма расходов на подарки составит 3800-4300 рублей.
Мужчины, % | Женщины, % | |||||||||||
Возраст | ||||||||||||
18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | Итого | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | Итого | |
до 500 рублей | 0 | 0 | 0,6 | 0,2 | 0,8 | 1,6 | 0,4 | 0 | 0 | 0,5 | 2 | 2,9 |
от 501 до 1000 рублей | 0,9 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,8 | 2,5 | 1,6 | 0,7 | 0,7 | 1,3 | 1,8 | 6,1 |
от 1001 до 2000 рублей | 1,1 | 0,9 | 1,3 | 0,7 | 1,9 | 5,9 | 2,5 | 1,9 | 2 | 1,1 | 2,8 | 10,3 |
от 2001 до 4000 рублей | 1,7 | 2,1 | 0,7 | 1,7 | 0,9 | 7,1 | 2,9 | 2,2 | 1,1 | 2,2 | 2,1 | 10,5 |
от 4001 до 6000 рублей | 1,7 | 0,7 | 1,3 | 1,7 | 1,3 | 6,7 | 0,7 | 2,8 | 1,8 | 1,1 | 1,2 | 7,6 |
от 6001 до 8000 рублей | 0,7 | 1,1 | 0,9 | 0 | 0 | 2,7 | 0,4 | 0 | 0,4 | 0,5 | 0,3 | 1,6 |
от 8001 до 10 000 рублей | 0,7 | 1,1 | 0,6 | 0,6 | 0 | 3 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 1,8 | 0,6 | 4,2 |
более 10 001 рублей | 1,1 | 2 | 1,3 | 0,4 | 0,5 | 5,3 | 0,2 | 0,4 | 0,7 | 0,2 | 0,6 | 2,1 |
еще не определился | 0,7 | 1,8 | 1,1 | 2,2 | 2 | 7,8 | 0,9 | 2,1 | 2,3 | 3,2 | 3,8 | 12,3 |
Из представленной таблицы видно, что мужчины в целом, и особенно мужчины 25-44 лет, чаще предпочитают дарить более дорогие подарки. Респондентам было предложено выбрать из списка подарков то, что они планируют подарить своим родным и близким на Новый год. На момент опроса 38,4% респондентов еще не определились с выбором. Лидирующую позицию среди подарков занимает косметика и парфюмерия. Их планируют преподнести своим родным и близким 25,8% опрошенных. Почти 13% подарят конфеты, а 12,3% считают, что самый лучший подарок - это деньги. В рейтинге новогодних подарков не последнее место занимают подарочные сертификаты, их планируют приобрести 8% опрошенных. Среди других вариантов ответов, которые предлагали сами респонденты в пункте "другое", наиболее популярными были сувениры. Этот вариант назвал каждый десятый от общего количества ответивших на вопрос.
Мужчины, % | Женщины, % | |
конфеты | 10,7 | 14,3 |
алкоголь | 3,0 | 3,3 |
подарочные сертификаты | 3,9 | 10,8 |
бытовую технику | 15,8 | 7,5 |
мобильный телефон | 8,5 | 3,5 |
деньги | 11,1 | 13,2 |
ювелирные изделия/ часы | 13,1 | 4,5 |
косметику/парфюмерию | 19,8 | 30,3 |
одежда/обувь | 4,5 | 11,4 |
путешествие | 2,2 | 1,0 |
книги | 6,8 | 12,6 |
СD-DVD диски | 8,5 | 12,2 |
спортинвентарь | 5,5 | 6,7 |
другое | 12,5 | 20,9 |
еще не определился | 41,5 | 36,1 |
Женщины предпочитают покупать в качестве подарков косметику/парфюмерию, сувениры, книги и CD/DVD диски, одежду/обувь и подарочные сертификаты. Для мужчин более характерно дарить бытовую технику, мобильные телефоны, ювелирные изделия/часы. Далее сотрудники агентства спросили у респондентов, чтобы они попросили у
В результате большинство респондентов (18,2%) мечтают получить на Новый год путешествие. А вот планируют подарить путешествие своим родным и близким всего 1,5% опрошенных. Вторым по популярности ответом являются деньги, которые хотели бы получить на Новый год 6,3% архангелогородцев. Далее по популярности следует группа достаточно дорогостоящих подарков: бытовая техника, мобильные телефоны и ювелирные изделия/часы (5%; 3,6% и 3,5% соответственно). Получить в качестве подарка на Новый год косметику и парфюмерию хотели бы всего 1,7% опрошенных. В качестве варианта "другое" чаще всего респонденты называли здоровье, автомобиль, квартиру - 10%, 4% и 3% от общего числа опрошенных соответственно.
ЖЕЛАНИЯ
Всем респондентам был задан вопрос, загадывают ли они в новогоднюю ночь желания. 62% ответили положительно. Мужчины загадывают новогодние желания реже женщин, и с возрастом вера в чудеса и у тех, и у других уменьшается. Сотрудники агентства "Форис"также поинтересовались у респондентов, исполнилось ли желание, загаданное ими в прошлую новогоднюю ночь. У большинства опрошенных (55%) желания исполнились полностью или частично. У 26% горожан желания, к сожалению, не сбылись.
ОЦЕНКА УХОДЯЩЕГО ГОДА
Респондентам было предложено оценить, каким для них лично и для страны в целом был уходящий 2009 год. Большинство опрошенных отметили уходящий год для себя лично как хороший (63%), а вот для жизни страны в целом как плохой (34%).
ПЛАНЫ НА 2010 ГОД
Всем респондентам был задан вопрос, чего они хотят добиться в 2010 году. 22,7% горожан хотят в будущем году съездить за границу, почти 22% - сделать ремонт. Всерьез заняться своим здоровьем намерены 37% респондентов. Из них 13,6% планируют похудеть, 12,2% были бы не прочь бросить курить, а 11,2% хотели бы заняться спортом. Почти 12% опрошенных в предстоящем году планируют сменить работу, 16% хотели бы приобрести новые знания и навыки (выучить иностранный язык - 9%, научиться водить машину - 7%). Около 5% архангелогородцев мечтают наладить личную жизнь и завести ребенка.
Мужчины, % | Женщины, % | |
Сделать ремонт | 16,6 | 26,0 |
Поехать за границу | 16,7 | 27,4 |
Заняться спортом | 11,3 | 11,1 |
Сменить работу | 12,5 | 11,0 |
Похудеть | 6,9 | 18,8 |
Бросить курить | 17,7 | 7,9 |
Научиться водить машину | 4,9 | 8,6 |
Найти (нового) супруга, партнера | 4,9 | 5,8 |
Завести ребенка | 4,5 | 4,7 |
Выучить иностранный язык | 9,1 | 9,0 |
Завести домашнее животное | 3,3 | 4,1 |
Другое | 27,7 | 23,4 |
Ничего из перечисленного | 9,0 | 8,5 |
Затрудняюсь ответить | 8,7 | 7,2 |
Женщины больше всего в 2010 году мечтают поехать за границу, сделать ремонт и похудеть. Для мужчин более актуально бросить курить и добиться успехов на работе. Среди покупок, которые горожане планируют в 2010 году, первое и второе место, несмотря на экономический спад, занимают автомобили и недвижимость - 13% и 11% соответственно. За ними следует различная бытовая техника и электроника. Так, 6,3% собираются купить персональный компьютер, а 20% опрошенных планируют покупку различной бытовой техники. Среди других ответов, которые респонденты называли самостоятельно, наиболее популярными были мебель и ремонт (6 и 3% соответственно от общего числа ответивших на вопрос).
Мужчины, % | Женщины, % | |
Стиральную машину | 2,9 | 3,6 |
Мобильный телефон | 5,3 | 3,2 |
Персональный компьютер | 6,6 | 6,1 |
Телевизор | 3,6 | 3,8 |
Холодильник | 4,7 | 3,4 |
Микроволновую печь | 3,0 | 3,4 |
Пылесос | 2,3 | 4,1 |
Домашний кинотеатр | 1,2 | 3,6 |
Дом или дачу, дачный участок | 3,6 | 5,0 |
Квартиру | 8,2 | 5,4 |
Автомобиль | 19,3 | 8,8 |
Ничего из перечисленного | 22,1 | 23,4 |
Другое | 12,3 | 18,4 |
Затрудняюсь ответить | 23,5 | 22,6 |
ПОЖЕЛАНИЯ
В конце интервью сотрудники агентства "Форис" спросили у респондентов, что они пожелали бы всем жителям города Архангельска на 2010 год. Самым популярным ответом было пожелание здоровья. Почти с одинаковой частотой респонденты желали всем архангелогородцам счастья и финансового благополучия. 4,4% опрошенных посчитали, что в предстоящем году нам особенно пригодится терпение. Реже всего респонденты желали архангелогородцам в 2010 году добра и любви.