Совет Федерации РФ 25 декабря ратифицировал российско-белорусское соглашение о создании единой системы ПВО Союзного государства. Данная система предназначена для охраны воздушных рубежей Союзного государства, разведки с целью предупреждения воздушного нападения противника, зенитно-ракетного прикрытия стратегических объектов. Суть данного проекта прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM Новости независимый политолог Игорь Джадан.

Технологические планы, обнародованные в течение последнего месяца-двух, предполагают к 2015 году завершить разработку нового комплекса С-500, который уже будет способен перехватывать ракеты средней дальности. Он закроет практически все дыры в противовоздушной обороне России, кроме возможности проникновения некоторых классов межконтинентальных ракет. Эти классы собираются "закрыть" к 2020 году, если конечно, данные планы будут выполнены.

Естественно, есть некоторые сомнения в том, что сроки будут выдержаны. Уже были жалобы на то, что разработка комплекса С-500 продвигается не так быстро, как хотелось бы. Но, в любом случае, направление развития понятно: Россия в какой-то мере пытается повторить развитие американской системы ПРО. Это вполне симметричный ответ России на развитие технологий западных стран.

В политическом плане очень важно, что союзник России Белоруссия переходит под этот "зонтик", который будет активно создаваться, несмотря на технологические трудности. Можно сказать, что в перспективе и другие союзники России подтянутся к тому же "зонтику". Сейчас есть чёткая тенденция к формированию групп государств на основе создающихся систем ПРО и иных видов защиты. Мы видим это на Западе, где в центре стоят США, предлагающие свой "зонтик" всем своим союзникам без исключения - Европе, Израилю, Японии, Южной Корее. Естественно, это привязывает эти государства к Вашингтону ещё больше. Я думаю, что Россия пытается пойти тем же путём. В ином случае, все создающиеся её усилиями структуры типа ОДКБ и "созвездия" латиноамериканских союзников, активно формирующегося при участии Москвы, не будут жизнеспособными. Эти режимы хотят, чтобы их сотрудничество с Россией имело какие-то перспективы, и чтобы им не угрожали хотя бы воздушные налёты. Поэтому данные страны будут стремиться либо под крыло НАТО, либо, если Россия сумеет создать адекватную альтернативу, они смогут войти в российскую систему. Так что на ближайшие двадцать лет развитие вполне предсказуемо.

Третий участник данной игры - это Китай, который начинает предлагать свои разработки в области ПВО таким странам, как Иран и Пакистан. Кстати говоря, в Иране китайские инициативы конкурируют с российскими, уже появляется элемент соперничества. В некоторых регионах, например, в Иране, Африке и в той же Латинской Америке, Китай будет активно продвигать свои системы. Пекин, правда, пока слабоват технологически, и в ближайшие десять лет он не сможет достойно конкурировать с Россией и США, но потом это может измениться. Китай вкладывает огромные средства в разработку как противоракетного, так и противоспутникового оружия. Пекин в этой сфере активно догоняет Россию, естественно, на каком-то этапе он начнёт предлагать свои противовоздушные системы и среднеазиатским государствам. По всему периметру своих границ он будет конкурировать с Россией за союзников. Просто сейчас Китай в этом отношении ещё слаб.

Про Америку этого сказать нельзя. К примеру, на Украине происходит постоянное перетягивание каната, и Киев, в конце концов, должен будет решить, под чей "зонтик" он перейдёт. Думаю, эта тенденция сохранится в течение ближайших двадцати лет. И то, что Россия присоединила Белоруссию к своей системе, является очень важным моментом. Он обозначает направление, говорит, что для Москвы не всё потеряно, и что блок стран-союзников России не сужается, а расширяется. Теперь эти страны имеют возможность получить первоклассную систему защиты на уровне не хуже западного. Думаю, для властей союзнических для России государств в Средней Азии и Латинской Америке это является очень позитивным сигналом.